Цели:
- повторить и закрепить знания в написании приставок 1-ой группы (пишутся всегда одинаково);
- познакомить с правописанием приставок 2-ой группы;
- развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Оборудование: иллюстрация компьютера, таблицы для заданий, алгоритм с командами для написания приставок, карточки для индивидуальной работы, кодоскоп, учебник “Русский язык”
для 2-го класса (автор Рамзаева).
(класс разделён на разноуровневые группы: * - слабые, ** - средние, *** - сильные)
Ход урока
1. Организация начала занятия.
Когда ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, тёти и дяди были маленькими, чтобы считаться грамотными людьми, им достаточно было уметь читать, считать и писать. Сейчас другое время. Сейчас нужна не просто грамотность, а грамотность компьютерная. А это значит, что надо обязательно научиться разбираться в компьютерах, программировании и информатике.
(на доске карточка) “Знания сегодня – это успех завтра”.
- Как понимаете значение этих слов?
(на доске иллюстрация компьютера)
Это компьютер. Его имя – МИК. Сейчас на экране его монитора вы увидите сегодняшню дату. (Карточка с датой 11.02. 06.) Прочитайте её. Запишите в тетрадях число, название месяца, словосочетание “классная работа”
2. Упражнение в чистописании.
В нашем компьютере заложена вся информация нашего урока. (На мониторе появляется слово “Программа”)
Программа – это задание для компьютера.
Программу нужно писать на специальном языке, понятном компьютеру. Задаём ему
программу.
(карточка на мониторе) во со до про
- О чём напомнил МИК?
- Расшифруйте программу.
- К какой группе относятся эти приставки?
- Что о них знаете?
- Вспомним некоторые из них, выполнив упражнение в чистописании.
(на доске запись)
во со до про под на за со
прохожий сохранил заметка
*- выполнив задание, в словах выделить приставки;
**- выполнив задание, найти слово, к которому подходит схема:
***- выполнив задание 2-ой группы, подобрать слова к данной схеме (в схеме присутствует приставка, корень, окончание).
(дифференциация по объёму и степени трудности)
Проверка: *- на доске
**- на доске (подчёркивают и доказывают)
***- у доски (например: добегу, подпиши, нальют)
3. Повторение изученного материала.
Все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, и произносите, и читаете. Их 49. Они разделены на 3 группы в зависимости от написания.
Вот на экране нашего компьютера снова таблица.
(на мониторе появляется схема) Рассмотрите её внимательно и подумайте, какую работу предлагает вам МИК. Какие вопросы у вас возникли в связи с этим? Сформулируйте их так, чтобы стало ясно, что вам не понятно.
(на экране монитора таблица)
4. Сообщение темы. Повторение.
Это МИК помогает проверить знания о приставках 1-ой группы. И обязательно раскро-
ет секрет приставок 2-ой группы.
Они пишутся всегда одинаково. С некоторыми не бывает хлопот. Например, вы, су, у.
Их надо быстро “узнавать в лицо”, чтобы не спутать с другими.
Вы можете подумать, что это лёгкое правило и опасности, сделать ошибку здесь, нет. А вот и неверно. Я вам это сейчас докажу.
- Замените звуковую запись буквенной.
(запись на доске) [патп’исат’] [зжэч’] [здав’ит’]
- Запишите в тетрадях. ( Подписать, сжечь, сдавить)
- Расходится произношение и написание?
Согласные звуки могут влиять на соседей так, что они изменяются до неузнаваемости. Вы видите как [ж] обозначает [c] и превращает его в своё подобие, а [п.] оглушает соседа. Значит, чтобы не ошибиться, необходимо соблюдать следующий АЛГОРИТМ (карточка на мониторе) рассуждений.
Алгоритм – это задание для какого-нибудь исполнителя.
Алгоритм и план – почти одно и то же. (Схему помещаю на доску)
1 группа
Вывод: пишу всегда одинаково как в списке.
Пользуясь данным алгоритмом, выполним следующее задание.
(у детей карточки)
* - Вставьте пропущенные буквы в приставках, выделите приставки.
Д(а,о)вериться, п(а,о)ездка, з(а,о)работок, с(а,о)единить,(с,з)делать, п(о,а)дмигнуть.
** -Выписать только слова с приставками. Полученный результат оформить в тест.
Внимание! Есть “ловушки”.
1 2 3 4 5 6 7 8
…о
…а
П(а.о)левой. 2. П(а,о)смотреть. 3. Р(а,о)збегаются. 4. Р(а,о)зличные. 5. Н(а,о)чало.
6. Н(а,о)смешить. 7. З(а,о)вистник. 8. З(а,о)гребать.
*** - А вы поиграете в прятки с приставками.
Тут вы можете не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду.
А вот и нет. В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим.
- Определите, где приставка в словах.
(на доске запись) провод водопровод
Верно. В слове провод приставка про – в начале слова. А в слове водопровод – в середине.
Почему так получилось?
Потому, что слово водопровод “склеилось” из двух слов. Получилось сложное слово. И приставка, которая была в начале первого слова, в сложном оказалась в середине! Таких слов в нашем языке немало.
- Найдите и выделите в сложных словах приставки. Внимание! Есть “ ловушки”.
Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий, водопроводчик, металлопрокатный.
(дифференциация по трудности, самостоятельности, для *** - по уровню творчества, по характеру помощи)
Проверка: * - приставки до, по, за, со, с, под.
*** - в слове землетрясение нет приставки, громоотвод – от, мясоперерабатывающий – пере, водопроводчик – про, металлопрокатный – про.
- Какое открытие для себя сделали?
На экране МИКа засветилось слово “Проблема”. Ей мы обязаны нарушителям “главного” правила. Это приставки 2 – ой группы.
5. Работа по новой теме.
Сейчас мы их разоблачим и рассекретим. Они живут как-будто в другом царстве морфем, у них всё наоборот.
(таблица со 2 – ой группой приставок помещается на доску)
Приставки 1 – ой группы пишутся всегда одинаково, а эти “подлаживаются” к соседним буквам. И пишутся то с буквой “З”, то с буквой “С”.
- А когда происходит эта замена?
- В чём причина?
(таблица)
измазали – исписали
безмерный – бескрайний
разбросит – растопит
взлетела – вспомнила
воздвигнул – воспринимал
*** - самостоятельно работает над проблемой и моделирует свой ответ.
Даю инструктаж: взять в помощь таблицу в справочнике “Звуки и буквы” и список приставок 2 – ой группы.
(дифференциация по уровню творчества, самостоятельности, характеру помощи учащимся)
** и * - разбор по составу.
Вывод формулирует группа ***.
Причина в корне слова, вернее в букве, с которой оно начинается. Глухой согласный звук корня оглушает и гласную в приставке.
Каким алгоритмом дополним схему о приставках 2 – ой группы?
(схема на доске дополняется)
Вывод: пишу “С” Вывод: пишу “З”
Закрепим полученные знания, работая по данному алгоритму. Он у нас состоит из команд.
(на мониторе карточка “Команда”)
Команда - её нужно выполнять по очереди одну за другой.
- Повторите команды для работы с приставками 2 – ой группы
Физминутка. Упражнение для снятия напряжения с глаз.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружится, вьётся.
Команды алгоритма выполняет “Исполнитель”. (Слово на мониторе) Исполнитель должен понимать все команды.
Перед вами слова: (на кодоскопе) бе (з.с) конечный, в(з,с)думать, ра(з,с)чертить, ра(с,з)бивает, бе(з,с)сердечный, бе(з,с)злобный.
Выбрать верную букву в приставках, проверяя себя по алгоритму.
* и ** - работают под руководством учителя.
*** - дополнительно отвечают на вопрос: почему в словах с приставками 2 – ой группы встречаются двойные согласные?
(дифференциация по трудности и уровню творчества, по формированию учебных действий)
Проверка: *** - доказывают и формулируют вывод: первая буква от приставки, вторая от корня – поэтому в словах двойные согласные.
6. Словарная работа.
Найдите в словаре на с. 253 слово с приставкой 2 – ой группы. Докажите.
Рассказ
*** - подобрать и записать родственные слова.
7. Закрепление.
Приставки очень любят играть, точно так же, как и вы. Поиграем с приставками.
(на карточках)
* - составь слова
молвие нёс
раз бес рас
вестия пахать писать толковый
ис без из
** - подберите к каждому “отрезку” слова подходящую для него приставку 2 – ой группы.
…цветающий, …мерить, …дельник, …редчик, …лететь, …править.
*** - замените приставки 1 – ой группы приставками 2 – ой группы и запишите полученные слова по образцу: чайник закипел – вскипел.
Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Соль просыпалась. 4) Неспокойный человек.
(дифференциация по самостоятельности, характеру помощи учащимся, трудности)
Проверка: * и ** и *** - объяснение вслух, какие слова получились?
8. Итог.
На экране нашего МИКа загорается слово (карточка) “Итог”.
Подведём итог нашей работы.
- Что повторили на уроке?
- Что нового узнали?
9. Домашнее задание.
* - с. 129 № 343 – списать, выделить приставки.
** и *** - выполнив задание к упражнению №343, к словам с приставками подобрать слова с приставками 2 – ой группы. (таблица с приставками и алгоритмом отпечатана и дарится учителем).