Тема урока: "Гласные и согласные в приставках". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • повторить и закрепить знания в написании приставок 1-ой группы (пишутся всегда одинаково);
  • познакомить с правописанием приставок 2-ой группы;
  • развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Оборудование: иллюстрация компьютера, таблицы для заданий, алгоритм с командами для написания приставок, карточки для индивидуальной работы, кодоскоп, учебник “Русский язык”

для 2-го класса (автор Рамзаева).

(класс разделён на разноуровневые группы: * - слабые, ** - средние, *** - сильные)

Ход урока

1. Организация начала занятия.

Когда ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, тёти и дяди были маленькими, чтобы считаться грамотными людьми, им достаточно было уметь читать, считать и писать. Сейчас другое время. Сейчас нужна не просто грамотность, а грамотность компьютерная. А это значит, что надо обязательно научиться разбираться в компьютерах, программировании и информатике.

(на доске карточка) “Знания сегодня – это успех завтра”.

- Как понимаете значение этих слов?

(на доске иллюстрация компьютера)

Это компьютер. Его имя – МИК. Сейчас на экране его монитора вы увидите сегодняшню дату. (Карточка с датой 11.02. 06.) Прочитайте её. Запишите в тетрадях число, название месяца, словосочетание “классная работа”

2. Упражнение в чистописании.

В нашем компьютере заложена вся информация нашего урока. (На мониторе появляется слово “Программа”)

Программа – это задание для компьютера.

Программу нужно писать на специальном языке, понятном компьютеру. Задаём ему

программу.

(карточка на мониторе) во со до про

- О чём напомнил МИК?

- Расшифруйте программу.

- К какой группе относятся эти приставки?

- Что о них знаете?

- Вспомним некоторые из них, выполнив упражнение в чистописании.

(на доске запись)

во со до про под на за со

прохожий сохранил заметка

*- выполнив задание, в словах выделить приставки;

**- выполнив задание, найти слово, к которому подходит схема:

***- выполнив задание 2-ой группы, подобрать слова к данной схеме (в схеме присутствует приставка, корень, окончание).

(дифференциация по объёму и степени трудности)

Проверка: *- на доске

**- на доске (подчёркивают и доказывают)

***- у доски (например: добегу, подпиши, нальют)

3. Повторение изученного материала.

Все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, и произносите, и читаете. Их 49. Они разделены на 3 группы в зависимости от написания.

Вот на экране нашего компьютера снова таблица.

(на мониторе появляется схема) Рассмотрите её внимательно и подумайте, какую работу предлагает вам МИК. Какие вопросы у вас возникли в связи с этим? Сформулируйте их так, чтобы стало ясно, что вам не понятно.

(на экране монитора таблица)

4. Сообщение темы. Повторение.

Это МИК помогает проверить знания о приставках 1-ой группы. И обязательно раскро-

ет секрет приставок 2-ой группы.

Они пишутся всегда одинаково. С некоторыми не бывает хлопот. Например, вы, су, у.

Их надо быстро “узнавать в лицо”, чтобы не спутать с другими.

Вы можете подумать, что это лёгкое правило и опасности, сделать ошибку здесь, нет. А вот и неверно. Я вам это сейчас докажу.

- Замените звуковую запись буквенной.

(запись на доске) [патп’исат’] [зжэч’] [здав’ит’]

- Запишите в тетрадях. ( Подписать, сжечь, сдавить)

- Расходится произношение и написание?

Согласные звуки могут влиять на соседей так, что они изменяются до неузнаваемости. Вы видите как [ж] обозначает [c] и превращает его в своё подобие, а [п.] оглушает соседа. Значит, чтобы не ошибиться, необходимо соблюдать следующий АЛГОРИТМ (карточка на мониторе) рассуждений.

Алгоритм – это задание для какого-нибудь исполнителя.

Алгоритм и план – почти одно и то же. (Схему помещаю на доску)

1 группа

Вывод: пишу всегда одинаково как в списке.

Пользуясь данным алгоритмом, выполним следующее задание.

(у детей карточки)

* - Вставьте пропущенные буквы в приставках, выделите приставки.

Д(а,о)вериться, п(а,о)ездка, з(а,о)работок, с(а,о)единить,(с,з)делать, п(о,а)дмигнуть.

** -Выписать только слова с приставками. Полученный результат оформить в тест.

Внимание! Есть “ловушки”.

1 2 3 4 5 6 7 8

…о

…а

П(а.о)левой. 2. П(а,о)смотреть. 3. Р(а,о)збегаются. 4. Р(а,о)зличные. 5. Н(а,о)чало.

6. Н(а,о)смешить. 7. З(а,о)вистник. 8. З(а,о)гребать.

*** - А вы поиграете в прятки с приставками.

Тут вы можете не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду.

А вот и нет. В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим.

- Определите, где приставка в словах.

(на доске запись) провод   водопровод

Верно. В слове провод приставка пров начале слова. А в слове водопровод – в середине.

Почему так получилось?

Потому, что слово водопровод “склеилось” из двух слов. Получилось сложное слово. И приставка, которая была в начале первого слова, в сложном оказалась в середине! Таких слов в нашем языке немало.

- Найдите и выделите в сложных словах приставки. Внимание! Есть “ ловушки”.

Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий, водопроводчик, металлопрокатный.

(дифференциация по трудности, самостоятельности, для *** - по уровню творчества, по характеру помощи)

Проверка: * - приставки до, по, за, со, с, под.

*** - в слове землетрясение нет приставки, громоотвод – от, мясоперерабатывающий – пере, водопроводчик – про, металлопрокатный – про.

- Какое открытие для себя сделали?

На экране МИКа засветилось слово “Проблема”. Ей мы обязаны нарушителям “главного” правила. Это приставки 2 – ой группы.

5. Работа по новой теме.

 

Сейчас мы их разоблачим и рассекретим. Они живут как-будто в другом царстве морфем, у них всё наоборот.

(таблица со 2 – ой группой приставок помещается на доску)

Приставки 1 – ой группы пишутся всегда одинаково, а эти “подлаживаются” к соседним буквам. И пишутся то с буквой “З”, то с буквой “С”.

- А когда происходит эта замена?

- В чём причина?

(таблица)

измазали – исписали

безмерный – бескрайний

разбросит – растопит

взлетела – вспомнила

воздвигнул – воспринимал

*** - самостоятельно работает над проблемой и моделирует свой ответ.

Даю инструктаж: взять в помощь таблицу в справочнике “Звуки и буквы” и список приставок 2 – ой группы.

(дифференциация по уровню творчества, самостоятельности, характеру помощи учащимся)

** и * - разбор по составу.

Вывод формулирует группа ***.

Причина в корне слова, вернее в букве, с которой оно начинается. Глухой согласный звук корня оглушает и гласную в приставке.

Каким алгоритмом дополним схему о приставках 2 – ой группы?

(схема на доске дополняется)

Вывод: пишу “С” Вывод: пишу “З”

Закрепим полученные знания, работая по данному алгоритму. Он у нас состоит из команд.

(на мониторе карточка “Команда”)

Команда - её нужно выполнять по очереди одну за другой.

- Повторите команды для работы с приставками 2 – ой группы

Физминутка. Упражнение для снятия напряжения с глаз.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружится, вьётся.

Команды алгоритма выполняет “Исполнитель”. (Слово на мониторе) Исполнитель должен понимать все команды.

Перед вами слова: (на кодоскопе) бе (з.с) конечный, в(з,с)думать, ра(з,с)чертить, ра(с,з)бивает, бе(з,с)сердечный, бе(з,с)злобный.

Выбрать верную букву в приставках, проверяя себя по алгоритму.

* и ** - работают под руководством учителя.

*** - дополнительно отвечают на вопрос: почему в словах с приставками 2 – ой группы встречаются двойные согласные?

(дифференциация по трудности и уровню творчества, по формированию учебных действий)

Проверка: *** - доказывают и формулируют вывод: первая буква от приставки, вторая от корня – поэтому в словах двойные согласные.

6. Словарная работа.

Найдите в словаре на с. 253 слово с приставкой 2 – ой группы. Докажите.

Рассказ

*** - подобрать и записать родственные слова.

7. Закрепление.

Приставки очень любят играть, точно так же, как и вы. Поиграем с приставками.

(на карточках)

* - составь слова

молвие нёс

раз бес рас

вестия пахать писать толковый

ис без из

** - подберите к каждому “отрезку” слова подходящую для него приставку 2 – ой группы.

…цветающий, …мерить, …дельник, …редчик, …лететь, …править.

*** - замените приставки 1 – ой группы приставками 2 – ой группы и запишите полученные слова по образцу: чайник закипел – вскипел.

Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Соль просыпалась. 4) Неспокойный человек.

(дифференциация по самостоятельности, характеру помощи учащимся, трудности)

Проверка: * и ** и *** - объяснение вслух, какие слова получились?

8. Итог.

На экране нашего МИКа загорается слово (карточка) “Итог”.

Подведём итог нашей работы.

- Что повторили на уроке?

- Что нового узнали?

9. Домашнее задание.

* - с. 129 № 343 – списать, выделить приставки.

** и *** - выполнив задание к упражнению №343, к словам с приставками подобрать слова с приставками 2 – ой группы. (таблица с приставками и алгоритмом отпечатана и дарится учителем).