Актуальным явлением современной школы является ее сотрудничество с различными внешкольными учреждениями. Наша школа имеет опыт такой работы с учреждениями дополнительного образования, экскурсионным бюро, кинотеатром, детской городской библиотекой. Каждое из названных учреждений помогает в решении вполне определённых задач учебно-воспитательного процесса.
В современном мире, когда ребенок проводит много времени в союзе с компьютером, телевизором, чтение отходит на второй план, что не может не тревожить учителей и родителей. Низкий уровень техники чтения, отсутствие общего интереса к книгам влечет за собой отставание в овладевании и другими школьными предметами, снижением общего уровня культуры. Ребята медленнее читают математические задачи, не всегда запоминают их условия, некоторые понятия им неизвестны вообще из-за узкого кругозора. Читая тексты литературных произведений, они не всегда запоминают последовательность событий, не могут составить план рассказа или передать его содержание.
При проведении анкетирования детей на вопрос “Чем я люблю заниматься в свободное время” имели место следующие варианты ответов: 100% ответили “играть”; 86% - “рисовать”; 60% - “читать”. Таким образом, было выявлено, что чтение не является приоритетным занятием учащихся, что и заставляет нас обратить внимание на данный вид деятельности учащихся, приобщить ребят к детскому чтению. Именно детская библиотека в сотрудничестве с педагогом школы может оказать большую помощь семье в приобщении ребенка к детскому чтению и его общем развитии.
Опыт совместной работы с детской городской библиотекой на протяжении шести лет позволяет нам выделить следующие этапы организации взаимодействия с библиотекой:
- Установка контакта с библиотекой.
- Знакомство с программой и опытом работы учреждения.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Выяснение особенностей содержания программы обучения учащихся класса.
- Изучение перечня городских и общешкольных мероприятий с целью привлечения сотрудников библиотеки к оказанию помощи в подготовке к ним учащихся.
- Выяснение интересов, запросов родителей и возможности привлечения их к участию в совместных мероприятиях в библиотеке.
- Совместное планирование работы.
- Организация совместной деятельности в течение учебного года.
- Подведение итогов в конце учебного года в различных формах (игра, устное обсуждение, анкетирование).
- Анализ посещаемости библиотеки учащимися, выявление и награждение наиболее активных семей.
Примерная тематика библиотечных занятий.
Цели:
- Познакомить младших школьников с основами информационной библиотечной грамотности.
- Повысить уровень читательского интереса и техники чтения учащихся.
- Развить навык самостоятельной работы с книгой.
№ п/п | Тема |
Форма проведения |
Субъекты деятельности |
1 класс |
|||
1. |
Аптека для души |
Экскурсия с элементами игры |
Библиотекарь, педагог, родители |
2. |
Откуда есть пошла книга |
Беседа |
Библиотекарь, педагог |
3. |
Как мышонок Куки отправился грызть науки |
Беседа с элементами театрализации |
Методист, руководитель театральной студии, педагог, библиотекарь |
4. |
На сказочной планете (виды сказок) |
Беседа |
Библиотекарь, педагог, родители |
5. |
Книжное царство (знакомство с жанрами литературы) |
Беседа с элементами игры |
Библиотекарь, педагог |
6. |
Задушевное слово (рифма, ритм, “буриме”) |
Практическое занятие |
Библиотекарь, педагог, родители |
7. |
В Книжном царстве я – король (итоговое занятие) |
Литературная игра |
Библиотекарь, педагог, родители, методист, руководитель театральной студии |
2 класс |
|||
1. |
Вхождение в книжное царство (типы и виды изданий) |
Беседа |
Библиотекарь, педагог, методист |
2. |
Сказки и краски (художники-иллюстраторы детских книг) |
Беседа с элементами игры |
Библиотекарь, педагог, родители |
3. |
Элементы книги |
Практическое занятие |
Библиотекарь, педагог |
4. |
Как мышонок Куки и поросенок Хрюки добывали себе знания самостоятельно (научно-познавательная литература) |
Беседа с элементами театрализации |
Библиотекарь, педагог, руководитель театральной студии, методист |
5. |
На сказочной планете 2 (литературная сказка) |
Беседа |
Библиотекарь, педагог |
6 |
Зарубежные литературные сказки (С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”) |
Литературная игра |
Библиотекарь, педагог, родители |
7. |
Придумай сказку |
Игра со сказочными предметами |
Библиотекарь, педагог |
8. |
От папируса до диска |
Беседа |
Библиотекарь, педагог, родители |
9. |
В лабиринте информации (итоговое занятие) |
Литературная игра |
Библиотекарь, педагог, родители, методист, руководитель театральной студии |
3 класс |
|||
1. |
Про друкаря Ивана и историю книгопечатания |
Беседа, видеофильм |
Библиотекарь, педагог |
2. |
Тайны истории людей (книги по истории) |
Беседа с элементами игры |
Библиотекарь, педагог |
3. |
Тайны природы (природоведческая литература) |
Беседа, викторина, видеофильм |
Библиотекарь, педагог |
4. |
В мире техники (техническая литература) |
Беседа, практическое занятие |
Библиотекарь, педагог, родители |
5. |
Мышонок Куки расширяет кругозор (справочники, словари) |
Практическое занятие |
Библиотекарь, педагог, методист |
6. |
Каждодневное чудо (детская периодика) |
Беседа |
Библиотекарь, педагог, родители, методист |
4 класс |
|||
1. |
От считалки до былины (русский фольклор) |
Практическое занятие с элементами театрализации |
Библиотекарь, педагог, родители, руководитель театральной студии |
2. |
Волшебная сила искусства |
Экскурсия в отдел искусств |
Библиотекарь, педагог, методист |
3. |
Русской речи государь по прозванию Словарь |
Библиографическая игра |
Библиотекарь, педагог |
4. |
Я выбираю сам (знакомство с каталогом) |
Практическое занятие |
Библиотекарь, педагог, родители |
5. |
Тайна – поиск - информация (итоговое занятие) |
Практическое занятие с элементами игры |
Библиотекарь, педагог, родители, руководитель театральной студии, методист |
В качестве примера проведения совместных с библиотекой занятий приведём методическую разработку литературной игры для учащихся вторых классов “Чудесное путешествие”. Игра проводится по книге С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.
Цель: развивать познавательные интересы учащихся; формировать сплоченный ученический коллектив; развивать умение принимать решения в группе.
Форма: игра с элементами викторины.
Оформление: выставка рисунков к произведению; эмблемы команд в увеличенном размере; эмблемы для каждого участника; два листа бумаги формата А3, цветные карандаши; пословицы (“Кто смел, тот и будет верным товарищем”, “Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно”); рисунки с изображением белки, совы, аиста; предметы для оказания первой помощи (бинты, йод, вата, нашатырный спирт, шины).
Вступление. Сообщение ведущего о теме мероприятия, представление жюри и команд. Выступающие команды представляют себя (название, девиз, эмблема). Жюри оценивает первый конкурс.
Задание по номинации “Продолжи рассказ”.
В рассказ, который вы услышите, вставить недостающие слова (выходят по одному представителю от каждой команды и поочередно называют слова).
В маленькой … (шведской) деревушке … (Вестменхег) жил когда-то мальчик по имени … (Нильс). С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал … (ворон) и ловил … (двойки), в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дёргал за хвост, будто хвост – это верёвка от дверного … (колокольчика). Так прожил он до … (12 лет). И тут случилось с ним необыкновенное … (происшествие).
Задание по номинации “Рассказ”.
От каждой команды выходит по одному игроку для выполнения следующих заданий:
1 команда – рассказать, почему Нильс стал маленьким и как он оказался в небе.
2 команда – каким было первое испытание для Нильса? (Ночь на льдине).
Задание по номинации “Пословица”.
За смелость и отвагу вожак стаи похвалила Мартина, ведь это был обычный домашний гусь, который не побоялся лететь с дикими гусями в дальний путь. Из слов, выданных каждой команде, составить афоризм, которым гусыня оценила характер Мартина (слова записаны на отдельных листочках).
1 команда – “Кто смел, тот будет верным товарищем”
2 команда – “Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно”
Задание по номинации “Спаси друга”.
Много испытаний выпало на долю двух друзей: Нильса и Мартина. Среди них – помощь от укуса муравьёв. А теперь представьте, что вам необходимо оказать медицинскую помощь своему товарищу. Из предметов, предложенных игрокам, выбрать те, которые необходимы, чтобы завязать пораненную руку. По 2 человека от команды выполняют это задание. Назовите лекарственные растения, которые можно использовать в этой ситуации.
Задание по номинации “Рисунок”.
Итак, первый населённый пункт за время путешествия – Глиммингенский замок, и первое важное испытание, выпавшее на долю наших героев.
От каждой команды выходит по 3 представителя, которые на листах бумаги должны нарисовать замок и защитить свой рисунок.
Задание по номинации “Блиц-опрос”.
За 1 минуту ответить на вопросы на знание содержания сказки (по одному представителю от команды).
- Что было раньше на дне ущелья? (горный поток)
- Самый старый житель замка (аист)
- Имя самого старого жителя замка (Эрменрих)
- Как выражается вечное недовольство Эрменриха? (ходит, повесив нос)
- Какие страшные хозяева возвращаются в замок? (крысы)
- Почему крысы идут в замок? (узнали о запасах зерна)
- Какой день выбран для нападения? (перед праздником)
- Почему? (все готовятся к празднику, замок некому защитить)
- Сколько раз аист подбросил нильса? (7)
- Где устроил гнездо аист? (на колесе от телеги)
- Перечислить, кто был у гнезда аиста (кошка, совы, летучие мыши)
- На что были похожи движущиеся крысы? (на дорогу)
- Кто полетел за дудочкой? (филин)
- Какой силой обладала дудочка? (волшебная сила, гипноз)
- Почему Нильса попросили играть на ней? (он был человеком)
- Сколько времени на это потребовалось? (вся ночь)
- Как Нильс победил крыс? (пошли за звуками дудочки и утонули)
- Где проходил праздник зверей? (гора кулаберг)
- Почему Нильс не мог быть на празднике зверей? (он был человеком)
- Какие птицы предсказывали праздник зверей (журавли)
- Особенность отношений между всеми животными в праздник зверей (перемирие)
- Кто нарушил традиции? (лис Смирре)
- Как лис был наказан? (откусили кончик уха как клеймо преступления)
Задание по номинации “Музыка”.
А как бы вы, ребята, сыграли на волшебной дудочке песню?
Приглашаются по 1 представителю от команды, которые должны сыграть на дудочке мелодию (можно исполнить куплет из песни).
Итог. В конце игры ведущий подводит итоги по активности, сплочённости, правильности ответов (на уровне общего впечатления).
Жюри в течение игры может несколько раз подводить итоги, называя количество заработанных баллов (система оценки произвольная); в конце игры подводится общий итог и выявляется победитель.
По итогам совместных занятий в библиотеке учащимся выпускного четвертого класса были предложены вопросы, ответы на которые показывают уровень интереса к посещению библиотеки. Так, на вопрос “Понравились ли вам занятия в библиотеке?” ученики единодушно ответили положительно. На вопрос “Чему вы научились?” дети ответили: “Научились самостоятельно выбирать книги, бережно с ними обращаться, пользоваться словарями”. Особенно запомнились ребятам театральные постановки, тематические игры, практические занятия. По итогам работы был выпущен сборник детских стихов по рифме, который был вручён каждому учащемуся (Приложение 1). Детям нравилось также присутствие родителей, которые были непосредственными участниками занятий. Положительным результатом занятий можно назвать также посещение детьми и их родителями библиотеки в выходные дни.