Цели:
- уточнение знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной;
- развитие умения распознавать слова с непроизносимыми согласными и проверять их написание;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие коммуникативных навыков при работе в группах.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Организационный момент.
Учитель: – Какие знания, умения, навыки делают успешной работу на занятиях по русскому языку?
Дети: – Умение хорошо читать, знание орфографических правил, умение контролировать себя, умение пользоваться справочной литературой, скорость (темп) работы, умение помогать друг другу, хорошее настроение.
Учитель: – Какие внутренние процессы нам помогают качественно работать?
Дети: - Память, внимание, мышление.
3. Корректурная проба.
Учитель: – Выполнение первого задания поможет нам включиться в работу. Мы будем развивать внимание и терпение.
- После выполнения всего задания узнаем объект основного этапа занятия.
Дети получают индивидуальные листы:
З В Д П Б Б В З Г Ь В Ъ В Р Ь Ъ З Г В Ь Б Ъ Г О З Ь З Ъ Ж В Ь Ъ Д Е В Б З Ь Б З В В Ж К Ъ В З Ъ В Ь Ж Б В Т |
Задание:
- Вычеркните все звонкие парные согласные.
- Передайте лист товарищу, проверьте работу, исправьте, если требуется.
- Вычеркните буквы, которые не обозначают звуков.
- Передайте лист товарищу, проверьте работу, исправьте, если требуется.
- Из оставшихся букв составьте слово. Что получилось?
Дети: - ПРОЕКТ.
4. Зарядка для глаз.
5. Проектная деятельность.
5.1. Настрой на работу. Подготовительное упражнение.
Учитель: – Назовите тему нашего проекта.
Дети: – “Непроизносимая согласная – очень опасная!”
Учитель: – В работе нам потребуется сосредоточенность, скорость и хорошая оперативная память. Зрительный диктант настроит нас на такую работу.
На доске 6 предложений, которые учитель открывает и убирает по очереди.
Количество знаков – 24-26. Время демонстрации каждого предложения – 5 секунд.
1. Был прекрасный зимний вечер.
2. Радостные люди спешат домой.
3. В областном центре праздник.
4. На звёздном небе будет салют.
5. Так отмечен доблестный труд.
6. Уже поздно, детям гулять опасно.
Учитель: – Какие слова с непроизносимыми согласными из диктанта вы запомнили?
- Как проверяли?
- Какие слова вызвали трудность при написании?
- Были ли незнакомые слова?
5.2. Мотивация. Отчёт групп о работе в рамках проекта “Непроизносимая согласная – очень опасная!”.
Учитель: – Вспомните, ребята, почему мы решили начать работу над этим проектом?
Дети: – Мы допускали много ошибок в словах с непроизносимой согласной, решили поработать сами и помочь другим третьеклассникам писать грамотно.
Учитель: – Координаторы, расскажите, какие задачи стояли перед вашими группами и каких результатов вы достигли.
Координатор группы № 1: – Мы выписали из упражнений учебника слова с непроизносимой согласной и подобрали цепочки проверочных слов.
Координатор группы № 2: – Мы составили два списка слов: слова, в которых непроизносимая согласная пишется и слова, где её писать не надо.
5.3. Работа в группах.
Учитель: – В современном мире человек должен быть мобильным, коммуникабельным, уметь быстро находить решение вопроса, не теряться в разных ситуациях. Давайте проверим, можем ли мы таковыми быть.
- Группы должны обменяться итоговыми листами:
1 группа – систематизирует список (располагает в алфавитном порядке), проверяет и дополняет ряды слов;
2 группа – проверяет и дополняет ряды проверочных слов.
- Время работы – 7 минут.
- Какие виды помощи можно использовать при выполнении задания?
Дети: – орфографический словарь, справочные пособия по русскому языку и помощь учителя.
5.4. Подведение итогов.
Учитель: – Зачитайте наиболее удачные дополнения и изменения, которые вы внесли в списки слов.
- Что, по вашему мнению, даёт вам работа над проектом?
5.5. Задание к заключительному этапу работы над проектом (к презентации пособия для учащихся “Непроизносимая согласная”).
- Необходимо оформить пособие и подготовить его для передачи в библиотеку.
6. Рефлексия.
Учитель: – Выберите задание, которое вам интересно. Время работы – 5 минут.
Проверить себя можно по листу “Пиши грамотно”.
На партах карточки с вариантами заданий и карточка с набором слов. Дети выбирают для работы одно из заданий.
Задание № 1. Спиши слова, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.
Задание № 2. Выпиши слова с сочетанием стн.
Задание № 3. Составь небольшой текст, в котором будет использовано как можно больше слов из предложенных.
чудес…но опас…ный вкус…ный со…нце поз…но грус…ная свис…нул небес…ное чу…ство ус…ный ужас…но |
чес…ный тес…ный сер…це лес…ница капус…ный звёз…ный мес…ность извес…ные счас…ливое ненас…ная радос…ный |
прекрас…ная праз…ник интерес…ные поз…но кос…ный прелес…ная гиган…ский словес…ный согласный парус…ное здра…ствуй |
На отдельном столе лежат листы “Пиши грамотно”.
честный тесный сердце лестница капустный звездный местность известные счастливое ненастная радостный |
чудесно опасный вкусный солнце поздно грустная свистнул небесное чувство устный ужасно |
прекрасная праздник интересные поздно костный прелестная гигантский словесный согласный парусное здравствуй |
7. Эмоциональная оценка работы.