Цели:
- Учить видеть необходимость в определении профессии.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
- Развивать речь, умение работать в парах, в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Воспитывать уважение к людям любой профессии.
Ход урока
I. Ученик:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель:
Каждое утро вы приходите в школу учиться – это главный труд, а ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии. Каждый из вас наверняка уже задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много, много времени впереди, чтобы выбрать профессию и работу по душе. А сегодня мы познакомимся с вами с некоторыми из них.
Давайте по очереди назовем, кем работают ваши родители.
- А кто из вас был на работе ваших родителей?
- Что видел интересного?
- А кому из вас родители рассказывают о своей работе?
II. Рассказы родителей о своей профессии.
1.Ученик
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней (врач)
2.Ученик
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то, как нам быть:
Часто мыть или пореже?
(Слово Дороховой М.А.)
Маргарита Анатольевна ответит на этот вопрос и на многие другие ваши вопросы.
3. Ученик
Чтобы сосны, липы, ели.
НЕ болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий.
Охраняет друг лесничий.
Слово о своей профессии - Кудрявцева Н.К.
Загадки:
Стоят в поле сестрицы,
платьица белёны,
шапочки зелёны (берёзы)Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Нечего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ёлка)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек (жёлудь)Зимой и летом одним цветом
(хвойное дерево)Летом одевается, зимой раздевается
(лиственное дерево)Никто их не пугает, а они всё дрожат
(листья осины)Это тот, кто продает
Масло, хлеб и бутерброд?
Холодильник и утюг,
Сливы, груши и арбуз.
Слово о своей профессии Ткаченко И. Н.
Кто из вас ребята хочет стать продавцом, должен уметь хорошо считать, иметь хорошую память, ведь чтобы быстро найти товар, нужно помнить, где он лежит, а чтобы продать -- знать сколько стоит, а ещё продавец должен быть спокойным, доброжелательным, не грубить покупателям, ведь цель продавца—улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.
5.Ученик.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
С лесенки ответил Коля
- Мама – лётчик?
Что ж такого!
Вот у Феди, например,
Мама – милиционер.
Слово о своей профессии Топоркова В.В.
6. Ученик.
Мама – лётчик?
Что ж такого?
- Всех важней сказала Поля, -
Учительница – мама.
Слово о своей профессии Ехлакова Е.В.
7. Ученик.
И сказал нам Саша тихо:
Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.
Слово о своей профессии Яковлева Н.В.
- Кто ещё из родителей желает рассказать о своей профессии.
Обобщение:
Итак, ребята вы познакомились с профессиями своих родителей, но на этом число профессий не заканчивается.
Давайте сейчас с вами поиграем:
1. Игра “ Азбука профессий”
(я показываю букву и задаю вопрос, а вы должны ответить словом, которое начинается с этой буквы)
А. Специалист сельского хозяйства (агроном)
Б. Делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен)
В. Фамилия русского художника, автора картин “Алёнушка”, “Иван-Царевич и Серый волк” (Васнецов)
Г. Группа тесно связанных наук, изучающих Землю, её поверхность, полезные ископаемые, распределение животных и растений (география)
К. Повар на корабле (кок)
М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр)
Н. Специалист, который даёт различным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик)
П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые причёски (парикмахер)
Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоёмах (рыбовод)
2. Задачи на сообразительность.
А) Матросы Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из матросов, если Петя на два года старше Белова. (Петя Чернов, Миша Белов)
Б) (выходят, трое желающих и каждому дают карточку)
Перед вами трое специалистов: каменщик, комбайнёр, маляр. Кто из вас догадается, как удалить комбайнёра из середины, не дотрагиваясь до него? Сам он, конечно, не уйдёт с места, зови не зови его. Так как же решить эту задачу. (одного из крайних ребят надо поставить на другой край)
3. Игра “Назови тех, кто это сделал”
(Показ картинок)
- Хлеб (тракторист, хлебороб, мукомол, пекарь)
- Тетрадь (как получить тетрадь)
- Рубашка (вырастить хлопок, лён)
4. Составь пословицу (работа в парах)
(пословица разрезана на отдельные слова)
5. Загадки (о профессиях, которые не были названы )
Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
Преграждает путь врагу. (Пограничник)Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. ( Маляр)Он не лётчик, не пилот.
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)Ворону, корову, щенка и павлина-
Всех примет и вылечит
Доктор звериный (Ветеринар)Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не лёгок и не прост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка (Слесарь)Мастер, мастер помоги-
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
6. Игра “ Третий лишний”
(из трёх слов найди лишнее)
А. Программист, закройщик, компьютер. Казалось бы, все слова имеют отношение к нашему турниру, и всё-таки одно слово - лишнее. Какое и почему? (лишнее слово- компьютер, т. к. оно обозначает инструмент, а остальные слова- профессии)
Б. Учитель, парикмахер, ножницы. ( Лишнее слово – ножницы)
В. Связист, режиссёр, кинофильм. ( Лишнее слово- кинофильм, т. к. оно обозначает продукт труда, а другие слова - профессии).
7. Чёрный ящик
(загадки и кто использует в своей работе)
Два кольца, два конца - посередине гвоздик (ножницы)
Маленького роста я,
Тонкая и острая. ( Иголка)
Сам худ, а голова - с пуд. ( Молоток)
У Конька-горбунка деревянные бока,
У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)
8. Разгадать ребус (плакат зашифрован)
(Хочешь, есть калачи - не сиди на печи)
Итог занятия:
Есть много разных профессий, а инструментов - ещё больше, вы пока ещё не выбрали себе инструменты и работу, но вскоре это сделаете. Главные же ваши инструменты - ваше сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, а руки делать, вы справитесь с любой работой. А сейчас в память о нашей встрече мне бы хотелось вам подарить вот такие медальки.