Девиантное поведение подростков является результатом безнадзорности и бесконтрольности со стороны взрослых. Существенной причиной увеличения данного явления в современных условиях является продолжающееся ухудшение материального уровня российской семьи, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием детей, пьянство и аморальный образ жизни, увеличение числа разводов и количества неполных семей. Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучия семей, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья.
Непрерывный рост различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом и педагогами в качестве основных задач следующие:
- поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками;
- концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и на предупреждение отклонений от социальных норм, то есть, устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на действия и поступки подростка.
Автор теории «двойной неудачи» психолог Р. Мертон считает [5,14], что в случае, когда подросток не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, он компенсирует свои недостатки деятельностью, ведущей к разрушению собственной личности. В условиях, когда молодежь не имеет возможности для достойного профессионального и личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию, примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.
Когда речь идёт о работе с детьми с девиациями в поведении, педагогически запущенными, то в первую очередь необходимо обеспечить ребенку нормальные социальные условия жизнедеятельности и полноценной адаптации в общественной среде. Эти подростки нуждаются в специальных мерах психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции.
В.П. Кащенко писал в 1924 году: «Исключительный, отсталый, трудный в воспитательном отношении ребенок должен быть… перевоспитан для того, чтобы стать… социально полезным членом общества… Главная роль здесь принадлежит … педагогу…» [4,19].
Заложенные природой наклонности и возможности зачастую подвергаются очень сложной переработке под влиянием среды - семьи, первых воспитателей и учителей, товарищей и школы.
Будущее страны в детях. Полноценное будущее общества – в социальной полноценности его молодого поколения. Подростковая девиантность (уклонение от обучения в школе, склонность к правонарушениям, низкий уровень и степень обученности, конфликтность с товарищами и взрослыми, физическое недоразвитие и проч.) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять ее, коррегировать можно, прежде всего мероприятиями педагогического характера, используя психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в школе.
Необходимость разрешения этой проблемы и определяет актуальность деятельности в течение нескольких лет (2001-2005 гг.) учреждения XI типа «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Изучением и решением данной актуальной во все времена проблемы занимались в разное время многие известные ученые, педагоги и психологи. В качестве исходной позиции нами были приняты психологическая концепция о соотношении обучения и развития, сложившаяся в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), концепция педагогической коррекции, исправления недостатков характера у детей и подростков В.П.Кащенко, реабилитационная педагогика Н.П. Вайзмана, психолого-дидактические исследования, нашедшие свое отражение в различных направлениях экспериментального обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), педагогические концепции работы с подростками-депривантами с девиантным поведением (А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Ю.А. Алферов и др.).
В соответствии с вышеперечисленными концепциями и исследованиями в процессе деятельности Центра решались следующие задачи:
- проанализировать основные причины социальной и педагогической запущенности подростков и средства преодоления трудновоспитуемости,
- выявить специфику образовательного процесса в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков-депривантов и на этой основе выделить группы данных подростков, разработать и реализовать образовательные траектории для каждой из них,
- выявить, апробировать и внедрить организационно-педагогические условия взаимодействия школы и социальной среды в процессе развития личности.
На базе муниципального образовательного учреждения «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Новокузнецка в работе по решению данных задач взаимодействовали 40 педагогов, 76 сотрудников правоохранительных органов ПДН, прокуратуры, милиции, суда, психологов, врачей-наркологов подросткового наркологического кабинета, психоневрологического диспансера №12, педагогов дополнительного образования ДЮКФП №5, спортивного клуба «Гладиатор», Дома детского творчества №1, социальных работников и воспитателей УСЗН и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Детского дома №1, сотрудников культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, Дом-музей Ф.М. Достоевского). Всего в 2001-2006 гг. в Центре прошли обучение, реабилитацию и реадаптацию 240 подростков.
Согласно п. 4.2 Устава МОУ «ЦЛПДО» учреждение производит приём на ступени начального общего и основного общего образования детей и подростков до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленных другими образовательными учреждениями, Комиссией по делам несовершеннолетних администрации Кузнецкого района с согласия родителей (законных представителей):
- с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающихся посещать образовательные учреждения;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Зачисление детей и подростков в учреждение проводится на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательных учреждений, ЦЛПДО, района, города.
После поступления обучающихся в Центр проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика с целью выявления причин стойкой школьной неуспеваемости и, как результата, избегания школы. Контингент обучающихся формируется из подростков школ Кузнецкого района, не посещавших школу в течение 1-4 лет или оставленных на повторный курс обучения в прежних образовательных учреждениях. Диагностика школьной дезадаптации (по карте наблюдения Д.Стотта) показывает, что свыше 90% обучающихся испытывают трудности адаптации в школе. У наших воспитанников не сформированы общеучебные умения и навыки, которые составляют основу для усвоения всех школьных предметов. Совместная деятельность педагогов, психолога, социального педагога выявили также наличие социальной запущенности.
- Подростки плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы, оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные умения и навыки, сужена сфера интересов;
- Подростки характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идёт под влиянием криминогенных подростковых групп;
- Некоторой части характерны серьёзные социальные отклонения (бродяжничество, пьянство, наркомания, делинквентное поведение и др.)
Паспортный возраст большинства подростков, обучающихся в МОУ «ЦЛПДО», превышает обычный возраст учеников класса. В соответствии с п.4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» в Центре разрабатываются и реализуются учебные программы по предметам инвариантной части Учебного плана, ускоренные по срокам прохождения (2 класса за один учебный год), что позволило в период с 2001 по 2006 гг. более 60 обучающимся воспользоваться своим правом на бесплатное основное и начальное профессиональное образование
Большинство детей и подростков проживают в малообеспеченных семьях, бытовые условия в которых неудовлетворительны. Социальный статус родителей наших подростков настораживает: свыше 1/3 нигде не работает, часть работают временно, без документального оформления.
Обучающиеся Центра, характеризуются девиантным и делинквентным поведением, в частности: социальной некомпетентностью; отсутствием осознания нормативно-нравственных требований общества; неумением выйти из конфликтных ситуаций.
Наши усилия, исходя из особенностей контингента обучающихся, в основном направлены на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального и (или) среднего профессионального образования. Такой выпускник востребован в городе Новокузнецке, одном из крупнейших промышленных центров юга Сибири.
За 5 лет деятельности в Центре прошли обучение и реабилитацию более 240 подростков. 60 подростков, чей паспортный возраст не соответствовал уровню образования, прошли обучение по ускоренному курсу (программы двух классов за 1 учебный год).
35 подростков получили Аттестаты об основном общем образовании. Выпускники продолжают обучение: две девушки в педагогических училищах, один юноша в торговом техникуме, трое работают, остальные обучаются или уже закончили обучение в профессиональных училищах города.
Педагогический коллектив МОУ «ЦЛПДО» трудоустроил (работают или получают/получили начальное профессиональное образование без получения основного общего образования в возрасте 15-18 лет в связи с тяжелым материальным положением подростков и их семей) 92 человека. Если учесть тот факт, что из вышеперечисленных обучающихся 50% дублировали обучение по 3-4 года или не посещали школу вообще, а все остальные прошли хотя бы один повторный курс обучения в одном классе, то данный конечный результат работы Центра можно считать положительным.
16 человек адаптировались и смогли продолжить обучение в средних общеобразовательных школах района, города в 7-10 классах.
Проведена большая работа по защите прав подростка в семье. 23 обучающихся Центра переданы с 2001 по 2006 год под опеку родственникам (родители лишены родительских прав) или в госучреждения (Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, МОУ «Детский дом №1»).
Вся вышеперечисленная работа проводилась в следующих организационно-педагогических условиях:
- внедрение и использование в ходе воспитательно-образовательного процесса педагогических технологий, оптимальных в связи с особенностями контингента обучающихся, индивидуализация и дифференциация в обучении;
- использование индивидуально-групповых занятий по всем учебным предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях и коррекции школьной дезадаптации обучающихся;
- разработка, внедрение и использование рабочих учебных программ, ускоренных по срокам прохождения: 1-4 классы за один год, 3-4 классы и т.д.;
- организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- разработка и внедрение спецкурсов в региональный компонент и курсов по выбору в школьный компонент вариативной части Учебного плана Центра, направленных на решение задач реабилитации, адаптации и социализации;
- организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- организация и функционирование групп продлённого дня в Центре, работа которых направлена на решение вопросов обучения, развития, социализации обучающихся;
- организация обучения на дому для обучающихся начальной и основной школ, имеющих показания к этому по состоянию физического и психического здоровья;
- организация работы по годовому календарному графику, предусматривающему 6 учебных и 5 каникулярных периодов с сентября по май каждого учебного года;
- внедрение в практику составного урока как средства интенсификации учебного процесса;
- предоставление широких возможностей для самореализации и самообразования подростков-депривантов в специально организованных разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности по предметам, общественной жизни Центра, района, города;
- организация и осуществление деятельности социальной службы Центра, тесно взаимодействующей с институтом классных руководителей и направленной на оказание помощи семье и подростку;
- активное сотрудничество с КДН администрации Кузнецкого района, ПДН, УСЗН и другими общественными и муниципальными учреждениями и организациями с целью обеспечения получения обязательного основного общего образования;
- организация и осуществление деятельности медицинской службы ЦЛПДО, решающей задачи диагностики, профилактики и оздоровления обучающихся.
Таким образом, сложившиеся организационно-педагогические условия жизнедеятельности, базирующиеся на сильных и творческих кадрах, определенном программно-методическом, материально-техническом, информационном обеспечении, направлены на выполнение социального заказа, миссии Центра. Но главное в деятельности Центра - помощь ребенку в решении его жизненных проблем.
Литература:
- Алферов, А.Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению [Текст] дис. … докт. пед наук. / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону, 1978. – 34 с.
- Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства [Текст]: в 6 т./ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984.- 4 т. - С.5-30.
- Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика: психическое здоровье школьника. [Текст] / Н.П. Айзман – М. : АГРАФ, 1996. Вып. 1. Медицинские аспекты – 156 с.
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко. – М. : Просвещение,1994. – 223 с.
- Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб.пособие. [Текст] / Е.Б. Лобковская. - СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. – 80 с.
- Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. – М. : Сентябрь, 1997. – 96 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям [Текст] / Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.