Модульное описание опыта "Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


ИПМ- 1

Наименование темы:

Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться

Актуальность темы:

В последние годы система образования находится в постоянном состоянии реформы и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняется и школа, учитель ученик.

Особенно важные перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший учиться, оставался на второй год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы: лучше выучишься – будешь больше зарабатывать, поступишь в вуз; был контингент учеников, достигавший примерно

30%, который сам собою постепенно отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах - на нашу долю выпало учить всех детей без отбора и отсева, поэтому должны вырабатывать приёмы и навыки такого учения.

То, что веками повторяли выдающиеся педагоги- гуманисты, что прежде было мечтой, для нас стало необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы обучения- те стимулы, которые лежат в самом обучении.

В связи с этим возникла необходимость изучить литературу и поделиться опытом по проблеме сотрудничества, т.к. “оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное; общение намёками улыбками, полусловами – и грубо приближённые определения; неуклюжее. Застенчивое проламывание через неурядицы – и блистательные лёгкие росчерки мастерства”. (С.Соловейчик “Школа сотрудничества”)

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения – индивидуально значимой деятельности отдельного ученика, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности. А также осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, необходимостью формирования ключевых компетентностей.

На фоне устойчивых положительных результатов возникают новые проблемы, которые предстоит решить:

  • более широкое применение модульного обучения;
  • освоение новых диагностик и способов их обработки;
  • подбор дидактического материала для индивидуальной работы;
  • формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способа приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

ИПМ-2

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность опыта

В данной работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания роли учебного сотрудничества:

  • учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
  • учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

В условиях модернизации и гуманизации современной школы практически эти задачи решаются путём правильного сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством с детьми, сотворчеством.

Условия формирования опыта

Обычно в классе подбираются и хорошо, и средне, и плохо усваивающие учебный материал. Здесь и дети из обеспеченных и малообеспеченных, неблагополучных семей; те, кто хочет учиться, и кому некуда пойти, дети с ослабленным здоровьем. Возможно ли в таких условиях добиться, чтобы каждый ученик работал на уроке в полную силу, чтобы от урока к уроку рос его интерес к учёбе? Что и говорить, удаётся это не всегда. “ Поскольку внешних побуждений к учению нет, если способов принуждения совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету- и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,- то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. Иначе детей не выучишь.

Результат учения равен произведению способности на старательность”. (“Педагогика сотрудничества”)

Теоретическая база опыта

В работе использую технологию “Поэтапного формирования умственных действий” П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Коллективный способ обучения” В.Архиповой и А.Соколова, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, “Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” В.Ф.Шаталова, “Технологию развивающего обучения” Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, проблемное, модульное обучение, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С.Выготского, А.А.Сухомлинского, С.Соловейчика.

Новизна опыта

Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконроля и самооценки.

“Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.

Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.

Трудоёмкость опыта заключается в большой подготовительной работе, в вовлечении всех учеников, а зачастую и родителей, в совместный труд учения. Подготовка дидактического материала, подбор текстов, разработка алгоритмов и памяток требует материальных затрат и большой затраты времени, но по мере накопления опыта эти затраты уменьшаются.

Возможность внедрения

Опыт может быть использован не только учителями русского языка, но и учителями – предметниками при условии желания, хорошей теоретической подготовки, при наличии достаточного количества дополнительной литературы и хорошей материальной базы учебного кабинета.

ИПМ-3

Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

  1. Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
  2. Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
  3. Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  4. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
  5. Идея опережения. Опережение программы доставляет удовольствие ученикам, вызывает гордость; учитель свободнее распоряжается временем на уроке.
  6. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого пр резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать её ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную, а потому интересную задачу.
    Изучение материала блоками освобождает ребёнка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена – и ученик не боится, что он не поймёт её или отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.
  7. Идея самоанализа. Трудность школьного обучения состоит в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить – он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. Именно при обучении самоанализу возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых.

ИПМ-4

Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся

Формы учебного сотрудничества

Учебное сотрудничество может быть следующим:

  • ученик – ученик (в парах, в тройках; последнее более продуктивно, если включает инициатора, исполнителя и критика);
  • взаимодействие во всём учебном сотрудничестве;
  • учитель – ученик;
  • учитель – учебный коллектив.

Сотрудничество может протекать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Для коллективного способа деятельности школьников характерно:

  • наличие общей цели;
  • разделение труда и обязанностей;
  • сотрудничество и взаимопомощь как обязательное условие достижения общей цели;
  • самоконтроль и взаимоконтроль (управление деятельности);
  • учёт интересов коллектива и каждой личности в нём.

Идеальной формой сотрудничества и взаимопомощи являются пары переменного состава.

Пары переменного состава

Создание пар учителем.

Этапы организации работы учебных пар:

  1. Создание пар учителем.
  2. Условно самостоятельный выбор партнёра учеником, направляемым в скрытой форме учителем.
  3. Выбор партнёра учащимися: совместное выполнение задания, предложенного учителем, взаимопомощь при выполнении, взаимная ответственность за совместную работу.
  4. Выбор партнёра можно осуществить на основе сочинения, в котором ученики рассказывают о своём однокласснике. Идеальная пара будет в том случае, если учащиеся обнаружат свои симпатии друг другу.
  5. Самостоятельный выбор партнёра участниками и распределение ролей:

    а) “учитель” разрабатывает задания, проверяет выполнение, оценивает работу второго ученика; б) “ученик” работает над заданием, исправляет ошибки, рассказывает о том, как выполнить задание.

  6. Обмен ролями в пределах пары.
  7. Смена пары.

Пары однотипного и разнотипного состава.

  • Однотипные: сильный ученик – сильный ученик, средне сильный ученик – средне сильный ученик, устойчиво средний – устойчиво средний.
  • Разнотипные: сильный – средне сильный, сильный – устойчиво средний, средне сильный – устойчиво средний, успевающий лучше – успевающий слабее, а также учитель – ученик.

Главная задача в работе пары заключается в том, что каждый её участник обязан обучить другого тому, чем владеет лучше своего товарища.

Типы деятельности учеников

  1. Планирование (определение цели и задач предстоящей деятельности).
  2. распределение обязанности и выбор приёмов деятельности и средств.
  3. Организация самостоятельной работы.
  4. Выдвижение предложений, версий. Гипотез, нахождение способов проверки.
  5. Проверка правильности решения.
  6. Анализ образцового текста, а также собственного или написанного товарищем.
  7. Ответы на вопросы по тексту учебника и постановка вопросов самими учащимися. Работа по таблице.
  8. Свёртывание и развёртывание лингвистической информации.
  9. Сочинение на лингвистическую тему.
  10. Лингвистическое моделирование на основе правил орфографии и пунктуации.
  11. Диалог на лингвистическую тему.
  12. Учебная лингвистическая задача.
  13. Подготовка самодиктантов и разработка взаимодиктантов.
  14. Само- и взаимоконтроль. 15. Само- и взаимооценка.