Интегрированный урок по биологии и химии "Интеллектуальная игра". 11-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 11


“Знанье – спутник человеку на пути его любом” (Гурамишвили Д.)

Цели:

  • обучающая – умение применять теоретические знания и практические умения по биологии и химии в решении интеллектуальных задач;
  • развивающая – развитие мышления, наблюдательности, творческой активности, самостоятельности учащихся в познании живой природы;
  • воспитательная – воспитание нравственного отношения к природе, культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; формирование научного мировоззрения о взаимосвязи и единстве органического мира.

I. Вступительное слово ведущего:

Сегодня мы зададим себе вопросы и постараемся на них ответить: что мы умеем, помним, способны ли слышать и чувствовать настроение окружающих людей, мешаем или нет другим своим характером, и продемонстрируем знания по естественным наукам.

Мы очень хотим, чтобы вы оправдали наши надежды, планы, и, выйдя на финишную прямую, получив аттестат, не останавливались бы на достигнутом.

Желаем всем успехов в сегодняшней игре!

II. Представление жюри: учителя, учащиеся, родители.

III. Представление счетной комиссии: учащиеся.

IV. Представление экспертной группы: учителя биологи и химии.

V. Представление команд: учащиеся 11-х классов.

VI. Начало игры.

Конкурс №1.

“Визитная карточка команды”

Каждая команда представляет название, эмблему, девиз, обращение к жюри, обращение к команде соперников, а жюри оценивает: актуальность названия и эмблемы, емкость представления, остроумие. Максимальная оценка 5 баллов.

Конкурс №2.

“Разминка”

Команде в достаточно быстром темпе задается 10 блиц вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1:

  1. Безъядерные клетки (прокариоты).
  2. Самое распространенное вещество на Земле (вода).
  3. Русский ученый, создавший коацерватную теорию возникновения жизни на Земле (Опарин А. И.).
  4. Итальянский ученый, открывший законы о газах, которые позже названы его именем (Авогадро).
  5. Развитие половых клеток (гаметогенез, или сперматогенез, или овогенез).
  6. Все ли вещества состоят из молекул (нет).
  7. Какие птицы образуют пары на всю жизнь (лебеди, или гуси, или утки).
  8. Главный элемент органических веществ (углерод).
  9. У какого растения лепестки цветка используют для получения масла (роза).
  10. Заряженная частица вещества (ион).

Вопросы команде №2:

  1. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород).
  2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
  3. Кто из ученых является “первым нашим русским университетом” (Ломоносов М. В.).
  4. Ученый, создатель учения о биосфере (Вернадский).
  5. Ионы, какого металла убивают болезнетворные бактерии (серебро).
  6. Название, какого растения в переводе с китайского называется “человек-корень” (жень-шень).
  7. Разрушение металлов под влиянием окружающей среды (коррозия).
  8. Слияние сперматозоида с яйцеклеткой называется… (оплодотворение).
  9. Болотный газ (метан).
  10. Ядерные клетки (эукариоты).

Эксперты, сосчитав правильные ответы по каждой команде, передают их жюри.

Конкурс №3.

“Конкурс капитанов”

(5 минут по песочным часам)

Капитаны получают задание по биологии: определить у предложенного комнатного растения, к какому классу, семейству и виду оно относится; назвать признаки данного класса растения. (Из комнатных растений предлагается одно растение из класса однодольных, а другое из класса двудольных растений). Конкурс оценивается в 5 баллов.

Пока капитаны работают, команды получают следующее задание.

Конкурс №4.

“Химические элементы”

(5 минут по песочным часам)

Используя ключевое слово КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, составьте как можно больше названий химических элементов. За каждый химический элемент команда получает 1 балл.

Во время работы капитанов и команд негромко включается музыка.

По истечении времени заслушиваются ответы капитанов команд и ответы команд. Эксперты отмечают правильность ответов, обращают внимание на ошибки. Жюри оглашает результаты первых конкурсов. Счетная комиссия - общий счет.

Конкурс №5.

“Шифровальщики”

(5 минут по песочным часам)

Вставьте пропущенные буквы в названия охраняемых растений и животных из Красной Книги Якутии. За каждое правильно расшифрованное слово команда получает по 1 баллу.

Задание команде №1:

1) К…па…ьн…ц… …зи…тс…ая (Купальница азиатская)

2) Л…л…я П…н…и…ьв…н…ка… (Лилия Пенсильванская)

3) Пр…с……ел Т…рч……ин…ва (Прострел Турчанинова)

4) Д……уш… (Дикуша)

5) …ор… Л…пт…в…ки… (Морж Лаптевский)

6) Сн……н…й …ар…н (Снежный баран)

Задание команде №2:

1) …ур…й у…ан (Бурый ушан)

2) …ел…х… (Белуха)

3) Бе……й …е……е…ь (Белый медведь)

4) Бу…е…чи… …ку…ск…й (Бубенчик якутский)

5) К…са……к г…а…к…й (Касатик гладкий)

6) Ро……ол… ро…з……ая (Родиола розовая)

Эксперты и жюри вместе считают верные ответы команд и отдают результаты в счетную комиссию.

Конкурс №6.

“Домашнее задание”

Команды получили задание подготовить дома по три вопроса из области биологии, экологии и химии для соперников. Они поочередно задают их команде соперников, выслушивают их ответ и оглашают свой ответ.

Экспертная группа и жюри оценивают заданные вопросы и ответы на них, учитывая занимательность, научность, практическую значимость заданного вопроса, оценивая вопрос в 3 балла.

Конкурс №7.

“Перекрестки биологии, химии и литературы”

(5 минут по песочным часам)

Озвучить как можно больше стихов, песен, пословиц и поговорок, в которых упоминаются объекты живой природы и химические вещества. Например,

Белка там живет ручная,
Да затейница такая.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.

За каждый пример, команда получает 1 балл.

Конкурс №8.

“Игра со зрителями”

Пока команда выполняет задание, ведущий проводит игру со зрителями. Он задает поочередно болельщикам разных команд блиц вопросы, правильные ответы идут в зачет команде – 1 балл за каждый ответ.

Вопросы болельщикам команды №1
  1. Какие растения никогда не цветут (мхи, или плауны, или хвощи, или папоротники).
  2. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазм сердечных сосудов (нитроглицерин).
  3. Что является основной единицей строения живых организмов (клетка).
  4. Фамилия великого русского химика и композитора (Бородин).
  5. Кто из ученых-физиологов изучал рефлексы на собаках (Павлов).
  6. Кислота, используемая в аккумуляторах (серная).
Вопросы болельщикам команды №2
  1. У каких растений используют цветы в качестве лекарственного сырья (липа, или календула, или иван-чай).
  2. Газ, применяемый в производстве световых реклам (неон).
  3. “Силовые” станции клетки (митохондрии).
  4. Кому из ученых принадлежат слова “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие” (Ломоносов).
  5. Кто из русских биологов внес большой вклад в изучение фотосинтеза (Тимирязев).
  6. Формула этилового спирта (C2H5OH).

Жюри и эксперты считают правильные ответы болельщиков и отдают их в счетную комиссию.

Команды озвучивают литературный конкурс поочередно.

Жюри и счетная комиссия подводят промежуточные итоги.

Тихо звучит музыка.

Конкурс №9.

“Нюхачи”

От каждой команды приглашаются для участия в конкурсе по 2 человека.

Определить в колбах под номерами по запаху предложенные химические вещества, записать их название и химическую формулу, учитывая, что одним из веществ является вода. (Предлагаемые вещества: этиловый спирт, уксусная кислота, водный раствор аммиака, вода).

В это время для команд проводится следующий конкурс.

Конкурс №10.

“Терминологический”

Каждая команда получает по 10 терминов из химии и биологии.

Соотнесите формулировку термина с названием, записав правильный ответ в виде цифры и буквы. 1 балл за каждый правильный термин.

Термины для команды №1:

  1. Гаметофит
  2. Спорофит
  3. Популяция
  4. Живое вещество
  5. Аллогенез
  6. Гомологи
  7. Изомеры
  8. Крекинг
  9. Пиролиз
  10. Радикал
А) Частица, имеющая неспаренные электроны и обладающая в связи с этим неиспользованными валентностями.

Б) Совокупность живых организмов Земли, выраженная через биомассу, элементарный химический состав и геохимическую работу.

В) Процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле.

Г) Половое поколение растений, имеющее 1n набор хромосом, которое в процессе митоза образует гаметы.

Д) Вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, одну и ту же молекулярную массу, но различающиеся строением молекул.

Е) Совокупность особей данного вида, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Ё) Процесс разложения органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.

Ж) Бесполое поколение растений, имеющее 2n набор хромосом, которое в результате мейоза образует споры.

З) Вещества, имеющие различный количественный состав и молекулярную массу, но обладающие сходным строением и свойствами.

И) Направление эволюции, сопровождающееся приобретением приспособлений к специальным условиям окружающей среды.

Ответы: 1Г, 2Ж, 3Е, 4Б, 5И, 6З, 7Д, 8В, 9Ё, 10А.

Термины для команды №2:

  1. Генотип
  2. Фенотип
  3. Аутэкология
  4. Синэкология
  5. Арогенез
  6. Электролиз
  7. Гидролиз
  8. Аллотропия
  9. Полимеризация
  10. Поликонденсация
А) Окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускают постоянный электрический ток.

Б) Раздел экологии, изучающий структуру и функционирование экосистем.

В) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Г) Совокупность всех генов организма.

Д) Реакция, в результате которой из низкомолекулярных веществ образуются высокомолекулярные, причем этот процесс сопровождается выделением побочного низкомолекулярного продукта.

Е) Направление эволюции, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения организма.

Ё) реакция взаимодействия между некоторыми солями и водой.

Ж) Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, соответствующих генотипу.

З) Реакция соединения многих одинаковых молекул (мономеров) в более крупные – полимеры.

И) Раздел экологии, изучающий взаимодействие организма со средой обитания.

Ответы: 1Г, 2Ж, 3И, 4Б, 5Е, 6А, 7Ё, 8В, 9З, 10Д.

В это время ведущий объявляет конкурс для болельщиков команд:

Конкурс №11 (для болельщиков).

“Художники”

Пока работают команды, необходимо нарисовать рекламный плакат “Как нельзя вести себя в природе”, дать комментарий к нему. Полученные баллы идут в зачет команде.

Тихо звучит музыка.

Далее подводятся итоги жюри по прошедшим конкурсам, оглашается общий счет.

Конкурс №12.

“Режиссеры”

Команде необходимо экранизировать изречение индийского мудреца:

“Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина, затем он приобретает характер обезьяны. Потом он уподобляется льву и становится гордым, самонадеянным, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи”.

Конкурс №13.

“Реши задачу”

В это же время приглашаются по одному игроку от каждой команды для решения экологических задач.

Игроки получают конверт с задачей и решают ее у доски.

Задача №1: На дне Черного моря постоянно образуется сероводород – это результат деятельности сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой: CH4 + CaSO4 = CaCO3 + H2O + H2S. Рассчитайте объем (н. у.) сероводорода, образующегося при восстановлении 1 кг сульфата кальция, и объясните, почему верхние слои воды (менее 150 – 200 м) не содержат сероводорода.

Задача №2: Фотосинтезирующие бактерии (например, пурпурные и зеленые серобактерии) восстанавливают углекислый газ, используя сероводород, как донор водорода. Совокупность этих процессов можно упрощенно представить схемой: 6CO2 + 12H2S = C6H12O6 + 6H2O + 12S. В связи с этим микроорганизмы играют важную роль в очистке от сероводорода загрязненных водоемов, в которых этот газ образуется в результате разложения органических веществ. Рассчитайте массу сероводорода, расходующегося при синтезе микроорганизмами углевода массой 90 г.

Конкурс №14 (для болельщиков).

“Бытовая химия”

Назовите химические вещества, применяемые в быту и их химическую формулу. На каком из их свойств основано данное применение. Например, вода – H2O – хороший растворитель многих веществ, на этом основано приготовление супов, компотов, чая.

VII. Завершение игры: подводятся итоги игры, участники обмениваются мнениями.