Создавая благоприятные условия для полноценного развития детей в детском саду, воспитатели оборудовали группы для детского экспериментирования. В течение года дети учатся узнавать предметы из разных материалов, знакомятся со свойствами и качеством материала практическим путем, фиксируют результат в дневниках наблюдений и аргументируют свои суждения.
Тема:
“Дерево и его свойства”. (средняя группа)Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
- Обучающая: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
- Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое)
- Воспитывающая: Стимулировать желание для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Материалы: образцы дерева, лупы, дневники наблюдений, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила.
Предшествующая работа: рассмотрение игрушек, изготовление из дерева, чтение сказки “Пузырь, Соломинка и Лапоть”.
План
- сюрпризный момент – получение посылки разминка 2 мин
- для чего нужно дерево 2 мин
- свойства дерева, фиксирование результата 3 мин
- физкультминутка 2 мин
- свойства дерева, опыты 4 мин
- закрепление свойств дерева на сенсорной решетке 2 мин
- гимнастика для глаз 1 мин
- волшебные картины 3 мин
- итог занятия 1 мин
Ход занятия
1. В. Предлагает детям открыть посылку, в ней глиняные поломанные игрушки, порван резиновый шарик, кораблик из дерева.
2. В. Спрашивает детей, почему одни игрушки оказались целыми, а другие сломаны?
3. Ответ детей: резина не прочная, глиняная игрушка хрупкая.
Развитие внимания. “Найди предметы из дерева” дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева.
Опыт. Как узнать, сколько лет дереву?
В. Ребята вам сколько лет?
О.Д. 3,4 года
В. А как вы узнали?
О.Д. Мама сказала
В. А как узнать, сколько лет дереву?
О.Д. рассматривание спила дерева отмечают, что шероховатое, используя лупу, зарисовка колец – фиксирование результатов.
4. Работа на офтальмотренажере, и угловых тренажерах.
5. а) В. с Д. отмечает, что дерево твёрдое, но его можно: рубить, пилить, строгать.
В. распиливает брусок.
б) В. из чего сделаны спички?
О.Д. из дерева
В. почему их нельзя брать детям?
О.Д. можно обжечься, может быть пожар и т.д.
В. показывает, как быстро сгорает дерево
В. (полоролевая направленность) предлагает смастерить кораблики из дерева, взять гвозди (мальчикам), девочкам собрать матрешки.
Опыт. (Пускание корабликов по воде, и опустить гвоздик)
В. Почему гвозди тонут, а забитые в дерево нет?
О.Д. дерево легкое, а гвоздь тяжелый из металла тонет.
6. В. предлагает детям снять картинку и рассказать свойства дерева.
7. Гимнастика для глаз.
8. В. предлагает детям нарисовать волшебные картины (используется запись музыки) (дети рисуют гуашью и посыпают опилками)
9. Итог занятия.
В. Что больше всего понравилось?
О.Д.
В. что узнали нового?
О.Д.
Тема: “Магнит и его свойства”.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием “магнит”.
- Сформировать представление о свойствах магнита.
- Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
- Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
- Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.
На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.
Ход занятия
1. На столе у воспитателя коробка с “волшебной” рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (предметы)
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)
ОПЫТ: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
- Что происходит с предметами?
ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Предложить детям рассмотреть.
2. – Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.
- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.
- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)
ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.
ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.
Предложить детям сделать отметки в таблицах.
3. Физминутка.
- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
- А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)
Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.
- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
4.- Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)
- А еще магнит умеет “рисовать”!
- Как вы думаете, как?
ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.
- Что получилось?
ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.
5. –Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук?
ОПЫТ: Поднести магнит к банке.
- Что произошло?
ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.
(показ иллюстраций)
- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки – все перемешалось в шкатулке.
- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)
Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.
- Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска…)
ИТОГ занятия:
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь бумагу.
Магнит действует сквозь стекло.
Железные опилки повторяют форму магнита.
С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.