Цели:
- Построить общий дом.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Формировать осознанное применение полученных знаний.
Оборудование:
- “кирпичи” дома;
- цветные стики (количество разных цветов по количеству команд);
- скотч;
- нарисованные деревья, разрезанные разными способами (количество деревьев по количеству команд);
- конверты с названиями сказок;
- одежда (шарф, валенки, рукавицы, шапка, штаны и др.);
- конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ребята из разных классов заходят в зал и, выбирая стик любого цвета, приклеивают его на грудь. После этого ведущий говорит, что дети с одним цветом стика попадают в одну команду.
Ведущий:
– Сегодня мы собрались с вами, как
самыми старшими, мудрыми, опытными учениками
начальной школы. Мы встретились для не совсем
обычного дела: нам придется “усыновить”
домовенка и построить ему дом, в котором ему
будет тепло, спокойно и уютно.
Домовой, по народному поверью,
сверхъестественное существо, живущее в каждом
доме. Он живет, радуется, веселится, грустит.
Печалится вместе с обитателями дома. А бывает,
что и оберегает вас. В общем, существо забавное и
безобидное.
Вот и у нас в школе есть свой домовой,
молоденький. А зовут его Тимка, Тимофей. Но в
последнее время загрустил Тимофей. Нет у него
дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал.
Построим мы ему такой дом? Пойдешь Тимофей к
нашим ребятам жить в новый дом?
Домовой:
– Ну, нет. Я их вообще плохо знаю. На переменах бегают, кричат, а иногда и подзатыльники дают. А вдруг и этот дом будет такой же? Я должен посмотреть, проверить, какой это будет дом, что в нем будет, а потом и подумаю. Испытай их, а я познакомлюсь поближе.
Ведущий:
– Ну что? Покажем себя?
Задание 1.
– Мы будем строить дом. Давайте заложим фундамент. А что такое “дом”? Как вы понимаете? (Ответы детей). Кто обобщит? Чья команда была лучше, та и заложит фундамент (могут представители всех команд).
Мудрость |
Задание 2.
Ведущий:
– Перед вами на столах лежат деревья, но они разрезанные. Вам надо командой собрать и склеить эти деревья с помощью скотча (команды на время делают поделку). Жюри оценивает аккуратность, правильность, быстроту выполнения.
– Что помогло вам правильно, быстро, слажено выполнить работу? (Дружба, умение договориться, распределение обязанностей).
– В нашем доме будут “кирпичики”
Дружба |
Трудолюбие | Взаимопомощь |
Задание 3.
Ведущий:
– Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это качество много. Вот и мы с Тимофеем проверим.
Домовой:
– Был я в библиотеке. Много сказок прочитал. А вы знаете сказки? Каждой команде я дам конверт с названиями сказок. Вы без слов ее покажет вашим соперникам. Угадают ли они ее? (дети выполняют задание, жюри подводит итоги).
Ведущий:
– Какое умение пригодилось? (Умение понимать).
– Нужно ли оно в семье, доме?
– А весело ли нам было? Нужна ли радость в доме?
– Положим следующие “кирпичики”
Взаимопонимание |
Радость |
Задание 4.
Ведущий:
– Но не только радостью или огорчениями мы должны делиться в своей семье, но и знаниями. Давайте поделимся теми знаниями, которыми вы обладаете. За одну минуты вы должны как можно больше ответов на вопросы (вопросы могут быть шуточными, так и по изученным темам, на усмотрение учителя).
– Это у нас с вами “кирпичики”
Находчивость |
Познание |
Ведущий:
– Ну, как, Тимофей, нравится тебе наш дом?
Домовой:
– Нравится, нравится. Они, наверно, такие грязнули! Убираться не умеют. Вон я вещи разбросал, так пусть они и уберут. Кто быстрее и чище. (Команды выполняют задание).
Задание 5.
Домовой:
– А еще, я страсть как люблю, когда за мной ухаживают, одевают. А они еще сами маленькие, самих одевать нужно.
Ведущий:
– Ничего подобного. Они у нас самые старшие и сами все умеют делать. И тебя одеть могут. Вот посмотри как у них получается. (каждая команда выбирает одного человека, которого будут одевать. По очереди каждый человек из команды надевает по одной вещи и возвращается обратно. Цель как можно быстрей и качественней одеть человека. Жюри подводит итоги). Команды прикрепляет “кирпичики”
Чистота |
Здоровье |
Любовь |
Ведущий:
– Вот, Тимофей, какой у нас дом получился. Все в нем есть: и Мудрость, Любовь, Дружба, Взаимопомощь и Взаимопонимание, Радость, Чистота и Здоровье. А сейчас я сама поставлю крышу и окошко. Нравится?
Домовой:
– Очень нравится. В это окошко я буду смотреть и наблюдать за вами. Но дом без зелени это не дом.
Ведущий:
– Деревья, Тимофей, мы уже вырастили. Помнишь, ребята склеивали деревья. Вот мы их и посадим около дома.
– А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат “рожицы”. Если вам было на нашем празднике:
– хорошо;
– безразлично;
– грустно,
то выберите такую рожицу. Подпишите имя и фамилию. Это будет наша общая фотография, наклейте рожицы на крышу.
– А чтобы нам весело, дружно было жить в этом доме, мы справим новоселье и все вместе попьем чай. А наши гости тоже оставят свои впечатления от праздника. Прикрепите, кому у нас понравилось, на поляну у дома цветы. Смотрите, как у нас стало красиво.
Итог:
– Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело. Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.
Ведущий или его помощник может провести игру со зрителями. Задания могут носить игровой характер.
Задания для зрителей:
- назовите виды жилищ различных народов мира (хата, кибитка, келья, мазанка, вигвам, иглу, чум, юрта, сакля и др.)
- многие организации имеют зашифрованные названия: СМУ – строительно-монтажное управление. Попробуйте расшифровать аббревиатуру, связав с темой строительства: ПУПСИК, ЗИГЗАГ, СИРОП,ПОЛЕНО и др.
Литература:
- Журнал “Классный руководитель”.1998 г. № 5.