“Знанье – спутник человеку на пути его любом” (Гурамишвили Д.)
Цели:
- обучающая – умение применять теоретические знания и практические умения по биологии и химии в решении интеллектуальных задач;
- развивающая – развитие мышления, наблюдательности, творческой активности, самостоятельности учащихся в познании живой природы;
- воспитательная – воспитание нравственного отношения к природе, культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; формирование научного мировоззрения о взаимосвязи и единстве органического мира.
I. Вступительное слово ведущего:
Сегодня мы зададим себе вопросы и постараемся на них ответить: что мы умеем, помним, способны ли слышать и чувствовать настроение окружающих людей, мешаем или нет другим своим характером, и продемонстрируем знания по естественным наукам.
Мы очень хотим, чтобы вы оправдали наши надежды, планы, и, выйдя на финишную прямую, получив аттестат, не останавливались бы на достигнутом.
Желаем всем успехов в сегодняшней игре!
II. Представление жюри: учителя, учащиеся, родители.
III. Представление счетной комиссии: учащиеся.
IV. Представление экспертной группы: учителя биологи и химии.
V. Представление команд: учащиеся 11-х классов.
VI. Начало игры.
Конкурс №1.
“Визитная карточка команды”
Каждая команда представляет название, эмблему, девиз, обращение к жюри, обращение к команде соперников, а жюри оценивает: актуальность названия и эмблемы, емкость представления, остроумие. Максимальная оценка 5 баллов.
Конкурс №2.
“Разминка”
Команде в достаточно быстром темпе задается 10 блиц вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы команде №1:
- Безъядерные клетки (прокариоты).
- Самое распространенное вещество на Земле (вода).
- Русский ученый, создавший коацерватную теорию возникновения жизни на Земле (Опарин А. И.).
- Итальянский ученый, открывший законы о газах, которые позже названы его именем (Авогадро).
- Развитие половых клеток (гаметогенез, или сперматогенез, или овогенез).
- Все ли вещества состоят из молекул (нет).
- Какие птицы образуют пары на всю жизнь (лебеди, или гуси, или утки).
- Главный элемент органических веществ (углерод).
- У какого растения лепестки цветка используют для получения масла (роза).
- Заряженная частица вещества (ион).
Вопросы команде №2:
- Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород).
- Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
- Кто из ученых является “первым нашим русским университетом” (Ломоносов М. В.).
- Ученый, создатель учения о биосфере (Вернадский).
- Ионы, какого металла убивают болезнетворные бактерии (серебро).
- Название, какого растения в переводе с китайского называется “человек-корень” (жень-шень).
- Разрушение металлов под влиянием окружающей среды (коррозия).
- Слияние сперматозоида с яйцеклеткой называется… (оплодотворение).
- Болотный газ (метан).
- Ядерные клетки (эукариоты).
Эксперты, сосчитав правильные ответы по каждой команде, передают их жюри.
Конкурс №3.
“Конкурс капитанов”
(5 минут по песочным часам)
Капитаны получают задание по биологии: определить у предложенного комнатного растения, к какому классу, семейству и виду оно относится; назвать признаки данного класса растения. (Из комнатных растений предлагается одно растение из класса однодольных, а другое из класса двудольных растений). Конкурс оценивается в 5 баллов.
Пока капитаны работают, команды получают следующее задание.
Конкурс №4.
“Химические элементы”
(5 минут по песочным часам)
Используя ключевое слово КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, составьте как можно больше названий химических элементов. За каждый химический элемент команда получает 1 балл.
Во время работы капитанов и команд негромко включается музыка.
По истечении времени заслушиваются ответы капитанов команд и ответы команд. Эксперты отмечают правильность ответов, обращают внимание на ошибки. Жюри оглашает результаты первых конкурсов. Счетная комиссия - общий счет.
Конкурс №5.
“Шифровальщики”
(5 минут по песочным часам)
Вставьте пропущенные буквы в названия охраняемых растений и животных из Красной Книги Якутии. За каждое правильно расшифрованное слово команда получает по 1 баллу.
Задание команде №1:
1) К…па…ьн…ц… …зи…тс…ая (Купальница азиатская)
2) Л…л…я П…н…и…ьв…н…ка… (Лилия Пенсильванская)
3) Пр…с……ел Т…рч……ин…ва (Прострел Турчанинова)
4) Д……уш… (Дикуша)
5) …ор… Л…пт…в…ки… (Морж Лаптевский)
6) Сн……н…й …ар…н (Снежный баран)
Задание команде №2:
1) …ур…й у…ан (Бурый ушан)
2) …ел…х… (Белуха)
3) Бе……й …е……е…ь (Белый медведь)
4) Бу…е…чи… …ку…ск…й (Бубенчик якутский)
5) К…са……к г…а…к…й (Касатик гладкий)
6) Ро……ол… ро…з……ая (Родиола розовая)
Эксперты и жюри вместе считают верные ответы команд и отдают результаты в счетную комиссию.
Конкурс №6.
“Домашнее задание”
Команды получили задание подготовить дома по три вопроса из области биологии, экологии и химии для соперников. Они поочередно задают их команде соперников, выслушивают их ответ и оглашают свой ответ.
Экспертная группа и жюри оценивают заданные вопросы и ответы на них, учитывая занимательность, научность, практическую значимость заданного вопроса, оценивая вопрос в 3 балла.
Конкурс №7.
“Перекрестки биологии, химии и литературы”
(5 минут по песочным часам)
Озвучить как можно больше стихов, песен, пословиц и поговорок, в которых упоминаются объекты живой природы и химические вещества. Например,
Белка там живет ручная,
Да затейница такая.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
За каждый пример, команда получает 1 балл.
Конкурс №8.
“Игра со зрителями”
Пока команда выполняет задание, ведущий проводит игру со зрителями. Он задает поочередно болельщикам разных команд блиц вопросы, правильные ответы идут в зачет команде – 1 балл за каждый ответ.
Вопросы болельщикам команды №1
|
Вопросы болельщикам команды №2
|
Жюри и эксперты считают правильные ответы болельщиков и отдают их в счетную комиссию.
Команды озвучивают литературный конкурс поочередно.
Жюри и счетная комиссия подводят промежуточные итоги.
Тихо звучит музыка.
Конкурс №9.
“Нюхачи”
От каждой команды приглашаются для участия в конкурсе по 2 человека.
Определить в колбах под номерами по запаху предложенные химические вещества, записать их название и химическую формулу, учитывая, что одним из веществ является вода. (Предлагаемые вещества: этиловый спирт, уксусная кислота, водный раствор аммиака, вода).
В это время для команд проводится следующий конкурс.
Конкурс №10.
“Терминологический”
Каждая команда получает по 10 терминов из химии и биологии.
Соотнесите формулировку термина с названием, записав правильный ответ в виде цифры и буквы. 1 балл за каждый правильный термин.
Термины для команды №1:
|
А) Частица, имеющая неспаренные
электроны и обладающая в связи с этим
неиспользованными валентностями. Б) Совокупность живых организмов Земли, выраженная через биомассу, элементарный химический состав и геохимическую работу. В) Процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле. Г) Половое поколение растений, имеющее 1n набор хромосом, которое в процессе митоза образует гаметы. Д) Вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, одну и ту же молекулярную массу, но различающиеся строением молекул. Е) Совокупность особей данного вида, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Ё) Процесс разложения органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. Ж) Бесполое поколение растений, имеющее 2n набор хромосом, которое в результате мейоза образует споры. З) Вещества, имеющие различный количественный состав и молекулярную массу, но обладающие сходным строением и свойствами. И) Направление эволюции, сопровождающееся приобретением приспособлений к специальным условиям окружающей среды. |
Ответы: 1Г, 2Ж, 3Е, 4Б, 5И, 6З, 7Д, 8В, 9Ё, 10А.
Термины для команды №2:
|
А) Окислительно-восстановительный
процесс, протекающий на электродах, если через
раствор или расплав электролита пропускают
постоянный электрический ток. Б) Раздел экологии, изучающий структуру и функционирование экосистем. В) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. Г) Совокупность всех генов организма. Д) Реакция, в результате которой из низкомолекулярных веществ образуются высокомолекулярные, причем этот процесс сопровождается выделением побочного низкомолекулярного продукта. Е) Направление эволюции, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения организма. Ё) реакция взаимодействия между некоторыми солями и водой. Ж) Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, соответствующих генотипу. З) Реакция соединения многих одинаковых молекул (мономеров) в более крупные – полимеры. И) Раздел экологии, изучающий взаимодействие организма со средой обитания. |
Ответы: 1Г, 2Ж, 3И, 4Б, 5Е, 6А, 7Ё, 8В, 9З, 10Д.
В это время ведущий объявляет конкурс для болельщиков команд:
Конкурс №11 (для болельщиков).
“Художники”
Пока работают команды, необходимо нарисовать рекламный плакат “Как нельзя вести себя в природе”, дать комментарий к нему. Полученные баллы идут в зачет команде.
Тихо звучит музыка.
Далее подводятся итоги жюри по прошедшим конкурсам, оглашается общий счет.
Конкурс №12.
“Режиссеры”
Команде необходимо экранизировать изречение индийского мудреца:
“Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина, затем он приобретает характер обезьяны. Потом он уподобляется льву и становится гордым, самонадеянным, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи”.
Конкурс №13.
“Реши задачу”
В это же время приглашаются по одному игроку от каждой команды для решения экологических задач.
Игроки получают конверт с задачей и решают ее у доски.
Задача №1: На дне Черного моря постоянно образуется сероводород – это результат деятельности сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой: CH4 + CaSO4 = CaCO3 + H2O + H2S. Рассчитайте объем (н. у.) сероводорода, образующегося при восстановлении 1 кг сульфата кальция, и объясните, почему верхние слои воды (менее 150 – 200 м) не содержат сероводорода.
Задача №2: Фотосинтезирующие бактерии (например, пурпурные и зеленые серобактерии) восстанавливают углекислый газ, используя сероводород, как донор водорода. Совокупность этих процессов можно упрощенно представить схемой: 6CO2 + 12H2S = C6H12O6 + 6H2O + 12S. В связи с этим микроорганизмы играют важную роль в очистке от сероводорода загрязненных водоемов, в которых этот газ образуется в результате разложения органических веществ. Рассчитайте массу сероводорода, расходующегося при синтезе микроорганизмами углевода массой 90 г.
Конкурс №14 (для болельщиков).
“Бытовая химия”
Назовите химические вещества, применяемые в быту и их химическую формулу. На каком из их свойств основано данное применение. Например, вода – H2O – хороший растворитель многих веществ, на этом основано приготовление супов, компотов, чая.
VII. Завершение игры: подводятся итоги игры, участники обмениваются мнениями.