Урок риторики во 2-м классе. Освоение жанра "Разговор по телефону"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока: - помочь овладеть модельной характеристикой жанра “Разговор по телефону” и способствовать её активному использованию при создании собственных речевых текстов.

Задачи:

  1. Помочь учащимся составить портрет адресата, которого не видишь (по телефону).
  2. Помочь учащимся составить модель жанра “Разговор по телефону”, а также овладеть умением разговора по телефону в любых ситуациях.
  3. Развивать речевую способность к точному и выразительному изложению мысли.
  4. Воспитывать нравственное отношение к слову и ответственность за произнесенное слово.

Оборудование и материалы для работы учащихся:

  • задание от ритора (приложение 1, приложение 2);
  • 2 телефонных аппарата; иллюстрация с телефоном для записи структуры жанра;
  • Чудинов Ю. В. , Чудинова А. Р. Риторика диалога.
  • Учебное пособие для начальной и средней школы. Часть 1. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001;
  • И. А. Стернин. Книга для учащихся 2 класс “Культура общения”.

Оборудование и материалы для работы учителя:

Модель жанра “Разговор по телефону”, телевизор, диск с мультфильмом по произведению К. И. Чуковского “Телефон”.

Содержание урока

I. Мобилизующий этап:

-Добрый день, мои дорогие УЧАЩИЕСЯ! Начинаем наш очередной урок риторики, но сначала, как всегда, подготовимся к уроку. Для этого выполним несколько упражнений.

Психологические, артикуляционные и дыхательные упражнения.

Сядьте правильно, улыбнитесь. Вдохните и плавно выдохните. Повторите 3-4 раза.

“Шмель”. К вам в форточку влетел шмель и кружит по комнате, не находя выхода. Изобразите его полёт с помощью звука ЖЖЖЖ.

а) резко опускайте вниз нижнюю челюсть, затем также резко поднимайте вверх;

б) упирайтесь кончиком языка в левую щеку, как бы желая проткнуть её изнутри; также вправо;

в) читайте медленно и слитно:

ЧИЩЩИ, ЧЕЩЩЕ, ЧЁЩЩЁ, ЧУЩЩУ, ЧАЩЩА, ЧИЩЩИ

ЩИЧЧИ, ЩЕЧЧЕ, ЩЁЧЧЁ, ЩУЧЧУ, ЩАЧЧА, ЩИЧЧИ.

г) произнесите очень тихо, очень громко, как медвежонок говорит:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать не хочу. [2]

II. Этап постановки учебной задачи.

- Молодцы! Вы теперь уже все готовы к дальнейшей работе.

1. Прочитайте текст и подумайте, почему Настя оказалась в такой ситуации?

“Насте на день рождения подарили диск “War Craft”. Она взяла его в школу, чтобы показать ребятам. Когда она пришла домой, то обнаружила, что диска нет. Последним, кто держал диск, был Саша, значит, он и забрал, подумала Настя и решила сразу ему позвонить. Вот она уже набирает номер телефона Саши.

- Алло! – слышен голос с того конца.

- Сашка! Если ты не отдашь мой диск “War Craft”, я тебе покажу! Я учительнице скажу, я бабушке скажу, я тебе не знаю, что сделаю! – решительно заявила в трубку Настя.

Какой Сашка?! Какой костюм?! Это кто там хулиганит?! – ответил грозный мужской голос в трубку, а потом пошли короткие гудки”.

Итак, почему же Настя оказалась в такой ситуации?

- Как вы думаете, с чего нужно было начинать разговор по телефону?

- Давайте проверим наше предположение и обратимся к авторитетному источнику, т. е. прочитаем “Советы ритора” [1]

Советы Ритора:

а) Начало разговора может выглядеть примерно так:

- Здравствуйте!

- Здравствуйте.

Звонит Настя. Можно мне поговорить с Сашей?

Или:

- Доброе утро.

- Доброе утро.

Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону.

- А если Настя звонила Саше и случайно попала в другую квартиру, где тоже живёт Саша, но другой, и у него тоже есть одноклассница по имени Настя. Поэтому при телефонных разговорах особенно нужны вопросы на понимание и вопросы на уточнение.

б) Выберите наиболее подходящие варианты ответов:

Вариант I.

Здравствуйте!

- Здравствуйте.

Звонит Настя, одноклассница вашего сына… Мы с ним сегодня хотели встретиться, я звоню, чтобы договориться. Можно мне поговорить с Сашей?

Вариант II.

- Доброе утро.

- Доброе утро.

Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону. Я обещала ему позвонить.

- Подумайте, разве нельзя было задать такой вопрос тому, кто ошибочно позвонил. Тогда сразу бы обнаружилось, что ошиблись номером.

Ритор задаёт задание:

а) Объединитесь в группы и придумайте, как можно больше вопросов, которые помогли бы обнаружить ошибку при разговоре с неизвестным человеком.

б) Озвучьте, пожалуйста, свои варианты ответов.

III. Этап моделирования способа решения задачи.

- Итак, с чего же нужно начинать разговор по телефону?

(На доске выставляются части модели жанра “Разговор по телефону”, но после того как дети назовут их)

“Разговор по телефону”

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Просьба-приглашение адресата.

Как начать разговор по телефону, мы уже знаем. Попробуйте в группе составить начало телефонного разговора по правилам. Разыграйте эти ситуации.

- Возможен ли такой разговор?

- В какой группе разговор был наиболее удачным?

IV. Этап конкретизации способа.

1. Просмотр отрывка из мультфильма по произведению К. И. Чуковского “Телефон”.

- Все ли правила разговора по телефону были соблюдены?

- Что вы хотели бы изменить в репликах героев?

2. Распределите роли и разыграйте сценки следующего телефонного разговора по группам:

I группа:

Косте ошибочно позвонил неизвестный человек, не представился по правилам, и Костя сделал так, что ошибка была обнаружена.

II группа:

Косте позвонил его приятель Рома, и они поговорили по всем правилам телефонного разговора.

III группа:

Представьте себе, что вам звонит злоумышленник и хочет вас выманить из дома, чтобы затем украсть вас и шантажировать ваших родителей. Как нужно себя вести, чтобы не случилась беда?

3. Разыграйте ситуации.

V. Этап определения критериев контроля и оценки.

- На что нужно обратить внимание при разыгрывании и при оценивании ситуаций?

Точность (соблюдение структуры данного жанра)

Краткость (разговор по телефону должен быть кратким)

Артистичность.

(критерии предъявляются перед показом сценок)

VI. Этап переноса способа на жизненные ситуации.

- Подумайте, были ли в вашей жизни случаи, когда вы попадали в ситуации, схожие с теми, в которые мы рассматривали сегодня, или другие случаи?

- Подготовьте рассказ и предъявите его товарищам по классу на следующем уроке.

VII. Рефлексия.

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Пригодится ли вам это открытие в жизни?

- Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?[2]

  1. Когда звоните - здоровайтесь.
  2. Не кричите.
  3. Говорите по делу.
  4. Не говорите долго.
  5. Не звоните очень поздно и очень рано.
  6. Если ошиблись номером, извинитесь.
  7. Отвечайте вежливо.
  8. Заканчивая разговор, попрощайтесь.

Список литературы:

  1. Чудинов Ю. В. , Чудинова А. Р. Риторика диалога. Учебное пособие для начальной и средней школы. Часть 1. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001.
  2. И. А. Стернин. Книга для учащихся 2 класс “Культура общения”.