Игра под названием жизнь

Разделы: Общепедагогические технологии


Памяти Александры Михайловны Закиевой,
учительницы начальных классов 1945 – 1981 г. г.
учителя средней школы № 6 города Набережные Челны
в 1958 – 1981 годах.

Социум становится все более деловитым, поколение современных детей и играет по- современному. Взрослые стали более откровенны в удовлетворении своих желаний – игра активно наполняет досуг российских леди и джентльменов. В дошкольном детстве игра, по утверждению ведущих ученых, является основным видом деятельности. Так ли это на самом деле? Способны ли мы, взрослые, по долгу службы допущенные к власти над деятельностью ребенка, понять роль игры в судьбе человека?

В садик в детстве я не ходила, не было у родителей такой возможности, про меня говорили “Выросла под школьной партой” - мама работала учительницей в начальных классах, папа – там, куда пошлет партия, частенько, мы встречались с ним лишь в воскресенье. Но именно увлечение отца определило мою профессиональную стезю. Отец обожает шахматы – доска-ящичек с черно-белыми фигурками его жизненный спутник. Я в шахматы не играю, не увлекает меня невидимое сражение. Увлекло меня другое: скучая по отцу, маленькая Катя тихонько открывала заветный ящичек и затевала странную игру. Под сводами кистей, свисающей со стола скатерти размещались дворцы. Во дворцах жили две семьи – Белая и Черная. Каждая семья было огромной (я росла в типичной “двухдетной” советской семье). Мать – фигурка ферзя, отец – фигурка короля, старшие дети: туры, слоны, кони; младшие дети – пешки. Я самозабвенно погружалась в удивительный мир моих семей – строила с ними дома, сажала огород, готовила обеды, устраивала праздники и организовывала походы в гости… Семьи были дружные, сноровистые, ощущение благополучия окутывало меня, успокаивало, упорядочивало мой внутренний мир. Игра, продолжалась бесконечно из вечера в вечер, я выросла, и шахматы осиротели.

Прошли десятилетия, однажды, я внезапно поняла, что удивительный “Балкыш”, который живет в моем сердце теперь уже шестнадцатый год – это ожившая игра моего детства. Большой уютный дом (чем не дворец?) населен разным народом – взрослые и ребятишки от мал-мала меньше до подростков живут дружной неспешной жизнью. И именно я задаю тон этой многоликой семье – забочусь обо всех: взрослые должны успеть переделать массу дел, старшие и младшие в меру сил должны им помогать и учиться у взрослых и друг у друга. В доме царит культ доброжелательности, взаимопонимания, уважения, деловитости и творчества. И культ игры. Играть, играть и играть: всем, крошечкам в яслях, дошколятам, первоклассникам, четвероклассникам, взрослым! Находятся взрослые, в сердцах бросающие в наш адрес – в этом Балкыш не учат ничему, одни игры да праздники!

Моя самая нелюбимая забава на выпускных из дошкольной группы утренниках – игра “Собери портфель”, в которой по правилам ребенок должен положить в портфель учебные принадлежности. Ребятишки торопятся положить в портфель и игрушки, а воспитательница потом назидательно призывает детей и взрослых посмеяться над незадачливым будущим учеником: игрушки в школе не нужны, дескать! Я директор школы, который, приходя в класс, в первую очередь спрашивает – во что играем? И горе тому педагогу, который посмеет утверждать, что гимназистам играть некогда. Волшебница Жизнь даровала нам такое богатство ИГРУ! Её величество Игра не с каждым подружится, и не каждому будет благоволить, но тому, кто постигнет её таинство – откроется великая книга ЖИЗНИ. И мир станет понятным, доступным, безопасным!

Нетрудно догадаться, что одна из любимых игр моего детства – игра в школу. Мама, как семейное предание, рассказывала: “В перемену подходит ко мне коллега из соседнего класса и спрашивает – Шура, ты знаешь, что Катюшка у тебя читает во всю? (Мне шел шестой год, мама вела первый класс – сорок с лишним детских головенок, и за последней партой Катька, не до неё, конечно.) Заглянули в класс: у доски стоит Катя и самая слабенькая в классе девчушка, Катя водит огромной указкой по картонным слогам в тряпочных кармашках и важно - ласково призывает – “тяни: ма-ма мы-ла ра-му” Я хорошо помню, как мама вечером открыла передо мной букварь на странице с большим кораблем-ледоколом “Ленин” и сказала: читай! В субботу старшая сестра повела меня в местную библиотеку. Я выбрала сразу две книжки с потрепанными уголками (это самые интересные, их часто берут!) из деревянного ящика – это был волшебный праздник!

Мама была очень строгой учительницей, и очень любила своих учеников. Больше, чем меня. Я на неё обижалась за это и ревновала её к ученикам. Это сейчас я понимаю, что дороже меня и сестры у неё никого не было, но мама была Настоящей Учительницей. Она подарила мне море друзей – её учеников, мы искренне дружим и гордимся нашей Александрой Михайловной. Мамино учительство открыло мне великий секрет ЦЕЛЬНОСТИ образовательного процесса! Как теоретики педагогики любят все делить и раскладывать по полочкам! Я видела её работу ЦЕЛЬНО. Она всегда и везде была Учительницей: ответственной, организованной, деликатной, справедливой, правильной, в общем, без скидок “я не на работе”. Все лучшее во мне – от неё. И стремление все соединять: ну, просто горе-горькое, если воспитательница на занятии вся “правильная”, а закончилось занятие – “Куда полез? Не смей трогать! Может, мы помолчим?”

Получив право управлять педагогами, я в первую очередь избавилась от понятия “занятие”. В Балкыш жизнью управляют игровые развивающие блоки – дошколята целый день играют, им и невдомек, что такая любимая “подружка” Ольга Николаевна учит их грамоте, Галина Анатольевна – помогает заглянуть в мир математики.

В школе от урока не избавиться – рискованно, прежде всего, потому что выпускнику Балкыш идти в банальную классно-урочную среду, и не везде будут приветствовать ходьбу по классу без разрешения учителя, а уж спорить с учителем, даже если он (учитель!) на глазах ученика делает грубую грамматическую ошибку – просто опасно в некоторых случаях. Поэтому игра на уроке присутствует, и очень активно – но она служит познанию, в том числе познанию секретов взаимоотношений разных людей. На уроке философии мы ребятишками играли в “Школу” по-особенному. Дети учились, как написать обращение, заявление, как правильно обратиться к директору за защитой и, вообще, как отстоять свои права без драки. Поиграли, ничего особенного вроде, игра! Класс закончил учебу, ребята поступили в основную школу. Примечательно, что в одной из конфликтных ситуаций мой воспитанник в пятом классе толково и грамотно обратился к директору школы с письменным заявлением, и, к чести моего коллеги, конфликт был с достоинством разрешен. Вот тебе и игра!

Гордость моих педагогических исканий – творческие лаборатории. Прием не новый, он активно практикуется последователями развивающих технологий: ученик получает доступ в святая-святых – мастерскую Художника, Мастера! Предистория вопроса такова: как и все выпускники дошкольных факультетов педагогических училищ, я прекрасно знаю методику обучения детей лепке (“красный” диплом обязывает!) Дело было летом, в отпуске я, как и большинство моих коллег готовила методические пособия к учебному году. В данном случае – решила вылепить коллекцию образцов для лепки по мотивам Дымковской народной игрушки. Я “ваяю” коней и барышень, а пятилетняя Санька крутится рядом. День, второй, потом берет кусок глины, и раз-раз выставляет передо мной вполне приличную барыню! Без всяких обучений приемам лепки “ленты”, “колокола”, техники накладывания и примазывания! Прошло уже больше 15 лет, раритетная барыня до сих пор жива, а я с гордостью пестую технологию творческих мастерских – в Балкыш их несколько.

Самой ранней можно считать лабораторию “Тел ачкычы” - базируется она на основе программы обучения родному языку как второму государственному. Главное действующее лицо в этой игре – учитель татарского языка. По условиям игры учитель не знает другого языка, кроме татарского. Общение с детьми сводится к активной деятельности: дети, приходя в кабинет-музей, играют роль гостей, по приглашению хозяйки совершают экскурсию, угощаются, примеряют одежду, присоединяются к рукоделью, поют, танцуют, играют в народные игры… Сложнейшая образовательная задача реализуется в гармонии с миром дошкольного детства.

По аналогии с “Тел ачкычы” развивается лаборатория преподавания иностранного языка. “Happy English” - составляет самостоятельную субкультуру “Балкыш” - со своим собственным календарем, стилем взаимоотношений, такая бесконечная, увлекательная игра. Заводилы в этой игре - опытный педагог, интереснейший человек, мама двоих взрослых деток, способная понять любую детскую проблему, учитель 1 квалификационной категории Светлана Васильевна Степаненко и юная, похожая на девочку-подростка, Лена Фаритовна Ямалетдинова, настоящая подружка детям. Это только родители и коллеги знают, Лену Фаритовну как опытного, очень затребованного на рынке образовательных услуг, специалиста! Молодая учительница осенью взяла отпуск – скоро ей предстоит стать матерью, но дети “потери” не почувствовали – в классы пришла Эльза Ильгизаровна Закирова, выпускница Балкыш, ныне учитель английского языка, молодой специалист (закончила Мензелинский педколледж). Учитель, которому нет необходимости тратить время и нервы на адаптацию – она пришла в коллектив знакомый с детства, игры её детства остаются привлекательными для воспитанников!

Несколько раз в неделю дети встречаются с художницей Татьяной Геннадьевной – в её руках любой материал превращается в произведение искусства. Помня историю с Дымковской барынькой, мы с Татьяной Геннадьевной условились: художник работает в своей мастерской, дети в начале играют роль подмастерье, а затем становятся мастерами сами. Как условились, так и играем, а результат – выставка за выставкой и победа за победой!

Коллеги меня не поймут, если я не упомяну о самой грандиозной балкышевской игре “Балкыш Йолдызлары” (Звезды Балкыш). Игре этой в этом году исполнилось 13 лет, продолжается игра круглый год, который для нас начинается и заканчивается в один из апрельских дней. Суть игры в следующем: мы все и дети, и взрослые готовим огромный концерт, который показываем раз в год в апреле в самом большом концертном зале города. Диапазон ролей, которые мы исполняем – от грузчиков до эстрадной звезды. Если отметить, что в 2006 году местное телевидение показало сорокоминутный фильм о нашем гала-концерте, то понятно – здорово мы поиграли!

Мои дочки с подружками играли и играют в “Учительниц музыки”, со старшей Александрой мы не так давно обсуждали предстоящую тему дипломной работы в университете, она пожелала изучить возможности интерактивных технологий в преподавании музыки в школе…

И вот под занавес 2006 года молодая учительница успешно аттестовалась на вторую квалификационную категорию.

Ученики мои обязательно включают в игру “Школа” роль директора. Если бы они знали, как внимательно я наблюдаю за их мимикой, жестами, выражениями – более достоверного портрета ни один портретист мне не выдаст!

Я была по настоящему счастлива, когда восьмимесячная внучка принялась прытко гонять по паласу обыкновенную расческу, громко урча “дбрю-ю-ю” (папа наш водитель и человечек с рождения “на колесах”), заботливые родители рванули в магазин – купили “взаправдашный” джип. Девочка его повертела и забыла, а стоит завидеть коробку из под сока, ту же расческу, даже ложку – и поехали! С наслаждением растолковываю моей молодежи – умение использовать в игре заменители – важнейший этап нервно-психического развития малыша. Игрушки ребенку надо уметь выбирать и “представлять” их ребенку! Внучке сейчас 2, 5 года, она играет в разные игры, в том числе под руководством мудрых воспитателей. В новогоднюю ночь родители подарили ей огромного льва – ребенок пришел в ужас, увидев игрушку зверя в натуральную величину! Спас положение очень правдивый рассказ об одинокой жизни льва в магазине и его мечте переехать к Ангелине, а также подробная инструкция как с этой игрушкой можно играть!

Вспоминаю любимейшую игру детства – “Дом”. Строился он из песка (у каждого дома отцы заботливо сбрасывали по весне горку), стены делались ровными, прочными. Мебель, все как положено. И мы варили куклам суп из разных травинок, камушков! А каким “шоколадным маслом” баловали мы своих “дочек”: верхний слой грязи на подсыхающей луже блестел и жирно лоснился, когда мы его бережно намазывали на плоский камушек “хлеб”! Хитрые англичане придумали устраивать настоящие лужи в своих ухоженных дворах – чтоб было, где детям потешиться! Старшая дочка с укоризной выговаривает мне – совсем младшую сестренку распустила, она с улицы приходит перемазанная как черт! И, слава Богу, тем более, не вручную же стирать-то – 21 век на дворе!

Век двадцать первый, а мы больше к варварам приближаемся. Гоним игру – со двора (а где машины ставить?!), из школы и даже из детского сада пытаемся (неучами вырастут!), из дома (мало в доме мусора, вот хорошо – сидит в компьютере и тишина в доме!)… А у меня радость – закупала весной игрушки в школу-сад, гляжу – на витрине настоящие бирюльки, привезла, наказала воспитателям: играть самим, и детей научить, и беречь как самую дорогую вещицу! Мои замечательные коллеги наказ приняли, и будем уверены, господа, выполнят! Мы, взрослые, заводилы игры. Вспоминаю, как восемь лет назад впервые у меня появилась игрушка по имени компьютер – сегодня это мой важный помощник, и не только мой – всех моих коллег. Я “наигралась” и потребовала: играть всем! Играем дружно – последний плод наших интерактивных игр – сайт во всемирной паутине, заглядывайте, будем рады!

Профессия моя – педагогическая,
Известно всем, отнюдь, не героическая,
Холстов не тку, хлебов не выпекаю,
А день-деньской играю, развлекаю! –

пошутила я однажды ко Дню учителя. В каждой шутке, говорят, есть доля правды. Я соглашаюсь, моя профессия – обязывает обладать умением играть, ибо для объекта моей деятельности игра есть познание мира!