Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. И для того чтобы это профессиональное развитие проходило на высоком уровне – необходимо проводить методическую работу.
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо хорошо понимать саму ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению.
В образовании идет сложный процесс поиска содержания, форм и методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно-ориентированном образовании. Для того, чтобы решить сложные задачи, стоящие перед ДО, методисту необходимо очень хорошо изучить педагогический коллектив – это станет основой создания методической работы с педагогами.
Результатом же методической работы в детском саду должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса. Вот этому и способствует поиск нового содержания, форм и методов работы с педагогами и их внедрения в процесс.
Методическая работа занимает особое место в системе управления АНО ДО д/с №19, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все формы методической деятельности направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога.
В тоже время методическая работа в детском саду носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.
Важнейшими направлениями методической работы являются:
- оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам;
- оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми,
- реализации личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога,
- совершенствование педагогического мастерства
- обобщение ППО.
С целью повышения результатов педагогической работы проводятся традиционные формы работы:
- педагогические советы,
- семинары, семинары-практикумы,
- консультации,
- открытые просмотры,
- деловая игра,
- участие педагогов в МО города,
- наставничество,
- конкурсы,
- выставки,
и нетрадиционные формы:
- ШМП,
- площадка успешности,
- мастер класс,
- педагогический фестиваль (просмотры интересных моментов в работе с детьми, использование новых методов и технологий в работе с детьми),
- проектный совет,
- проектный центр,
- я, ты, он, она – вместе инновация (творческая группа),
- служба мониторинга,
- стендовая защита.
В детском саду с 2001-2004 уч. года существовала “Школа молодого воспитателя”, ее цель повышение педагогического мастерства. Результатом можно было считать аттестацию педагогов (в период работы ШМВ в д\с аттестацию прошли все педагоги). Работа ШМВ касалась молодых педагогов. В 2004-2005 учебном году было разработано положение о “Площадке успешности” для аттестующихся на 2 и 1 категории и положение о “Мастер классе” аттестующих на высшую категорию, это тоже очень хорошая форма работы с педагогами. Результатом можно считать следующее:
- детский сад укомплектован кадрами на 100%: высшее педагогическое образование у 11 (77%) педагогов, средне-специальное – 3 педагога (19%), 1 педагог получает высшее образование (4%);
- высшая категория -5 человек (35%), 1 категория – 4 (29%), 2 категория -6 (36%).
В рамках педагогического фестиваля мы проводим очень много различных мероприятий – конкурсы, фотовыставки, фоторепортажи и др.
В этом году как итог работы педагогического фестиваля планируем создать в методическом кабинете “галерею педагогов” - с целью роста удовлетворенности и популяризации своей профессий.
В детском саду на ряду с Советом педагогов ( у нас в д\с это - орган, который объединяет всех общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне, побуждает к поиску, творчеству, создает в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения) создан Проектный совет с целью разработки стратегии деятельности АНО ДО в режиме развития (в этом учебном году мы планируем разработать проекты по обобщению ППО, по внедрению индивидуальных компьютеров, по разработки портфолио педагога) В течение 2005 года в АНО ДО работали проектные центры, с целью анализа и организации работы по основным направлениям деятельности, и разработки и внедрению нововведений, обеспечивающих режим развития детского сада.
У педагогов есть темы углубленного изучения, они соответствуют темам самообразования. В АНО ДО есть хороший стимул для работы в инновационном режиме, 5 педагогов на сегодняшний день работают в данном режиме, ими разработаны концепции и план действий (педагоги входят в творческую группу “Я, ты, он, она – вместе инновация”) цель работы данной группы – координация взаимодействия педагогов и специалистов по исследовательской деятельности (итог – формирование педагогом своего авторского стиля).
Так же у нас создана служба мониторинга - сбора необходимой информации, проведение аналитико – диагностической деятельности, организация практико-ориентированного исследования.
И еще одна форма работы, которую мы практикуем в детском саду это стендовая защита – цель умение составлять и анализировать поэтапно структуру занятия и свою деятельность.
Вся методическая работа ведется в соответствии с годовым планом, который всегда составляется на основе анализа работы за прошедший период и диагностики выполнения программы каждой группой, наблюдений педагогического процесса.
Таким образом, выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.
Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.