Все детские сады стремятся найти нечто свое, привлекательное и для детей, и для взрослых. У нас в Центре развития ребёнка – детский сад “Ёлочка” создан Научно-информационный Центр, который возглавляет Редакционный Совет (Схема).
Алгоритм деятельности научно-информационного Центра в МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка”
В структуру Совета входит
- Детская редакция “Планета Елочка”;
- Редакция газет для родителей “Вырастай-ка”, “Неболей-ка”;
- Рекламное агентство “Школа для всех”
- Редакция методического вестника для педагогов и родителей “С думой о детях”.
Цель деятельности редакционного Совета – информационное обеспечение детей, их родителей и работников учреждения. Руководство деятельностью Совета осуществляет редактор (избранный на первом заседании). Редактор руководит работой журналистов, подбором материала и даёт разрешение на его выпуск, не вмешиваясь в творческую деятельность Совета.
Совет взаимодействует с информационными агентствами города и участвует в информационном обмене с иными средствами массовой информации.
В состав Совета входят заместитель заведующего по ВМР, педагог – психолог, педагоги высшей квалификационной категории и представитель родительского комитета.
Сегодня мы хотим рассказать об информационном журнале для педагогов и родителей ДОУ – методическом вестнике “С думой о детях”. Девизом которого являются слова великого педагога К.Д.Ушинского: “Чем меньше возраст ученика, тем выше должно быть методическое мастерство учителя”. В течение учебного года наши педагоги и родители получают три номера журнала. На страницах которого представлены материалы по различным проблемам воспитания и обучения детей:
№ |
Тема выпуска |
Ответственные |
1 |
Обзор развивающих программ ДОУ |
Редакционный Совет |
2 |
Обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ |
Редакционный Совет Общественный инспектор по охране прав детства |
3 |
Особенности игровой деятельности современного дошкольника |
Редакционный Совет |
4 |
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста |
Редакционный Совет Учитель-логопед |
5 |
Обзор программ дополнительного образования |
Редакционный Совет Педагоги доп. образования |
6 |
Организация работы с одаренными детьми |
Редакционный Совет Специалисты ДОУ |
7 |
Организация работы по формированию ценностей ЗОЖ дошкольника |
Редакционный Совет Инструктор по физ.культуре, старшая медсестра |
8 |
Социально-психологическая адаптация ребенка в ДОУ. |
Редакционный Совет Старшая медсестра |
9 |
Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство” |
Редакционный Совет |
10 |
Организационная структура управления образовательной деятельностью в ДОУ |
Редакционный Совет |
11 |
Работа специалистов ДОУ с “неорганизованными” детьми и их родителями |
Редакционный Совет Общественный инспектор по охране прав детства |
12 |
Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ |
Редакционный Совет Инструктор по физ.культуре, старшая медсестра |
13 |
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ |
Редакционный Совет |
14 |
Образовательная программа ДОУ |
Редакционный Совет |
15 |
Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия |
Редакционный Совет Социальный педагог |
Такая специально организованная деятельность в детском саду даёт возможность повышения научно-теоретического уровня, психолого – педагогической компетентности воспитателей и родителей воспитанников учреждения.
Это позволяет решить следующие задачи:
- знакомство с воспитательно – образовательной системой работы, с используемыми комплексной и парциальными программами в дошкольном учреждении.
- информирование о новейших достижениях педагогической и психологической науки, с новинками методик и технологий дошкольного воспитания;
- оказание помощи в самообразовании “воспитывающих взрослых”;
- оказание профессиональной помощи в решении проблем;
- пропаганда и распространение лучшего педагогического опыта.
Многолетний опыт работы показал, что очень важно ориентировать каждого воспитателя и родителя на овладение передовыми методами и приёмами работы на постоянное пополнение своих знаний; прививать вкус постижения секретов воспитания. Это в свою очередь помогает решению задачи всестороннего развития личности ребёнка.
Предлагаем материал методического вестника № 3 “Особенности игровой деятельности современного дошкольника”.
Кабалёнова Елена Юрьевна, зам.
заведующего по ВМР
Трошкова Татьяна Михайловна, педагог – психолог,
МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” г. Новый Уренгой ЯНАО,
Тюменской области
Страница 1
Введение
Ошибочно думать, будто игра это только способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Кроме того, игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. А так же, игра даже дает возможность научиться тому, как надо учиться.
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре.
Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Редактор: З.Д. Ануфриева, заведующий ДОУ ЦРР “Елочка”
Страница 2
Значение игры
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А.Сухомлинский.
Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.
В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками.
В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры.
Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются творческие способности.
Страница 3
Виды игры
По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:
- творческие игры; 2) игры с готовыми правилами.
Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим играм относятся:
- Предметные игры детей раннего возраста;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Строительные игры;
- Игры – драматизации.
Игры с правилами это: дидактические игры; подвижные игры; игры – забавы.
Свобода и самостоятельность детей проявляются в выборе игры или определения ее содержания, подборе партнеров, включения в игру или выхода из нее и т.д. В играх разного вида степень свободы и самостоятельности детей различна, но наличие ее – обязательный признак игры.
Страница 4
Классификация игр для детей дошкольного возраста
Новая классификация игр рекомендована С.Новоселовой для использования в воспитательном процессе детского сада и семьи.
Страница 5-6
Особенности игры
При всем разнообразии видов игр, содержания, структуры, правил их отличают от других видов деятельности существенные особенности:
- Свобода;
- Высокая степень самостоятельности;
- Наличие возможностей для самоорганизации.
Процесс игры требует:
- активного участия,
- воображения,
- памяти,
- мыслительной деятельности,
- анализ, сравнение и сопоставление условий,
- отбор средств,
- элементарное планирование,
- оценку результатов.
Для игры характерно наличие воображаемой ситуации или ее элементов. Играя, дети:
- действуют в условной обстановке, условной ситуации,
- принимают на себя роли,
- устанавливают между собой особые отношения как партнеры в игре;
- наряду с оперативными действиями используют изобразительные, имитирующие реальные;
- условными значениями наделяют предметы, вовлекаемые в игру, используют игрушки и т.д.
С наибольшей полнотой воображаемая ситуация обнаруживается в творческих, сюжетно-ролевых играх, однако отдельные ее элементы всегда присутствуют в игре любого вида.
Отличительной особенностью игры является ее эмоциональная насыщенность. Дети переживают в игре самые разнообразные чувства и эмоции, основные из них – радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры.
Педагогическое руководство
Использование игры как воспитания предполагает активное руководство со стороны взрослых, создание условий. Приемы руководства зависят от вида игр, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов.
Страница 7-8
Развитие логического мышления у дошкольников
(разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” Т.Н.Семенченко)
“В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя”.
Л.С.Выготский
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры, как показывает практика педагога, обеспечивает ребенку высокий уровень развития мыслительных процессов.
Используемые технологии:
- Занимательные задачи (З.А.Михайлова);
- Занимательный математический материал (Т.К.Жикалкина);
- Логические карточки Дьенеша;
- Круги Эйлера;
- Элементы мнемотехники (И.Бодрова);
- “Архитектурная школа” (В.Брофман);
- Метод проектов (А.Данюкова).
Занимательный математический материал используется:
- На специальных занятиях;
- В повседневной жизни;
- В режимных моментах;
- Как часть занятий по ФЭМП.
Тематический план по разделу “Математика-Логика”
Страница 9
Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста
(разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” А.А. Матус)
Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел , войти в роль делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.
Педагогические требования к игрушке:
- Возрастная адресованность и соответствие игрушек разным видам игр;
- Игрушка должна быть такой, чтоб с ней можно активно было действовать.
- Игрушка должна быть безопасна для ребенка (не иметь острых углов, деталей, которые могут причинить вред);
- Игрушка должна отвечать требованиям гигиены (она должна быть из такого материала, чтобы её можно было мыть, дезинфицировать).
Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение.
Страница 10
Классификация игрушек (по С.Н.Новоселовой)
1. Сюжетно-ролевая игрушка.
2. Техническая игрушка.
3. Театральная игрушка.
4. Музыкальная игрушка.
5. Конструкторские и строительные игрушки.
6. Дидактическая игрушка
7. Спортивная игрушка.
8. Игрушки-забавы.
Достоинство этой классификации в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.
Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций через игрушку.
Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. При всей своей схожести, они всегда индивидуальны, а значит неповторимы.
Знакомство с народными куклами:
- Кукла с закруткой;
- Кукла Куделька;
- Кукла Зернушка.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.