Научно-информационный центр в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Все детские сады стремятся найти нечто свое, привлекательное и для детей, и для взрослых. У нас в Центре развития ребёнка – детский сад “Ёлочка” создан Научно-информационный Центр, который возглавляет Редакционный Совет (Схема).

Алгоритм деятельности научно-информационного Центра в МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка”  

В структуру Совета входит

  • Детская редакция “Планета Елочка”;
  • Редакция газет для родителей “Вырастай-ка”, “Неболей-ка”;
  • Рекламное агентство “Школа для всех”
  • Редакция методического вестника для педагогов и родителей “С думой о детях”.

Цель деятельности редакционного Совета – информационное обеспечение детей, их родителей и работников учреждения. Руководство деятельностью Совета осуществляет редактор (избранный на первом заседании). Редактор руководит работой журналистов, подбором материала и даёт разрешение на его выпуск, не вмешиваясь в творческую деятельность Совета.

Совет взаимодействует с информационными агентствами города и участвует в информационном обмене с иными средствами массовой информации.

В состав Совета входят заместитель заведующего по ВМР, педагог – психолог, педагоги высшей квалификационной категории и представитель родительского комитета.

Сегодня мы хотим рассказать об информационном журнале для педагогов и родителей ДОУ – методическом вестнике “С думой о детях”. Девизом которого являются слова великого педагога К.Д.Ушинского: “Чем меньше возраст ученика, тем выше должно быть методическое мастерство учителя”. В течение учебного года наши педагоги и родители получают три номера журнала. На страницах которого представлены материалы по различным проблемам воспитания и обучения детей:

Тема выпуска

Ответственные

1

Обзор развивающих программ ДОУ

Редакционный Совет

2

Обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ

Редакционный Совет

Общественный инспектор по охране прав детства

3

Особенности игровой деятельности современного дошкольника

Редакционный Совет

4

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Редакционный Совет

Учитель-логопед

5

Обзор программ дополнительного образования

Редакционный Совет

Педагоги доп. образования

6

Организация работы с одаренными детьми

Редакционный Совет

Специалисты ДОУ

7

Организация работы по формированию ценностей ЗОЖ дошкольника

Редакционный Совет

Инструктор по физ.культуре,

старшая медсестра

8

Социально-психологическая адаптация ребенка в ДОУ.

Редакционный Совет

Старшая медсестра

9

Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”

Редакционный Совет

10

Организационная структура управления образовательной деятельностью в ДОУ

Редакционный Совет

11

Работа специалистов ДОУ с “неорганизованными” детьми и их родителями

Редакционный Совет

Общественный инспектор по охране прав детства

12

Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ

Редакционный Совет

Инструктор по физ.культуре,

старшая медсестра

13

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ

Редакционный Совет

14

Образовательная программа ДОУ

Редакционный Совет

15

Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия

Редакционный Совет

Социальный педагог

Такая специально организованная деятельность в детском саду даёт возможность повышения научно-теоретического уровня, психолого – педагогической компетентности воспитателей и родителей воспитанников учреждения.

Это позволяет решить следующие задачи:

  • знакомство с воспитательно – образовательной системой работы, с используемыми комплексной и парциальными программами в дошкольном учреждении.
  • информирование о новейших достижениях педагогической и психологической науки, с новинками методик и технологий дошкольного воспитания;
  • оказание помощи в самообразовании “воспитывающих взрослых”;
  • оказание профессиональной помощи в решении проблем;
  • пропаганда и распространение лучшего педагогического опыта.

Многолетний опыт работы показал, что очень важно ориентировать каждого воспитателя и родителя на овладение передовыми методами и приёмами работы на постоянное пополнение своих знаний; прививать вкус постижения секретов воспитания. Это в свою очередь помогает решению задачи всестороннего развития личности ребёнка.

Предлагаем материал методического вестника № 3 “Особенности игровой деятельности современного дошкольника”.

Кабалёнова Елена Юрьевна, зам. заведующего по ВМР
Трошкова Татьяна Михайловна, педагог – психолог,
МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” г. Новый Уренгой ЯНАО, Тюменской области

Страница 1

Введение

Ошибочно думать, будто игра это только способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Кроме того, игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. А так же, игра даже дает возможность научиться тому, как надо учиться.

Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре.

Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Редактор: З.Д. Ануфриева, заведующий ДОУ ЦРР “Елочка”

Страница 2

Значение игры

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А.Сухомлинский.

Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.

В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками.

В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры.

Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются творческие способности.

Страница 3

Виды игры

По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:

  1. творческие игры; 2) игры с готовыми правилами.

Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим играм относятся:

  1. Предметные игры детей раннего возраста;
  2. Сюжетно-ролевые игры;
  3. Строительные игры;
  4. Игры – драматизации.

Игры с правилами это: дидактические игры; подвижные игры; игры – забавы.

Свобода и самостоятельность детей проявляются в выборе игры или определения ее содержания, подборе партнеров, включения в игру или выхода из нее и т.д. В играх разного вида степень свободы и самостоятельности детей различна, но наличие ее – обязательный признак игры.

Страница 4

Классификация игр для детей дошкольного возраста

Новая классификация игр рекомендована С.Новоселовой для использования в воспитательном процессе детского сада и семьи.

Страница 5-6

Особенности игры

При всем разнообразии видов игр, содержания, структуры, правил их отличают от других видов деятельности существенные особенности:

  • Свобода;
  • Высокая степень самостоятельности;
  • Наличие возможностей для самоорганизации.

Процесс игры требует:

  • активного участия,
  • воображения,
  • памяти,
  • мыслительной деятельности,
  • анализ, сравнение и сопоставление условий,
  • отбор средств,
  • элементарное планирование,
  • оценку результатов.

Для игры характерно наличие воображаемой ситуации или ее элементов. Играя, дети:

  • действуют в условной обстановке, условной ситуации,
  • принимают на себя роли,
  • устанавливают между собой особые отношения как партнеры в игре;
  • наряду с оперативными действиями используют изобразительные, имитирующие реальные;
  • условными значениями наделяют предметы, вовлекаемые в игру, используют игрушки и т.д.

С наибольшей полнотой воображаемая ситуация обнаруживается в творческих, сюжетно-ролевых играх, однако отдельные ее элементы всегда присутствуют в игре любого вида.

Отличительной особенностью игры является ее эмоциональная насыщенность. Дети переживают в игре самые разнообразные чувства и эмоции, основные из них – радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры.

Педагогическое руководство

Использование игры как воспитания предполагает активное руководство со стороны взрослых, создание условий. Приемы руководства зависят от вида игр, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов.

Страница 7-8

Развитие логического мышления у дошкольников

(разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” Т.Н.Семенченко)

“В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя”.

Л.С.Выготский

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры, как показывает практика педагога, обеспечивает ребенку высокий уровень развития мыслительных процессов.

Используемые технологии:

  1. Занимательные задачи (З.А.Михайлова);
  2. Занимательный математический материал (Т.К.Жикалкина);
  3. Логические карточки Дьенеша;
  4. Круги Эйлера;
  5. Элементы мнемотехники (И.Бодрова);
  6. “Архитектурная школа” (В.Брофман);
  7. Метод проектов (А.Данюкова).

Занимательный математический материал используется:

  • На специальных занятиях;
  • В повседневной жизни;
  • В режимных моментах;
  • Как часть занятий по ФЭМП.

Тематический план по разделу “Математика-Логика”

Страница 9

Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста

(разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” А.А. Матус)

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел , войти в роль делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.

Педагогические требования к игрушке:

  1. Возрастная адресованность и соответствие игрушек разным видам игр;
  2. Игрушка должна быть такой, чтоб с ней можно активно было действовать.
  3. Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение.

  4. Игрушка должна быть безопасна для ребенка (не иметь острых углов, деталей, которые могут причинить вред);
  5. Игрушка должна отвечать требованиям гигиены (она должна быть из такого материала, чтобы её можно было мыть, дезинфицировать).

Страница 10

Классификация игрушек (по С.Н.Новоселовой)

1. Сюжетно-ролевая игрушка.

2. Техническая игрушка.

3. Театральная игрушка.

4. Музыкальная игрушка.

5. Конструкторские и строительные игрушки.

6. Дидактическая игрушка

7. Спортивная игрушка.

8. Игрушки-забавы.

Достоинство этой классификации в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций через игрушку.

Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. При всей своей схожести, они всегда индивидуальны, а значит неповторимы.

Знакомство с народными куклами:

  1. Кукла с закруткой;
  2. Кукла Куделька;
  3. Кукла Зернушка.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.