Цели:
- Знакомство со свойством радиусов одной окружности. Учитель делить окружность на 2, 4 равные части, используя диаметр.
- Развивать навыки и умения при построении окружности с помощью циркуля; развивать смекалку и находчивость.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, самостоятельность, ответственность и интерес к геометрии, трудолюбие.
Оборудование: листы нелинованной бумаги, цветная бумага, циркуль, ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент
(звучит музыка)
Игра “Подари тепло друг другу”.
Повернитесь лицом друг к другу. Один из вас должен развернуть ладошки, а другой накрыть их своими.
У. Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы чувствуете тепло рук?
Д. Да.
У. А теперь каждый по очереди скажите несколько слов своему товарищу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Я хочу, чтобы эта теплота и взаимопонимание всегда сопровождала вас.
2. Разминка
У. Что вы можете сказать про эти фигуры?
Д. Это прямые линии, кривые, ломаные, замкнутые кривые.
У. Нам требуется разделить фигуры на три группы.
Как вы думаете какая здесь лишняя фигуры.
Д. Прямая.
(убираю прямую).
У. А теперь на какие группы можем разделить?
Д.
а) кривые
б) ломаные
в) замкнутые кривые.
У. Одинаковые ли замкнутые кривые линии?
Д. Нет, там одна фигура – овал, а одна фигура – круг.
У. На каком уроке вы учились строить такие фигуры. Можете показать.
Д. На информатике (ученик рисует на компьютере окружность, копирует ее, одну превращает в овал, выделяет (делает заливку)).
У. Чем отличается овал от окружности?
Д. Все точки окружности равноудалены от центра, а у овала нет.
У. Как называется расстояние от центра до любой точки окружности?
Д. Это расстояние называется радиусом.
У. Ребята, а если в окружности провести через центр отрезок, соединяющий две точки окружности. Как его назовем? Я думая большой радиус.
Д. Это диаметр (построить на доске) 2R
(на доску вывешиваю чертеж)
У. Назовите отрезки, которые не являются радиусами.
Д. ЕД, АВ.
У. Какие отрезки являются радиусами.
Д. ОС.
3. Разгадывание ребуса (окружность)
У. Давайте разгадаем ребус.
4. Сообщение темы
У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с окружностью, узнаем об особенности радиусов.
5. Работа над темой
У. Постройте любую окружность. С чего мы начинаем строить окружность?
Д. Отмечаем точку.
У. Она имеет какое-то название. Подскажите, как она называется?
Д. Она называется центром окружности.
(Дети строят окружность на листах, учитель на доске).
У. На окружности отметить пять точек. Возьмите линейку и соедините эти точки с центром окружности.
Измерьте полученные отрезки. Что вы заметили?
Д. Все отрезки равны.
У. А как правильно они называются?
Д. Это радиусы.
У. Что вы можете сказать о радиусах одной окружности?
Д. Радиусы одной окружности равны.
6. Практическая работа
У. Возьмите половинку листа, который лежит на парте. Постройте на нем окружность, радиус которой 4 см. Отметьте центр. Вырежьте его по очерченной линии. Что мы получили.
Д. Мы получили круг.
7. Физкультминутка (музыкальная)
8. Деление окружности на 2, 4 части
У. Вернемся к работе. Ребята, я что-то запуталась. Мы строили окружность, а получился круг. Чем отличается окружность от круга?
Д. Окружность это замкнутая кривая линия.
Окружность не имеет площади.
Круг имеет площадь.
У. А чем окружность является для круга?
Д. Это граница площади.
(Возвращаемся к компьютеру, одну окружность превращаем в круг).
У. Вот посмотрите, как окружность превратилась в круг, мы видим, что он омет площадь.
У. Назовите знакомые вам предметы, имеющие форму окружности.
Д. Обруч, баранка, руль автомобиля, обручальное кольцо.
У. А что имеет форму круга?
Д. Циферблат часов, арена цирка, луна, солнце, блин…
У. Возьмите в руки свой круг (делаю вместе с детьми). Перегните его пополам. Линию сгиба обведите красным карандашом (фломастером). На сколько частей разделилась окружность?
Д. На две части.
У. Где прошел отрезок, соединяющий 2 точки? Как он называется?
Д. Это диаметр.
У. Если бы мы разрезали круг по линии сгиба, т.е. по диаметру круг разделился бы на 2 части.
Показываю наглядно.
У. А теперь перегните круг пополам 2 раза так, чтобы диаметры пересекались под прямым углом. Новую линию сгиба обведите синим карандашом (показываю наглядно). На сколько частей разделился круг?
Д. На 4 равные части.
У. Как разделить круг на 4 равные части?
Д. При помощи двух диаметров, проведенных под прямым углом.
Показываю наглядно на моделях.
У. Мы делили с вами круг на 2,4 равные части, а как вы считаете, окружность тоже делилась на 2, 4 части? Вспомните, что такое окружность.
Д. Делилась на дуги.
Делилась, окружность это граница круга.
9. Закрепление
Дети строят на листах и у доски.
У. Постройте окружности
R= 3 см
R= 2 см.
Разделите одну окружность на 2 части, а другую на 4 части.
Дети работают самостоятельно.
У. Диаметр окружности равен 8 см. Чему будет равен радиус?
(1 см, 4 см, 8 см).
Д. Радиус равен половине диаметра.
У. Постройте окружность с данным радиусом. Сколько радиусов вы можете начертить в одной окружности?
(1, 10, 100, сколько угодно).
Превратите построенную окружность в круг. Как это сделать?
Д. Надо раскрасить, чтобы показать что она занимает площадь.
У. Раскрасьте желтым цветом. На что стал похож круг?
Д. На блюдце, на солнце, на каравай, на монету, на луну.
У. Преврати круг в солнце и передай ему свое настроение.
10. Физкультминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру
Покажите мне ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок побежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику
Только медвежонок спит
Просыпаться не спешит.
11. Веселый зоопарк
У. А мы с вами не будем спать. У нас хорошее настроение и отправляется в зоопарк. Но не в настоящий, а тот, который создадим своими руками сами и назовем “Наш веселый зоопарк”.
Кого мы можем встретить в зоопарке?
(Ответы детей).
А могут встретиться и необычные, волшебные животные. И сделаем мы аппликацию животных из кругов. Вы должны использовать полученные знания, фантазию и сконструировать. Можно круги делить на 2 или 4 части, если это требуется.
У. Кого вы можете сделать?
Д. Слона, чебурашку, медведя, кошку, сову, рыбку.
А Настя и Владик попробуют сделать аппликацию из овалов.
Техника безопасности. Будьте осторожны при работе с ножницами. Помните, как они лежат на парте.
12. Творческая работа
Выставка изделий.
13. Итог урока
У. Что нового узнали на уроке? Где пригодятся вам полученные знания?