ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - дать возможность учащимся на основе собственной творческой деятельности постичь понятие “витамины” и их значение.
I. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ.
Сегодня мы присутствуем на заседании клуба “Умники и умницы”, где примем участие в работе над важной темой: “Чудесная азбука здоровья”.
Должны выбрать членов Ученого совета.
Прошу занять места (учащиеся рассаживаются по группам).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
// На доске:
е и б к л
р и ы ж
ь в р к о
в д е г л у ы о
(Записаны слова: белки, жиры, кровь, углеводы. Лишнее слово - кровь. В процессе обмена организм получает энергию и вещества для построения клеток).
- Что объединяет эти слова?
(обмен веществ с внешней средой начинается с поступления в организм воды и пищевых продуктов, а кровь транспортирует питательные вещества по всему организму).
Значит, в состав нашей пищи должны входить, белки, жиры, углеводы и все?
Согласны с таким утверждением?
2. История витаминов.
Обратимся к истории. С докладами выступят. . .
(1 докладчик рассказывает о цинге, 2 докладчик рассказывает о куриной слепоте)
- В чем причина этих заболеваний?
- Лишь в конце XIX в. ученые установили причину страшных заболеваний - отсутствие жизненно важных веществ, их назвали витамины. Витамины - вещества, необходимые для жизнедеятельности организма (от латинского vita - жизнь)
В настоящее время насчитывается около 40 витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита:
// На доске А, В, С, D, Е, К,. . .
- Этот ряд букв часто называют чудесной азбукой здоровья. Почему?
3. Сообщение темы
- Это тема нашего заседания
// На доске: Чудесная азбука здоровья
- Откуда человек получает витамины?
(на доске плакат, иллюстрирующий, в каких продуктах содержатся некоторые витамины)
(Человек получает витамины с растительной пищей, из продуктов животного происхождения).
- Подробно остановимся на 3-х витаминах: А, С, D и постараемся раскрыть их чудесные свойства.
4. Задание группам.
- Каждая группа должна подготовить сообщение о витамине. Раскрыть следующие вопросы:
- Какие продукты содержат этот витамин?
- К каким заболеваниям приводит недостаток данного витамина?
- Сообщения должны быть краткими, но содержательными. Через некоторое время прослушаем ваши выступления.
1 группа делает сообщение о витамине А. (Работа с книгой “Энциклопедический словарь юного биолога”).
2 группа делает сообщение о витамине D. (Работа с книгой “Энциклопедический словарь юного натуралиста”).
3 группа делает сообщение о витамине С. (Работа с детской энциклопедией “Скажи мне, почему?. . . ” А. Леокум).
5. Задание ученому совету.
- Какие растения нашего края богаты витамином С (Работа с книгой В. Жданова “Зеленая аптека Заполярья” и с гербариями).
6. Задания трем ученикам по карточкам.
(подготовить роль больных).
7. Выступления докладчиков:
группа - сообщение о витамине А.
группа - сообщение о витамине D.
группа - сообщение о витамине С.
Вывод: отсутствие хотя бы одного витамина вызывает серьезные заболевания и приводит к авитаминозу.
// На доске: авитаминоз
8. Деловая игра “Врач - больной”.
(Трое учащихся исполняют роль больных. Они называют симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов. Ученый совет должен поставить диагноз, дать советы по профилактике авитаминоза).
Примерные вопросы и ответы:
Первый больной: У меня с наступлением сумерек сильно ослабевает зрение, хотя достаточно хорошо вижу днем. Начала воспаляться оболочка глаза. Как мне быть?
Ученый совет: Ваш организм страдает от нехватки витамина А, который содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, яичных желтках, моркови и др. Если вы начнете получать пищу, богатую витамином А, болезненные явления исчезнут.
Второй больной: Я отстаю от других ребят по росту. Врачи отмечают у меня неправильное формирование скелета, искривление ноги.
Ученый совет: Когда в пище не хватает витамина D, у детей развивается рахит. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени и многих других продуктах. Рекомендуем вам проводить много времени на свежем воздухе. Воздействие лучей солнца на кожу способствует образованию витамина D.
Третий больной: У меня распухли десны, кровоточат. Расшатываются зубы.
Ученый совет: Это болезнь - цинга, которая возникает при питании однообразной пищи. И вылечивается, если вы начнете получать пищу, богатую овощами и фруктами. Можно лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны. Цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину, т. е. в продуктах, где много витамина С.
Врачи рекомендуют употреблять витамин С в целях профилактики и лечения простудных заболеваний. Витамин С повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
9. Выступление членов ученого совета.
Сообщение о растениях нашего края, содержащих витамин С.
10. Демонстрация опыта.
- Можно воспользоваться свойством витамина С обесцвечивать йод. Растворить таблетку витамина С в воде и добавить спиртовой раствор йода (20 капель спиртового раствора на стакан воды).
- Определите дома, есть ли в яблочном соке витамин С.
11. Показ образцов витаминов.
- В настоящее время промышленность выпускает лекарственные препараты, содержащие различные витамины. (Показать образцы)
- А вот нормы суточной потребности витаминов в условиях Крайнего Севера:
витамина А - 3 мг
витамина С -130 мг
витамина D - менее 1 мг.
(Показать наглядно)
III. ВЫВОД.
- Заканчивая научный совет, подведем итог.
- Почему про витамины говорят, что это Чудесная азбука здоровья.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УЧАСТНИКАМ ЗАСЕДАНИЯ.
- Провести разъяснительную работу о важности витаминов для здоровья. Это может быть статья в газету, плакат-рисунок, а может даже и кроссворд. Решите сами.