Развивать письменную связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- осмысливать тему;
- подбирать и располагать материал ;
- пользоваться средством языка;
- исправлять , совершенствовать продукт своей деятельности;
Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями , последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними.
Успешность обучения достигается лишь в том случае , если на каждом уроке русского языка учит детей построению предложений , вдумчивому выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей.
Если с первого класса ребенок пробует что-то сочинять , рифмовать , то к концу его обучения в начальной школе эти возможности радуют его самого , а также родителей и учителей.
Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов.
Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использовать комплекс вышеуказанных умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке четко определяю задачи обучения. Готовя учеников к очередному сочинению, рассказу для себя отмечаю :
- педагогическую цель упражнения , чему оно научит детей и как обогатить их мышление и речь;
- какое место оно займет в ряду других упражнений.
Успех обучения будет достигнуть лишь тогда , когда каждое упражнение , каждое новое умение учащихся будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений.
Систематическое выполнение упражнений невозможно без перспективного видения. Необходимо знать ,какие трудности встретятся учащимся .Поэтому планирую деятельность учащихся таким образом , чтобы предусмотреть и предотвратить ошибки.
Предлагаю ряд упражнений для развития письменной речи.
1. “Загадки – добавлялки”
Помогают приучать детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова , не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу: они способствуют также ознакомлению с термином слово .
Красные щечки,
Пестрые платочки ,
Хлопают в ладошки
Веселые ….(матрешки)
У меня пропал носок ,
Утащил его….(щенок)
Подготовлен самолет
Он отправится в …(полет)
2.Упражнение на развитие строить предложения “Поменяй местами”.
Красная елочка растет в огороде.
Зеленая морковка радует ребят.
3. Упражнение “Посмотри в словарь”.
Это упражнение помогает научиться формировать значение тех или иных слов.
4. “Напиши заметку в газету”.
Класс делится на отделы. Каждый отдел получает свою тему ,например “Школьная столовая” , “Переменка” , “ Интересный урок” , “ Мой одноклассник” , “ Моя одноклассница” и т.д.
Предварительно провожу работу, как выбирать тему и составлять план.
5. “ Составь рецепт осеннего салата”
Упражнение развивает память, умение составлять связные предложения. Рецепты собираются в брошюру. Учащиеся рекламируют свои рецепты на празднике урожая.
6. “ Напиши письмо учительнице”.
Все перечисленные упражнения помогают учащимся мыслить и рассуждать самостоятельно.