Цели:
- помочь детям усвоить, что [ ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
- формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
- развивать внимание, наблюдательность, речь:
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Установочная.
Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях......
Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)
- А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник).
- Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.
Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.
- Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч'] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.
- Напишите букву Чч по образцу.
- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Запишите эти сочетания.
А сейчас очень внимательно слушаем:
Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой... а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча.
- Какие слова запомнили с сочетанием Ча?
- Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно.
- Подчеркните сочетания Ча.
В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву... У!
Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.
- Какие слова запомнили с сочетанием Чу?
- Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)
- А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.)
- Запишем эти слова. Подчеркните Чу.
4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
- Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
- Итак, кто догадался? (ЧК)
- Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.
А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.
На доске:
ЧК ЧН печка печник ёлочка ёлочные удочка сочный
- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.
- Печка - что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)
- Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
- Ёлочка - то же что и ель.
- Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
- Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
- Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?
(Арбуз, помидор и т.д.)
- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч']
- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
- Есть ли у [ ч'] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод: Звук [ ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!
На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
- Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.
Выделите сочетания ЧК, ЧН.
- Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)
5. Закрепление.
1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.
Образец: Быстрая (река) речка.
- С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь)
- Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Рыжие (белки.) | Хитрая | (лисица.) Маленькая (собака.) |
- Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.
Физминутка (проводит дежурный)
2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.
(текст у каждого ученика на карточках)
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.
- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.
- На какое правило эти слова? (ЧК)
- А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)
- Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.
3. Как можно сказать, используя сочетание ЧН?
Герои сказок? (сказочные герои)
Хлеб из пшеницы? (пшеничный хлеб)
Бюро для справок? (справочное бюро)
Станция, где хранятся лодки? (лодочная станция)
- Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?
4. Конструирование слов.
На доске: два столбика слов.
- Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые
отвечают на вопрос какой? Запишем на доске и в тетрадь.
1 | 2 |
Туча -…(тучка) | дача -…(дачный) |
Река -…(речка) | рука -…(ручной) |
Ночь -…(ночка) | лодка -…(лодочный) |
Рука -…(ручка) | ночь -…(ночной) |
Дочь -…(дочка) | мука -…(мучной) |
- С каким сочетанием записали слова? (ЧК) Как? (без ь) |
- Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН) |
Как написали? Проверьте |
Проверьте. Выделите сочетания ЧК.
На всю жизнь запомните какие сочетания пишутся без ь знака!
5. Ребусы.
У Кр. Шапочки есть очень близкая подруга. Отгадайте её имя:
“Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
- Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)
- Как напишем эти сочетания?
- Кто автор сказки”Дюймовочка”? (Г.Х.Андерсен - сказочник из Дании.)
- Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.
(Зашифрованы слова: грибочки, ласточка, бабочка.)
- Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?
(Записать слова, разобрать их орфографически.)
6. Итог урока.
- Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?
- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!
- А Красная Шапочка дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!
- Прочитайте хором стихотворение:
Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!
- Спасибо. Урок окончен.