Урок трудового обучения в 4-м классе по теме: "Корзина с цветами из пластиковых упаковок"

Разделы: Технология


ТЕМА: Обработка упаковочных материалов.

Корзина с цветами из пластиковых упаковок.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • формировать у обучающихся навыки работы с бросовым
  • материалом; развивать творческие способности учащихся,
  • умение самостоятельно планировать работу; воспитывать
  • чувство товарищества и взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • пластиковые бутылки, упаковки из под шампуня,
  • пенопласт, поролон, сухие веточки деревьев, листья,
  • травинки, ножницы, фломастеры, карточки-инструкции,
  • карточка для оценки, сигнальные карточки, “Толковый словарь” Ожегова, образец изделия.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.

Закройте глаза, посчитайте до 3, открываем.

Мы с вами оказались в стране “Мастерляндии” в гостях у Шарика и Мурки. А самый главный мастер в этой стране Очумелые Ручки.

/Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку/

Шарик /подметая/: Погода скверная, плохое настроение.

Мурка /вздыхает, глядя в окно/: Тоска зелёная.

Шарик /собирает разбросанные упаковки/: Помогла бы хоть что ли?!

Мурка: Я занимаюсь только творческой работой.

Появляются Очумелые Ручки.

Шарик и Мурка: Ура!

Шарик: С какими материалами мы будем сегодня работать?

Мурка: Чур, я на улицу не пойду: там сыро, а мы, кошки, сырую погоду не  любим.

Очумелые Ручки: А что у вас сложено в той мусорнице?

Шарик: Это-мусор, мы убирались в своих ящиках и нашли там много ненужного.

Мурка: Сейчас Шарик всё это выбросит.

Очумелые Ручки: А вот выбрасывать пока ничего не надо. Это именно тот материал, с которым мы сегодня будем работать. Мы назовём такие материалы нетрадиционными. Вы познакомитесь с их свойствами и возможностями.

Желаю вам удачи и помните: Красна птица опереньем, а человек - уменьем!

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, вы конечно уже догадались, что мы сегодня будем мастерить изделия из пластиковых упаковок.

Учитель демонстрирует образцы изделий.

III. Знакомство со свойствами обрабатываемых материалов и словарная работа.

Давайте посмотрим, из какого материала сделана корзинка?

А вы знаете значение слова пластмассы?

Обратимся к толковому словарю. Как там объясняется значение этого слова?

Пластмассы - искусственно созданные материалы, которым можно придать самые разнообразные качества. Они разнообразны по окраске, красивы.

А сейчас мы определим, какими свойствами обладает этот материал.

У вас на парте лежат полоски из пластика /нарезанные из пластиковых бутылок/. Попробуйте изогнуть их. Получилось?

Как называется свойство пластика, которое позволило изогнуть узкие полоски, превратив их в стебельки? ГИБКОСТЬ.

Попробуйте разорвать полоску из пластика. Возможно это? Какой можно сделать вывод?

ПРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Что произойдёт с пластиковой бутылкой, если на неё надавить и отпустить? Как называется это свойство материала? ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Каждый из вас держал в руках пластиковую бутылку, сделайте вывод, какая она по весу?

ЛЁГКИЙ МАТЕРИАЛ

Как вы думаете, пенопласт и поролон “родственники” или нет всем этим пластмассам?

/Да, это виды пластических материалов/

Многие из пластмасс обладают высокой прочностью, поэтому их часто применяют как заменители металлов, древесины и других материалов, встречающихся в природе.

Давайте подумаем и назовём, что делают из пластмассы?

- Детали машин, механизмов

- трубы

- посуду

- упаковки и многое другое.

После использования пластиковые упаковки выбрасывают и надолго загрязняют окружающую среду: полимерные материалы практически не разлагаются. Мы сегодня рассмотрим варианты вторичного использования таких упаковок.

IV. Анализ изделия.

За окном холодно, сыро, а у нас на столе полная корзина цветов! На тонких зелёных стебельках красные и синие венчики. Цветов много-много, еле поместились в корзинку.

Где-то мы видели эту корзинку, на что-то она похожа?

А из чего сделаны стебли и листья? Цветочки? Как можно использовать это изделие?

Какие инструменты нам понадобятся?

Вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

Возьмите карточку с цифрами и красный карандаш.

Если вы согласны с моим высказыванием, то закрасьте клетку с цифрой

- Передавай ножницы кольцами вперёд/ да - 8, нет - 0/

- Нельзя держать ножницы открытыми и размахивать ими / да-10, нет - 15/

- Нельзя ходить с раскрытыми ножницами /да - 3, нет-19/

-Работай только исправными инструментами /да - 1, нет - 17/

- Жесткий пластик режь не торопясь, следи за пальцами левой руки. / 2/

- Будь очень внимателен: острые концы пластика могут оцарапать руку. /4/

Отложите карточки, мы к ним вернёмся в течение урока.

V. Планирование работы.

А сейчас давайте подумаем, в каком порядке мы будем выполнять эту работу?

Что, по вашему мнению, мы должны выполнить сначала, что потом?

/Учащиеся составляют план работы./

Изготавливать корзину мы будем по группам. Давайте повторим правила работы в группе.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  1. Иди верно, по маршруту.
  2. Дружно шагай по маршруту. Каждый в группе имеет право высказаться.
  3. Не теряй времени даром. Не понял, спроси.
  4. Будь осторожен, выполняя работу.
  5. Пройденный маршрут путь к успеху. Научился чему-то сам, научи другого.

Командиры, распределите в группе обязанности. Если вы готовы покажите зелёный сигнал.

Пожелаю вам успешной и дружной работы. Постарайтесь, чтобы каждое ваше изделие имело “изюминку”. На партах у вас лежат карточки с изображением возможных вариантов корзин.

Самостоятельное выполнение работы. Учитель помогает детям выполнять трудные операции.

VII. Подведение итогов.

Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились. Не зря говорят: Дело мастера боится! Ребята, а что такое икебана? Давайте послушаем Луизу. Она нашла толкование этого слова в справочной литературе. И посмотрите какую икебану составили ребята из 4 группы.

Пришло время дать ответы на вопросы главного мастера страны “ Мастерляндии” Очумелые Ручки.

Возьмите карточки и карандаш.

Пластик очень

6) лёгкий
5) тяжелый

Этот материал

7) прочный
8) легко рвется

Он

9) гибкий
12) не гнется

Если вы со мной согласны, то закрасьте цифру 13

Пластмассы применяют в машиностроении.

Если пластмасса заменяет металлы, древесину закрасьте цифру 14.

Ну и наконец, если вам понравился наш урок, закрасьте цифры 11, 12, 5.

Какой хитрый мастер! Он выставил вам оценку за урок. Что вы получили?

Спасибо вам, ребята, вы хорошо потрудились. Я вами довольна. Урок окончен.