Цели:
активизация интереса к предмету и повышение мотивации;
вызвать интеллектуальный азарт - решить, ответить, сделать раньше других;
развитие потенциальных возможностей учащихся, самостоятельности, умения искать информацию.
Форма проведения:
Классы в течение дня зарабатывают бонусы, которые получают за выполнение различных заданий:
“Знаток химии” – утром несколько учащихся встречают ребят в холле школы, задают им вопросы, за правильные ответы выдают цветные жетоны, которые ребята приклеивают на лист ватмана (таким образом, наглядно видно, какой класс лидирует).
“Своя игра” – ребята по классам заполняют раздаточные листы.
Химические фантазии. Химическая сказка (конструктор сказки прилагается).
В конкурсе принимают участие и 7-е классы. Хотя химия у них еще и не ведется, но всегда в классе найдутся ребята, любознательные и интересующиеся химией, или просто находчивые и способные к поиску информации, особенно в азарте игры.
“Знаток химии”
8 – 9 классы |
10 – 11 классы |
1. Самое распространенное вещество на планете (вода) |
1. Смесь жидких углеводородов (нефть) |
2. Самый легкий газ (водород) |
2. Сплав железа и углерода (сталь) |
3. Самый распространенный металл (алюминий) |
3. Резину получают из……….. (каучука и серы) |
4. Жидкий металл (ртуть) |
4. Тот, кто электроны отдает (восстановитель) |
5. Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (химические) |
5. Группа атомов, дающая реакцию “серебряного зеркала" (альдегидная) |
6. Вещества, ускоряющие реакции (катализаторы) |
6. Атом состоит из (ядра и электронов) |
7. Великий химик, наш земляк . (Менделеев) |
7. Газ, создающий парниковый эффект (углекислый) |
8. Мельчайшие частицы многих веществ (атомы) |
8. Элемент, укрепляющий зубную эмаль (фтор) |
9. Процесс разрушения металлов (коррозия) |
9. Третий алкан (пропан) |
10. Реакция между кислотой и основанием (нейтрализация) |
10. Главное применение спирта (получение каучука) |
11. Газы, составляющие большую часть воздуха (азот, кислород) |
11. Главное свойство каучука (эластичность) |
12. Самая сильная кислота (серная) |
12. Вещества с одинаковым составом, но разным строением (изомеры) |
13. Кто в щелочах малиновый (фенолфталеин) |
13. Признак алкенов (двойная связь) |
14. Ядро атома состоит из……… (протонов и нейтронов) |
14. Белки-катализаторы (ферменты) |
15. Самое твердое вещество (алмаз) |
15. Второй спирт (этанол) |
16. Металл костей (кальций) |
16. Природные источники углеводородов (нефть, газ, уголь) |
17. Как отличить кислород от углекислого газа (тлеющий луч) |
17. Реакция присоединения водорода (гидрирование) |
18. Из чего делают искусственные алмазы (из графита) |
18. Газы, применяемые для сварки и резки металлов (ацетилен и кислород) |
19. Чем дышат растения (кислородом) |
19. Топливо для самолетов (керосин) |
20. Зеркальный металл (серебро) |
20. Способность реагировать и с кислотой и с основанием (амфотерность) |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КЛАССАМ
Химический марафон “Своя игра”
Ребята, вам предоставляется возможность испытать себя в качестве исследователей: учиться находить ответы на вопросы, сопоставлять факты, делать выводы, проводить эксперимент…и заработать для класса дополнительные бонусы и приз победителя.
11 классы
Задание |
Ответ |
Источник информации |
1. Почему разрезанное яблоко со временем становится коричневого цвета |
|
|
2. К зубной пасте добавили кислоту, выделился углекислый газ. Что вы можете сказать о составе порошка? |
||
3. Кому принадлежат слова: “Отходов нет, а есть сырье, которое мы не научились ещё перерабатывать” |
||
4. Контакты некоторых радиодеталей покрывают золотом. Зачем? |
|
|
5. Как отличить натуральную кожу от искусственной |
|
|
6. Сколько спирта содержится в
300-граммовой банке |
||
7. Как окрасится лакмус в солях: медном купоросе, поваренной соли, соде |
||
8. Метаналь и глюкоза дают реакцию “серебряного зеркала”. Что вы можете сказать о строении этих веществ? |
||
9. Назовите три способа промышленного уменьшения отходов |
|
|
10. Определите, содержит ли фруктовый сок в пачках витамин С |
Выполнить эти задания вам помогут ваши знания и настойчивость, учебник химии, дополнительная литература в библиотеке и кабинете химии.
Желаю удачи!
Химический марафон “Своя игра”
Ребята, вам предоставляется возможность испытать себя в качестве исследователей: учиться находить ответы на вопросы, сопоставлять факты, делать выводы, проводить эксперимент…и заработать для класса дополнительные бонусы и приз победителя.
10 классы
Задание |
Ответ |
Источник информации |
1. Назовите пять кислот, которые мы используем в пище |
||
2. Что общего между баллоном с природным газом, ведром бензина и парафиновой свечой |
||
3. Кому принадлежат слова: “Использовать нефть как топливо равносильно тому, что топить печку ассигнациями” |
||
4. Какое природное вещество получается из двух индейских слов “дерево” и “плакать”. |
||
5. Иногда в каменноугольных шахтах происходят взрывы, приводящие к гибели шахтеров. Назовите вещество, являющееся причиной взрыва |
||
6. Почему перед пайкой металла место припоя обрабатывают соляной кислотой, а затем канифолью |
||
7. Как освободить яйцо от скорлупы, не разбивая её |
||
8. Большинство почв ХМАО-кислые – это одна из причин низких урожаев. Как нейтрализуют кислую почву? |
||
9. Этому мальчику в наказание за взрыв в школе три дня на шею вешали черную доску со словами “Великий химик”. Наказание стало пророческим |
||
10. Назовите основные компоненты губной помады |
|
Выполнить эти задания вам помогут ваши знания и настойчивость, учебник химии, дополнительная литература в библиотеке и кабинете химии.
Желаю удачи!
Химический марафон “Своя игра”
Ребята, вам предоставляется возможность испытать себя в качестве исследователей: учиться находить ответы на вопросы, сопоставлять факты, делать выводы, проводить эксперимент… и заработать для класса дополнительные бонусы и приз победителя.
9 классы
Задание |
Ответ |
Источник информации |
1. Как доказать, что мел, сода и яичная скорлупа – это соли-карбонаты |
||
2. Что общего между перечисленными процессами: гниют листья, дышит человек, горит костер, взрывается бомба. Почему эти процессы расположены в таком порядке? |
||
3. Без каких двух оксидов не могут жить растения |
||
4. У этого царя: 0,036 % – Аu , 0,26 % – Аg , 8405 % – Сu, 13,2 %- – Sn, 1025 % – S |
||
5. Однажды Бертолле растирал кристаллы КСlО3 в ступке, на стенках которой осталось небольшое количество фосфора. Произошел взрыв. Эту реакцию стали применять в производстве продукта, имеющегося в каждом доме. Назовите этот продукт |
||
6. В чем отличие соды пищевой от соды кальцинированной |
|
|
7. Назовите металлы, которые бегают по воде |
||
8. Разгадайте ребус |
|
|
9. Какой элемент образует и самое мягкое, и самое твердое вещество? |
||
10. Почему серу называют самым "адским" элементом"? |
|
Выполнить эти задания вам помогут ваши знания и настойчивость, учебник химии, дополнительная литература в библиотеке и кабинете химии.
Желаю удачи!
Химический марафон “Своя игра”
Ребята, вам предоставляется возможность испытать себя в качестве исследователей: учиться находить ответы на вопросы, сопоставлять факты, делать выводы, проводить эксперимент… и заработать для класса дополнительные бонусы и приз победителя.
8 классы
Задание |
Ответ |
Источник информации |
1. Назовите пять кислот, которые мы используем как лекарства |
||
2. Как изменится окраска лакмуса при прикосновении к лимону и к раствору соды |
||
3. Кальций называют самым живым металлом. Почему? Какую роль в организме человека играет кальций? |
|
|
4. Назовите три функции, которые выполняет соляная кислота в желудке человека |
||
5. Что такое “оловянная чума” |
|
|
6. Может ли вода гореть? |
|
|
7. Какой элемент и лечит, и калечит? Как? |
||
8. Разгадайте ребус |
|
|
9. Какие элементы названы в честь ученых |
|
|
10. В химической лаборатории докажите, содержит ли вода из- под крана хлоридионы |
Выполнить эти задания вам помогут ваши знания и настойчивость, учебник химии, дополнительная литература в библиотеке и кабинете химии.
Желаю удачи!
Химический марафон “Своя игра”
Ребята, вам предоставляется возможность испытать себя в качестве исследователей: учиться находить ответы на вопросы, сопоставлять факты, делать выводы, проводить эксперимент…… и заработать для класса дополнительные бонусы и приз победителя.
7 классы
Задание |
Ответ |
Источник информации |
1. За что люди могли бы поблагодарить железо |
|
|
2. Назовите самый легкий химический элемент |
||
3. Без этого вещества не происходит процесс горения |
||
4. Назовите самое распространенное вещество на нашей планете |
||
5. Назовите газы, входящие в состав воздуха |
||
6. Назовите знаменитого химика, нашего земляка |
||
7. Почему вода в море и океане соленая |
|
|
8. Разгадайте ребус |
|
|
9. Запишите химические элементы, названные в честь планет и государств |
|
|
10. Проделайте опыт: добавьте уксусную кислоту в соду. Где применяется эта реакция? |
|
Выполнить эти задания вам помогут ваши знания и настойчивость, учебник химии, дополнительная литература в библиотеке и кабинете химии.
Желаю удачи!
Химические фантазии
Конструирование сказки. Сюжет
В химической стране случилось знаменательное событие, и по этому случаю объявили праздник.
Про праздник узнал страшный злодей, он составил коварный план, как праздник сорвать.
В самый разгар торжества злодей осуществил свой план, похитил что-то очень важное для жителей города.
За возвращение похищенного правитель страны назначил награду. Несколько честолюбивых героев, прельщенных наградой, снарядились и отправились в путь.
В путь отправился благородный герой, которому не было дела до награды, для которого главное – счастье горожан. В дороге благородному герою встретились разные существа, попавшие в беду. Всем им герой оказал помощь, и они стали его друзьями.
Преодолев неимоверные препятствия, герой достиг жилища злодея. Произошла схватка со злодеем, в результате которой герой был повержен и заточён в темницу. Друзья помогли герою вырваться из заточения. Опираясь на помощь друзей, герой забрал похищенное и отправился в обратный путь.
В пути ему встретились честолюбивые герои, которые позавидовали его успеху и хитростью отобрали то, что было отвоевано. Честолюбивые герои вернулись с триумфом в родной город и приготовились получать награду.
В последний момент в городе появился благородный герой, он разоблачил завистливых соперников, которых жители сразу же заклеймили позором и выгнали с глаз долой.
В честь благородного героя и по случаю возвращения похищенного в химической стране объявили новый праздник (указать характеры героев).