Развитие письменной речи на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Развивать письменную связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:

  • осмысливать тему;
  • подбирать и располагать материал ;
  • пользоваться средством языка;
  • исправлять , совершенствовать продукт своей деятельности;

Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями , последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними.

Успешность обучения достигается лишь в том случае , если на каждом уроке русского языка учит детей построению предложений , вдумчивому выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей.

Если с первого класса ребенок пробует что-то сочинять , рифмовать , то к концу его обучения в начальной школе эти возможности радуют его самого , а также родителей и учителей.

Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использовать комплекс вышеуказанных умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке четко определяю задачи обучения. Готовя учеников к очередному сочинению, рассказу для себя отмечаю :

  • педагогическую цель упражнения , чему оно научит детей и как обогатить их мышление и речь;
  • какое место оно займет в ряду других упражнений.

Успех обучения будет достигнуть лишь тогда , когда каждое упражнение , каждое новое умение учащихся будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений.

Систематическое выполнение упражнений невозможно без перспективного видения. Необходимо знать ,какие трудности встретятся учащимся .Поэтому планирую деятельность учащихся таким образом , чтобы предусмотреть и предотвратить ошибки.

Предлагаю ряд упражнений для развития письменной речи.

1. “Загадки – добавлялки”

Помогают приучать детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова , не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу: они способствуют также ознакомлению с термином слово .

Красные щечки,
Пестрые платочки ,
Хлопают в ладошки
Веселые ….(матрешки)
У меня пропал носок ,
Утащил его….(щенок)
Подготовлен самолет
Он отправится в …(полет)

2.Упражнение на развитие строить предложения “Поменяй местами”.

Красная елочка растет в огороде.
Зеленая морковка радует ребят.

3. Упражнение “Посмотри в словарь”.

Это упражнение помогает научиться формировать значение тех или иных слов.

4. “Напиши заметку в газету”.

Класс делится на отделы. Каждый отдел получает свою тему ,например “Школьная столовая” , “Переменка” , “ Интересный урок” , “ Мой одноклассник” , “ Моя одноклассница” и т.д.

Предварительно провожу работу, как выбирать тему и составлять план.

5. “ Составь рецепт осеннего салата”

Упражнение развивает память, умение составлять связные предложения. Рецепты собираются в брошюру. Учащиеся рекламируют свои рецепты на празднике урожая.

6. “ Напиши письмо учительнице”.

Все перечисленные упражнения помогают учащимся мыслить и рассуждать самостоятельно.