Задачи урока:
- Формировать умения выделять особенное во внешности человека, воссоздавать внутреннюю жизнь человеческой души.
- Познакомить учащихся с историей портретов двух художников, раскрыть особенности портретов О. А. Кипренского и В. А. Тропинина.
- Создать условия для аналитической сравнительной деятельности на уроке.
- Воздействовать на чувства учащихся, пробудить глубокое уважение к гениальным творениям изобразительного искусства.
- Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения.
Фон урока: Портреты: О. А. Кипренский “А. С. Пушкин”, В. А. Тропинин. “А. С. Пушкин”, гравюра Уткина, энциклопедические словари, тексты с высказываниями о работах художников, поэтический текст А. С. Пушкина.
1. Слово учителя. Мир прекрасного немыслим для Пушкина без театра, музыки, живописи, скульптуры. Истинный поэт, наделенный богатым воображением, обладающий тонким вкусом, он не мог не любить изобразительное искусство. Нередко он сожалел о том, что природа не наградила его талантом живописца.
Давайте прочитаем строки из поэмы “Монах”, 1813 г.
Ах, отчего мне дивная природа
Корреджио искусства не дала?Но Рубенсом на свет я не родился,
Не рисовать, а рифмы плесть пустился.
Словарная работа:
Корреджио (Антонио Аллегри) – известный итальянский художник XVI века.
Нам предстоит сегодня познакомиться с портретами двух художников: увидеть особенное в каждом из них. Итогом работы станут творческие работы на темы:
1) Когда же он больше всего похож на себя?
2) Живописные портреты прошлого.
3) Один человек – сто разных лиц.
2. Сообщения учеников.
Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836 годы жизни) – русский живописец и рисовальщик. Писал главным образом портреты. Один из лучших портретов Пушкина написан был в 1827 году. Широко известен портрет Дениса Давыдова. Романтический и пылкий по складу таланта и темперамента, Кипренский, окончив Академию по классу исторической живописи, хотел продолжать работать в этом жанре. Однако призвание, а возможно, и необходимость заработка заставили его заняться портретом – жанром самым низшим по академическим понятиям. То была счастливая неудача. В портретах художнику удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских людей: Гусара Д. Давыдова, кроткого и мечтательного Жуковского, задумчивой женщины – графини Ростопчиной.
Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857 годы жизни) – русский живописец, был любимым портретистом московского дворянства. Он был крепостным графа Моркова, состоял у него и в лакеях и в кондитерах, а вольную получил только в 45 лет, будучи известным уже художником. Почти все, кого он писал, выглядят у него благодушными, приветливыми, слегка мечтательными. Отсвет мягкой натуры Тропинина лежит на его портретах. Картины “Портрет А. В. Тропинина, сына художника”, 1818 г., “Кружевница”, 1823, “Портрет А. С. Пушкина”, 1827.
Обратим внимание на то, что жили примерно в одно время два художника. Два портрета написаны в один год. В Москве в начале 1827 года портрет Тропинину заказал сам Пушкин и преподнес в подарок другу Соболевскому. Весною того же года в Петербурге Дельвиг заказал портрет друга Кипренскому. Оба понимали важность закрепления гордости русской культуры.
3. Давайте найдем общие черты в двух портретах.
Сделаем вывод: у художников сложился общий тип поэта: поза чаще вполоборота, с устремленным ввысь взглядом, одежда – плащи, пледы, небрежно повязанные галстуки, открытый свободный ворот, выражение лица, сочетающее мечтательность и отрешенность.
4. Работа в группах. Найти индивидуальные черты в каждом портрете. Одна группа работает с портретом Кипренского, другая – с портретом Тропинина.
Через несколько минут проверяем выполнение задания и подведение итогов.
Пушкин на портрете В. А. Тропинина:
Поэт изображен по-домашнему – в халате, распахнутый, неофициальный. Поэт целен, уравновешен, внутренне собран, свободен (ворот распахнутый, небрежно повязан галстук). В глазах больше задумчивости. Поэт читал, под рукой книга, поднял глаза, услышал, увидел нужные, сильные, точные слова.
Пушкин на портрете О. А. Кипренского:
Подтянут, наглухо застегнут сюртук. Пушкин просветлен, возвышен, величав. Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватившим его воображением. Стоит, скрестив руки на груди. Через плечо переброшен клетчатый шарф, позади бронзовая фигура Музы с лирой в руке, - древние считали эту богиню покровительницей поэзии. Печаль, тревога, гордость в ясных, устремленных вдаль глазах, в суровой складке губ.
5. Блестящим был отзыв Пушкина на работу живописца. Ученик читает поэтические строки, у каждого на столе лежит текст с пропусками букв. Предстоит поработать с орфографическими правилами.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Словарная работа.
Аонид – прозвище Муз по Аонии, где находится гора Геликон.
Каким настроением пронизано стихотворение? (Возвышенность, приподнятость, ирония).
Как назвал поэт художника?
Почему смеется автор над могилой?
6. Сохранились свидетельства, что по портретам узнавали на улицах незнакомые с ним люди. Расставить знаки препинания.
Жена Дельвига писала подруге при посылке гравюры Уткина Вот тебе наш милый добрый Пушкин полюби его… его портрет поразительно похож как будто видишь его самого. Как бы ты полюбила сама если бы видела его всякий день. Это человек который выигрывает когда его узнаешь.
Это человек небольшого роста на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но в глазах вы увидите лучи того огня которым согреты его стихи прекрасные будто букет свежих весенних роз записал современник Пушкина Никитенко повстречав поэта в 1827 году у А. П. Керн.
7. Подведем итоги, составим несколько предложений из слов. (конструкция предложений из отдельных слов).
Тропинин, Уткин, Кипренский воплощали представление о гении, питомце Муз, осененном печатью избранничества, вдохновенья.
Про хороший портрет говорят, что человек на нем больше похож на себя, чем в жизни.
Художники разные – и Пушкин на портретах разный.
- Каждый художник ищет в Пушкине то, что для него, художника, всего дороже, каждый пишет художника по-своему.
8. Заключительное слово учителя.
Мы знаем гениального русского поэта не только по его творениям, мы имеем счастье видеть произведения изобразительного искусства, скульптуры, на которых он увековечен. Разве не об этом мечтал Пушкин.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
К концу урока вы определились с темой сочинения, вам предстоит самостоятельная работа над одной из тем. Сочинение должно стать итогом нашего разговора.