В Новоуренгойском техникуме газовой промышленности осуществляется подготовка специалистов дневной формы обучения по всем специальностям на базе основного общего образования.
Специальности подготовки:
- Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (в дальнейшем ЭГ);
- Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (ЭМ);
- Автоматизация технологических процессов и производств (АП);
- Переработка нефти и газа (ПН);
- Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (ЭЛ);
- Экономика и бухгалтерский учёт (ЭК);
Базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курсов “география”, “экология”, направленных на реализацию обязательного минимума содержания подготовки по данным дисциплинам.
Учебным планом по каждой специальности определено максимальное количество часов на изучение дисциплин, которые дифференцируются на аудиторные часы и самостоятельную работу студентов.
Таблица 1
Выписка из учебных планов об обязательной нагрузке по профилям и специальностям обучения.
Профиль обучения специальности | Наименование дисциплины | Семестр изучения | Макс. учебная нагрузка (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Сам. работа (часов) | Вид контроля |
Технический (ЭЛ, АП, ЭГ, ЭМ) |
география | I | 49 | 38 | 11 | зачёт |
Технический (ПН) | география | II | 52 | 40 | 12 | зачёт |
Социально-экономический (ЭК) | география | I | 100 | 76 | 24 | экзамен |
Технический и социально- экономический (АП, ЭЛ, ЭМ, ЭГ, ЭК) | экология | II | 52 | 40 | 12 | зачёт |
Технический (ПН) | экология | I | 49 | 38 | 11 | экзамен |
Основной целью курса “география” является формирование у студентов целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют.
На примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих во всём мире, в отдельных странах, курс призван решать следующие задачи:
- показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
- вооружить студентов необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями в области экономической и социальной географии;
- продолжить развитие географического мышления;
- сформировать основы географической культуры и мировоззрения.
Курс “экология” введён в программу базового образования в связи с потребностью формирования у студентов нового мировоззрения, новой системы ценностей во взаимоотношениях природы и общества.
Он ориентирован на ознакомление студентов основам экологии, где рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, механизмы обеспечивающие устойчивость популяций и экосистем разных типов. Раздел “Рациональное природопользование” посвящён изучению экологических закономерностей, основ рационального природопользования и охраны природы.
География и экология - это общеобразовательные дисциплины первого курса обучения. Их содержание позволяет осуществлять межпредметные связи, которые:
- устанавливаются на уровне общности научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методикой преподавания;
- исключают противоречия в трактовке одних и тех же понятий, явлений, дублирования материала;
- способствуют целостности получаемых студентами знаний в условиях сочетания общего и специального технического и социально-экономического образования;
Установлена взаимосвязь содержания дисциплин географии и экологии с дисциплинами экономическими, естественно-научными, общепрофессиональными, специальными, которые изучаются на последующих курсах обучения.
Таблица 2.
Минимум содержания дисциплин по специальностям подготовки.
Специальность | Наименование дисциплины | Минимум содержания основной профессиональной образовательной программы | Межпредметные связи |
все специальности | основы экономики |
|
география |
все специальности | экологические основы природопользования |
|
география, экология |
ЭМ, ЭГ | геология |
|
география, экология |
ЭМ | разработка нефтяных и газовых месторождений |
|
география, экология |
ЭМ | эксплуатация нефтяных и газовых скважин |
|
география, экология |
ЭМ | бурение нефтяных и газовых скважин |
|
география, экология |
ЭМ | сбор и подготовка скважинной продукции |
|
география, экология |
ЭГ | сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ |
|
география, экология |
ЭГ | эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ |
|
география, экология |
ЭГ | ресурсосберегающие технологии |
|
география, экология |
ЭГ | сооружение перекачивающих и компрессорных станций |
|
география, экология |
АП | монтаж, наладка и эксплуатация систем автоматического управления |
|
география, экология |
ПН | процессы и аппараты |
|
география, экология |
ПН | химия и технология переработки нефти и газа |
|
география, экология |
ПН | оборудование нефтегазоперерабаты- вающего производства |
|
география, экология |
ЭК | экономическая теория |
|
география |
ЭК | экономика организации |
|
география |
ЭК | финансы, денежное обращение и кредит |
|
география |
В связи с наличием связи в содержании дисциплин для успешной организации профильной подготовки при изучении материала по географии и экологии большое внимание уделяется межпредметным связям, осуществление этого при более глубоком рассмотрении некоторых тем, исходя из содержания подготовки по той или иной специальности.
Таблица 3.
Темы для более глубокого рассмотрения по специальностям подготовки
Наименование специальности | Темы для более глубокого рассмотрения |
ЭЛ |
|
ПН |
|
ЭМ, ЭГ |
|
ЭК |
|
все специальности |
|
Таким образом, реализация межпредметных связей позволяет оптимизировать процесс адаптации студентов, способствует систематизации освоения знаний.
Стандарты основного и среднего профессионального образования предполагают не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности (специальность, квалификация), но и определённый уровень эрудиции и интеллектуального развития.
В ГОС СПО второго поколения впервые разработана и введена квалификационная характеристика выпускника в соответствии со специальностью. Наряду с требованиями к знаниям и умениям она включает в себя общие требованиям образованности выпускника:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности;
- осознавать себя и своё место в современном обществе;
- обладать экономической и информационной культурой;
- обладать широким кругозором;
- быть способным к осмыслению жизненных явлений;
- быть способным научно организовывать свой труд;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию, самопознованию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;
- стремиться к творческой самореализации.
Таким образом, цель подготовки будущего специалиста можно определить как формирование у него необходимых профессиональных и личностных качеств путём создания условий, способствующих усвоению знаний, элементов культуры, соответствующих профессиональной деятельности и отвечающих индивидуальным особенностям студентов.
Необходимые условия для этого создаются на занятиях, во внеклассной, научной работе. Это способствует успешности профессиональной подготовки студентов.