Развитие личности ребенка зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий “красивое” и “некрасивое”, “истинное” и “ложное”, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я стремлюсь, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства.
Ребенок- дошкольник является своеобразным читателем. Слово “читатель” по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это- слушатель. С помощью художественного слова, музыки, изобразительной деятельности происходит значительное расширение репертуара поведенческих моделей, накопление жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы личности ребенка. Слушая сказку, музыку, разглядывая картинку, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает. В дошедшем до наших дней литературном, музыкальном, изобразительном наследии есть все, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более, что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры, которая является совокупностью результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери - земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу.
В своей педагогической деятельности я, поддерживая стремление каждого ребенка к прекрасному, доброму, воспитываю в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому, стремление преодолеть зло, появляется желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго останется эталоном для организации общественного поведения ребенка в окружающей среде.
Считаю, что воспитание патриотических чувств средствами изобразительной деятельности, художественной литературы, музыки состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.