Заседание клуба "Умники и умницы". Тема: "Чудесная азбука здоровья". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: умники и умницы


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - дать возможность учащимся на основе собственной творческой деятельности постичь понятие “витамины” и их значение.

I. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ.

Сегодня мы присутствуем на заседании клуба “Умники и умницы”, где примем участие в работе над важной темой: “Чудесная азбука здоровья”.

Должны выбрать членов Ученого совета.

Прошу занять места (учащиеся рассаживаются по группам).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

// На доске:

е и б к л

р и ы ж

ь в р к о

в д е г л у ы о

(Записаны слова: белки, жиры, кровь, углеводы. Лишнее слово - кровь. В процессе обмена организм получает энергию и вещества для построения клеток).

- Что объединяет эти слова?

(обмен веществ с внешней средой начинается с поступления в организм воды и пищевых продуктов, а кровь транспортирует питательные вещества по всему организму).

Значит, в состав нашей пищи должны входить, белки, жиры, углеводы и все?

Согласны с таким утверждением?

2. История витаминов.

Обратимся к истории. С докладами выступят. . .

(1 докладчик рассказывает о цинге, 2 докладчик рассказывает о куриной слепоте)

- В чем причина этих заболеваний?

- Лишь в конце XIX в. ученые установили причину страшных заболеваний - отсутствие жизненно важных веществ, их назвали витамины. Витамины - вещества, необходимые для жизнедеятельности организма (от латинского vita - жизнь)

В настоящее время насчитывается около 40 витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита:

// На доске А, В, С, D, Е, К,. . .

- Этот ряд букв часто называют чудесной азбукой здоровья. Почему?

3. Сообщение темы

- Это тема нашего заседания

// На доске: Чудесная азбука здоровья

- Откуда человек получает витамины?

(на доске плакат, иллюстрирующий, в каких продуктах содержатся некоторые витамины)

(Человек получает витамины с растительной пищей, из продуктов животного происхождения).

- Подробно остановимся на 3-х витаминах: А, С, D и постараемся раскрыть их чудесные свойства.

4. Задание группам.

- Каждая группа должна подготовить сообщение о витамине. Раскрыть следующие вопросы:

- Какие продукты содержат этот витамин?

- К каким заболеваниям приводит недостаток данного витамина?

- Сообщения должны быть краткими, но содержательными. Через некоторое время прослушаем ваши выступления.

1 группа делает сообщение о витамине А. (Работа с книгой “Энциклопедический словарь юного биолога”).

2 группа делает сообщение о витамине D. (Работа с книгой “Энциклопедический словарь юного натуралиста”).

3 группа делает сообщение о витамине С. (Работа с детской энциклопедией “Скажи мне, почему?. . . ” А. Леокум).

5. Задание ученому совету.

- Какие растения нашего края богаты витамином С (Работа с книгой В. Жданова “Зеленая аптека Заполярья” и с гербариями).

6. Задания трем ученикам по карточкам.

(подготовить роль больных).

7. Выступления докладчиков:

группа - сообщение о витамине А.

группа - сообщение о витамине D.

группа - сообщение о витамине С.

Вывод: отсутствие хотя бы одного витамина вызывает серьезные заболевания и приводит к авитаминозу.

// На доске: авитаминоз

8. Деловая игра “Врач - больной”.

(Трое учащихся исполняют роль больных. Они называют симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов. Ученый совет должен поставить диагноз, дать советы по профилактике авитаминоза).

Примерные вопросы и ответы:

Первый больной: У меня с наступлением сумерек сильно ослабевает зрение, хотя достаточно хорошо вижу днем. Начала воспаляться оболочка глаза. Как мне быть?

Ученый совет: Ваш организм страдает от нехватки витамина А, который содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, яичных желтках, моркови и др. Если вы начнете получать пищу, богатую витамином А, болезненные явления исчезнут.

Второй больной: Я отстаю от других ребят по росту. Врачи отмечают у меня неправильное формирование скелета, искривление ноги.

Ученый совет: Когда в пище не хватает витамина D, у детей развивается рахит. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени и многих других продуктах. Рекомендуем вам проводить много времени на свежем воздухе. Воздействие лучей солнца на кожу способствует образованию витамина D.

Третий больной: У меня распухли десны, кровоточат. Расшатываются зубы.

Ученый совет: Это болезнь - цинга, которая возникает при питании однообразной пищи. И вылечивается, если вы начнете получать пищу, богатую овощами и фруктами. Можно лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны. Цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину, т. е. в продуктах, где много витамина С.

Врачи рекомендуют употреблять витамин С в целях профилактики и лечения простудных заболеваний. Витамин С повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

9. Выступление членов ученого совета.

Сообщение о растениях нашего края, содержащих витамин С.

10. Демонстрация опыта.

- Можно воспользоваться свойством витамина С обесцвечивать йод. Растворить таблетку витамина С в воде и добавить спиртовой раствор йода (20 капель спиртового раствора на стакан воды).

- Определите дома, есть ли в яблочном соке витамин С.

11. Показ образцов витаминов.

- В настоящее время промышленность выпускает лекарственные препараты, содержащие различные витамины. (Показать образцы)

- А вот нормы суточной потребности витаминов в условиях Крайнего Севера:

витамина А - 3 мг

витамина С -130 мг

витамина D - менее 1 мг.

(Показать наглядно)

III. ВЫВОД.

- Заканчивая научный совет, подведем итог.

- Почему про витамины говорят, что это Чудесная азбука здоровья.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УЧАСТНИКАМ ЗАСЕДАНИЯ.

- Провести разъяснительную работу о важности витаминов для здоровья. Это может быть статья в газету, плакат-рисунок, а может даже и кроссворд. Решите сами.