Цели урока:
1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.;
2) научить детей выразительно читать стихотворение;
3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову;
4) через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость любовного отношения к природе.
Оборудование: портрет И.А. Бунина, учебник, альбомы для рисования, краски, на доску учитель с помощью воды наклеивает осенние листья.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
II. Вводная беседа.
- Огромны просторы России. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий: «Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля.»
- Какой же художник показывает нам свое искусство сейчас?
- Каждый человек видит и воспринимает природу по-своему. Есть люди, которые не только могут увидеть красоту природы, но и помочь нам понять и почувствовать то прекрасное и неожиданное, мимо которого мы нередко проходим, не замечая. Это наши писатели и поэты.
(Свет выключается, зажигаются свечи, тихо звучит музыка.)
III. Знакомство со стихотворением.
Ученик: Где это мы? Поле не поле, лес не лес, и слышится тихая музыка. Что это?
Учитель: Говори потише. Мы вступили в область лирики.
Ученик: Как необычно! Откуда доносится музыка? Что это такое лирика?
Учитель: Подожди. Вот музыка звучит громче и громче …
(Учитель читает стихотворение Бунина И.А. «Листопад» наизусть.)
Ученик: Но ведь это стихотворение.
Учитель: Да, это стихотворение. Ты спрашивал, что такое лирика?
Ученик: Я видел: на некоторых книжках так и написано «лирика». Значит, это стихи называются «лирикой»? А почему?
Учитель: Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи…
Ученик: Вот почему мы слышим музыку!
Учитель: Да. Со временем словом «лирика» стали называть целую область литературы, как раз ту, где мы с вами находимся.
Ученик: А почему здесь так странно? Мы слышим музыку, слышим голос, но никого и ничего не видим.
Учитель: Таково свойство лирики. Поэт выражает свои чувства, мысли. Мы можем их нарисовать?
Ученики: Нет.
Учитель: Здесь надо уметь слушать слово. Услышишь слово – поймешь душу. Стихотворение, которое мы услышали, относится к пейзажной лирике.
IV. Работа над стихотворением.
- Назовите тему стихотворения? (О чем оно?)
- С каким чувством пишет автор об осени?
- А как мы можем почувствовать настроение автора? В самом пейзаже его нет. Зато есть в словах, которыми автор рисует эту картину. Давайте обратим внимание на эпитеты (они выражают настроение).
- Обратите внимание, как написано в стихотворении слово «Осень». Почему? Осень оживает в стихах Бунина. Такой литературный прием называется олицетворением.
- Найдите в стихотворении сравнения, которые употребляет автор.
- Для чего автор использует сравнения?
- В поэтическом мире Бунина вместе с красками живут разнообразные звуки и запахи. Найдите выражения, в которых передаются звуки и запахи осеннего леса.
- Мы знаем, что октябрь – это пора «золотой осени». И именно в это время в лесу огромное разнообразие красок. В каких выражениях передает Бунин яркость осенних красок в лесу? Найдите и прочитайте.
V. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
Расстановка пауз, логических ударений. Определение темпа чтения (темп определяется настроением).
VI. Чтение стихотворения учащимися.
VII. Эмоциональное восприятие стихотворения детьми.
- Благодаря чему же Бунин достиг такого выразительного, эмоционального описания природы? Наверное, потому что он увидел в березе, клене, елочке, дубе, сосне не только деревья, но и красоту, очарование.
«Если бы у меня не было рук и ног, и я только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно – только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…»
И.А. Бунин
- Попробуйте вы передать свое настроение красками.
(Дети рисуют. В это время с доски начинают падать листья. Учитель обращает внимание детей на шуршание листьев.)
Разбор рисунков.
VIII. Итог урока.
- Мы сегодня соприкоснулись с миром прекрасного, и помогло нам в этом стихотворение И.А. Бунина «Листопад», где описывается фантастическая красота русской осени. И я надеюсь, что сегодня вы поняли, что красота природы пробуждает добрые чувства, порождает благородные мысли. Лучше, чище, красивее душой становится человек, чувствующий прекрасное в природе.
- Выставление учащимся оценок за работу на уроке.
IX. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина «Листопад».