Цели:
- Обучающая: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Изучить народные традиции жителей Севера.
- Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва ).
- Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.
Оборудование: образец куклы (соломенной, тряпичной).
Швейные принадлежности (нитки, иголка, английские булавки).
Набор для работы: Лоскут ткани 20x20 – любого цвета (ткани все х\б), ватин 16x16, белая ткань 20x20, разноцветные кусочки ткани, разного качества, тесьма, кружева, дома девочки находят колыбельные песенки.
Пословица: “Чему учимся, тому и принадлежим” (на доске)
Ход урока
I. Актуализация знаний
Проводится диктант по закреплению знаний терминов:
- лицевая,
- изнаночная,
- основа (долевая),
- утка (уток),
- кромка,
- гладкокрашеная (однотонная),
- пестрокрашенная.
– Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.
II. Усвоение нового материала
(Объясните смысл пословицы.) “Чему учимся, тому и принадлежим.”
Кто знает, сколько лет нашему поселку Невон – 320 лет.
Как вы думаете, какие были игрушки у девочек вашего возраста 300 лет тому назад? Магазинов – то не было! А куклы были во все времена, это были любимые игрушки девочек. Но они были не такие нарядные, как сейчас у вас.
Сначала куклы делали из полена, затем из соломы (показать), затем тряпичные из однотонной ткани, делали куклы различных цветов и развешивали над колыбелькой. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему, радостное настроение. Кроме этого считалось, что оберегали ребенка от сглазу. Для детей, которые старше делали куклы-“барыни”, но очень важно, что куклам лицо не рисовалось. Считалось, если нарисовать лицо кукле, она приобретала душу, а эта душа могла навредить ребенку.
Давайте и мы сегодня сделаем себе куклу, которой играли наши прабабушки и прапрабабушки (по наглядности рассказывается как делали куклы).
III. Практическая работа
По предложенному алгоритму девочки выполняют работу (приложение 1).
Алгоритм.
- выполнить туловище.
- оформить голову
- оформить руки.
- нарядить куклу.
Тем временем на доске вывешиваются слова:
Куколка-голубушка,
Доченька-подруженька,
Буду я тебя качать,
В новое платье наряжать,
На лужок носить зеленый,
Земляничкой угощать.
В конце урока проводится выставка работ,
Девочки называют своих кукол старинными именами (Дуняша, Агафья, Аграфена и т.д. ) поют песенки своим куклам.
Подводится итог урока.