Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию и обучению подростков-депривантов в образовательном учреждении 11 типа

Разделы: Администрирование школы


Процесс развития личности школьника определяют следующие условия и факторы:

1. Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

2. Особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку. В настоящее время наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, наркомании, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Школа должна возместить недостатки, издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.

3. Социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Здесь подразумевается как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления.

4. Самый важный фактор развития личности школьника – это самовоспитание, саморазвитие человека. Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет на качественно новую ступень – самовоспитание.

5. Образовательные учреждения. От того, каковы эти учреждения, какие цели они реализуют, какова социальная среда, создаваемая в них, каково их влияние на обучающихся, решающим образом зависят особенности и характер развивающейся личности каждого воспитанника этого учреждения.

Исходя из анализа исследований, наблюдений, адаптационных мероприятий с подростками в организационно-педагогических условиях Центра, нами выделены и использованы в ходе эксперимента критерии, определяющие уровень развития школьника, со следующими показателями.

Когнитивный критерий. Показатели: уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков, уровень общеучебных знаний, умений и навыков, темп учебной деятельности, уровень познавательной активности, наличие стойких познавательных интересов, а также гибкость и оперативность мышления ребенка, наблюдательность и способность к синтезу и обобщению, креативность и ее проявления в деятельности, память и ее оперативность, удовлетворенность от познания.

Конативный (поведенческий) критерий. Показатели: восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам, сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности, соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения, отказ от вредных привычек (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, аморальное поведение и др.), эмоциональная устойчивость.

Нравственно-волевой критерий. Показатели: самостоятельность и целеустремленность, воля, трудоспособность и умение доводить начатое дело до конца, самокритичность и смелость, положительное отношение к труду, самосознание и моральное сознание, автономная мораль.

Социальный критерий. Показатели: Сформированность нравственно-правовой устойчивости; социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; профессиональных планах и способность к профессиональной самореализации, расширение сферы жизненных интересов, просоциальных уровней притязаний, способность строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами.

Для оценки показателей разработаны 4 уровня: оптимальный, высокий, средний, низкий. В ходе эксперимента проводились исследования по каждому критерию развития личности обучающегося Центра. В ходе исследования (2001-2006г.г.) по результатам наблюдений специалистов образовательного учреждения выносились оценочные суждения о каждом ребенке с дальнейшим определением в соответствии с показателями уровня развития личности школьника по представленным критериям в определенных организационно-педагогических условиях взаимодействия школы и социальной среды в процессе развития личности школьника. Ниже приведены характеристики уровней развития личности школьника по когнитивному критерию (в качестве примера).

Критерий Уровень Характеристика
Когнитивный

критерий

Оптимальный Личность выступает как субъект дидактических отношений, осознает и использует свои права и возможности выбора в процессе обучения, признает и выполняет обязанности и ответственность в нем. Высокий уровень учебной мотивации. Ученик имеет сформированные надпредметные способы деятельности, устойчивые ЗУНы по предметам школьной программы. Имеет глубокий интерес к большинству учебных предметов. Высокий темп учебной деятельности.
  Высокий Личность осознает себя субъектом дидактических отношений учитель-ученик, знает свои права и обязанности в процессе обучения. Интерес к процессу, содержанию обучения. Преобладают познавательные и социальные мотивы учебной деятельности. Сформированы организационные, коммуникативные надпредметные способы деятельности, Интеллектуальные общеучебные ЗУНы развиты. Познавательная активность требует мотивации и стимулирования со стороны учителя.
  Средний. Ученик выступает в качестве объекта обучения. Учебная мотивация низкая, преобладающее влияние имеют эмоциональная и … группы методов стимулирования. Преобладает интерес к внешним результатам процесса обучения. Недостаточное развитие познавательных процессов. Медленный темп учебной деятельности. Имеет слабо сформированные надпредметные способы деятельности и ЗУНы по предметам.
  Низкий. Отсутствие мотивации к обучению, отсутствие интереса к процессу, содержанию, внешним результатам обучения. Несформированность надпредметных способов деятельности, большие пробелы в ЗУНах по предметам школьной программы. Недостаточное развитие психических функций. Сильное влияние негативного опыта предыдущего обучения. Низкий темп учебной деятельности.

Исследования проводились на обучающихся Центра, направленных на обучение психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений Кузнецкого района, города Новокузнецка, Комиссией по делам несовершеннолетних администрации Кузнецкого района. Это дети и подростки из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, либо дети- воспитанники Детского дома №1 и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Все подростки перед поступлением в наше образовательное учреждение не посещали общеобразовательные школы в течение длительного времени. На момент поступления в Центр лечебной педагогики все дети имели ярко выраженные формы школьной и социальной дезадаптации.

Таким образом, исходя из имеющихся данных, за основу этапов эксперимента мы взяли длительность воздействия на детей и подростков специфических организационно-педагогических условий взаимодействия Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения и социальной среды в процессе развития личности школьника.

1 этап - обучение в учреждении в течение 4-5 лет с 2001 по 2006 годы;

2 этап – обучение в течение 3-4 лет с 2002 по 2006 годы;

3 этап – обучение в течение 2-3 лет с 2003 по 2006 годы;

4 этап - обучение в Центре в течение 1 года с 2005 по 2006 год.

В ходе исследования рассматривались показатели уровня развития личности школьника

1 – на момент поступления в образовательное учреждение;

2 – на момент окончания данного периода обучения в Центре.

При оценке уровня развития личности обучающегося в ходе эксперимента по представленным выше критериям с показателями нами учитывались следующие конкретные данные:

  • успешные результаты ускоренного прохождения учебных программ (два класса за один учебный год);
  • показатели успеваемости, качества, уровня и степени обученности;
  • личные достижения обучающихся во внеурочной учебной деятельности на уровне района, города, области, России;
  • трудоустройство и профессиональное образование выпускников;
  • участие в волонтерском движении, общественно-полезном труде, культурно-массовых мероприятиях на различных уровнях и т.д.

Таблица 1. Показатели уровней развития личности подростка в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Критериальные уровни 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Количество обучающихся 13 12 26 37
1 2 1 2 1 2 1 2
Конативный критерий.
Оптимальный - - - - - - - -
Высокий - 30 - 9 - 8 - -
Средний 23 70 - 82 - 54 23 45
Низкий 77 - 100 9 100 38 77 55
Когнитивный критерий.
Оптимальный - 15 - 18 - 4 - -
Высокий - 74 - 63 4 45 - 17
Средний 8 23 - 19 23 35 10 53
Низкий 92 - 100 - 73 16 90 30
Социальный критерий.
Оптимальный - 15 - - - - - -
Высокий - 46 - 64 - 36 - 8
Средний 30 30 55 36 18 40 27 40
Низкий 70 9 45 - 82 24 73 52
Нравственно-волевой критерий.
Оптимальный - - - - - - - -
Высокий - 40 - 36 - 23 - 5
Средний 15 60 - 55 - 54 18 40
Низкий 85 - 100 9 100 23 82 55

Анализируя показатели опытно-экспериментальной работы на всех этапах по конативному критерию развития личности школьников, мы видим, что в результате воздействия на обучающихся специфических организационно-педагогических условий нашего образовательного учреждения, произошли позитивные изменения в уровнях развития. Высокого уровня развития достигли к концу периода в каждой группе соответственно 30%, 9%, 8% (1,2,3 группы), чего не было на начало обучения. Показатели по высокому и среднему уровню возросли соответственно на 100%, 91%, 62%, 22%.

Уменьшение показателей по низкому уровню также значительно (на первом этапе нет обучающихся с низким уровнем, на втором снижение достигло 9%, на третьем снизился показатель до 38%, на четвертом – до 55%).

Однако необходимо отметить, что положительная динамика по конативному критерию напрямую зависит от времени воздействия на обучающихся созданных в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения организационно-педагогических условий взаимодействия школы и социальной среды в процессе развития личности школьника. Длительность воздействия на обучающихся дает более высокие показатели уровней конативного критерия развития личности школьника.

Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы:

  • за 4-хлетний период обучения в МОУ «ЦЛПДО» увеличились показатели по оптимальному и высокому уровням на 72%; по среднему уровню мы наблюдает увеличение показателей до 23%, соответственно показатели по низкому уровню сведены до 8% от исходных 92%;
  • за 3 года обучения в Центре оптимального и высокого уровней достигли 81% обучающихся, 19% выросли до среднего уровня, низкий уровень не представлен к концу периода, хотя на начало обучения в учреждении все поступившие в Центр обучающиеся имели низкий уровень;
  • за два года обучения в Центре показатели также выросли: по оптимальному и высокому уровням с 4% до 49% (в 12 раз), по среднему с 23% до 35% и, соответственно, уменьшение показателей по низкому уровню дало 57% (с 73% до 16%).
  • За один год обучения в организационно-педагогических условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения оптимального уровня не достиг ни один ребенок, высокого уровня лишь 17%, рост по среднему уровню составил 43%, уменьшение показателя по низкому уровню составило 60% (с 90% до 30%).

Таким образом, при сравнении показателей на всех четырех этапах, мы видим, что дети, обучавшиеся в специфичных организационно-педагогических условиях взаимодействия Центра и социальной среды, направленных на развитие личности школьника, в течение 2-3-4 лет, смогли достичь в своем развитии оптимального уровня (15%, 18%, 4% соответственно). Однако это оказалось невозможным для детей после одного года обучения в Центре. Анализ результатов по показателям высокого уровня дает нам подобную картину прироста (соответственно 54%, 63%, 45% и 17% в 4 группе).

Показатели среднего уровня (23%, 19%, 35% и 53% соответственно) характеризуют качественную ступень перехода группы обучающихся на более высокий уровень, что подтверждено снижением показателей по низкому уровню на 84% в первой группе, на 100% во второй группе, на 57% в третьей и на 60% в 4 группе.

Таблица 1 демонстрирует положительную динамику по социальному критерию развития личности. И в данном случае сразу же необходимо обратить внимание на прямую зависимость увеличения позитивных показателей и длительности обучения детей и подростков в условиях МОУ ЦЛПДО. 15% детей, обучающихся в Центре в течение 4 лет, успешно (на оптимальном уровне) способны строить продуктивные отношения в коллективе, с отдельными людьми и социальными институтами. Высокого уровня сформированности социально-нравственных мотивов поведения, социальной ответственности также достигли 46% подростков, что, в целом, составляет увеличение на 61%. Произошло значительное уменьшение показателей низкого уровня социального критерия развития личности школьника до 9%, 0%, 24%, 52% на соответствующих этапах. Это вновь обращает наше внимание на необходимость более длительного периода обучения подростков-депривантов с девиациями в поведении в организационно-педагогических условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Длительность и системность воздействия организационно-педагогических условий взаимодействия Центра и социальной среды в развитии личности подростков - депривантов с девиациями в поведении, с явным или скрытым отказом от обучения в школе, с явными признаками школьной и социальной дезадаптации существенно уменьшили число детей с низким уровнем показателей по нравственно-волевому критерию развития личности школьников (0%. 9%. 23%, 55% соответственно в группах с первой по четвертую). Значительно возросли показатели по среднему и высокому уровням в соответствующих группах: 100%. 91%, 77%, 45%.

Таким образом, при организации воспитательно-образовательного процесса в Центре, работа строится с учетом причин школьной и социальной дезадаптированности подростков. Она направлена на сглаживание конфликтов между семьей и школой, семьей и общественными институтами, ребенком и школой, ребенком и взрослым и подростковым окружением, а также на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях, навыках ребенка, на развитие мотивации к обучению, на создание условий для оказания подросткам психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Разработанные в ходе экспериментальной деятельности критерии и их показатели позволили выявить степень влияния организационно-педагогических условий Центра на формирование личности школьника в зависимости от длительности воздействия на ребенка данных организационно-педагогических условий в тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Проведенная работа выявила позитивные изменения и позволяет добиваться позитивной результативности в развитии личности школьника.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что развитие личности школьника будет обеспечено при наличии глубокого анализа причин социальной и педагогической запущенности, основных психолого-педагогических особенностей подростков-депривантов, при разработке и внедрении критериев и показателей, позволяющих оценить успешность развития личности школьника в организационно-педагогических условиях взаимодействия Центра лечебной педагогики и социальной среды. Накопленный в ходе исследования материал используется в деятельности образовательного учреждения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: УРАО, 2000. – 312с.
  2. Белкин А.С. Диагностика педагогически запущенных учащихся. – Свердловск: ПИ, 1979. 107с.
  3. Боярская Л.В. Вопросы теории и практики социализации в современной науке (о воспитании в ФРГ)// Критика современных буржуазных концепций воспитания. – М.: Высшая школа, 1980. – С.37-55.
  4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. –М.: Аграф, 1996. – 160с.
  5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства.// Собрание сочинений в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.- т.4.- С.5-30.
  6. Драгонов М. Переход к зрелости как этап социализации личности // Идеологический процесс в воспитание личности. М.: Мысль, 1980.- С.312-327.
  7. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение,1994. – 223с.
  9. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология.// Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктимологии образования: Монография –Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. – 330с.