Тема урока: "Русская народная кукла". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  • Обучающая: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Изучить народные традиции жителей Севера.
  • Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва ).
  • Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.

Оборудование: образец куклы (соломенной, тряпичной).

Швейные принадлежности (нитки, иголка, английские булавки).

Набор для работы: Лоскут ткани 20x20 – любого цвета (ткани все х\б), ватин 16x16, белая ткань 20x20, разноцветные кусочки ткани, разного качества, тесьма, кружева, дома девочки находят колыбельные песенки.

Пословица: “Чему учимся, тому и принадлежим” (на доске)

Ход урока

I. Актуализация знаний

Проводится диктант по закреплению знаний терминов:

  • лицевая,
  • изнаночная,
  • основа (долевая),
  • утка (уток),
  • кромка,
  • гладкокрашеная (однотонная),
  • пестрокрашенная.

– Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.

II. Усвоение нового материала

(Объясните смысл пословицы.) “Чему учимся, тому и принадлежим.”

Кто знает, сколько лет нашему поселку Невон – 320 лет.

Как вы думаете, какие были игрушки у девочек вашего возраста 300 лет тому назад? Магазинов – то не было! А куклы были во все времена, это были любимые игрушки девочек. Но они были не такие нарядные, как сейчас у вас.

Сначала куклы делали из полена, затем из соломы (показать), затем тряпичные из однотонной ткани, делали куклы различных цветов и развешивали над колыбелькой. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему, радостное настроение. Кроме этого считалось, что оберегали ребенка от сглазу. Для детей, которые старше делали куклы-“барыни”, но очень важно, что куклам лицо не рисовалось. Считалось, если нарисовать лицо кукле, она приобретала душу, а эта душа могла навредить ребенку.

Давайте и мы сегодня сделаем себе куклу, которой играли наши прабабушки и прапрабабушки (по наглядности рассказывается как делали куклы).

III. Практическая работа

По предложенному алгоритму девочки выполняют работу (приложение 1).

Алгоритм.

  1. выполнить туловище.
  2. оформить голову
  3. оформить руки.
  4. нарядить куклу.

Тем временем на доске вывешиваются слова:

Куколка-голубушка,
Доченька-подруженька,
Буду я тебя качать,
В новое платье наряжать,
На лужок носить зеленый,
Земляничкой угощать.

В конце урока проводится выставка работ,

Девочки называют своих кукол старинными именами (Дуняша, Агафья, Аграфена и т.д. ) поют песенки своим куклам.

Подводится итог урока.

Приложение 2