Цель: Создание условий для коллективно-познавательной деятельности во внеурочное время на занятии, посвященном искусству.
Задачи:
1). Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса к искусству.
2). Развивать умения видеть и слышать, замечать разные явления и факты, фиксировать малозаметные, но существенные признаки объектов действительности.
3). Воспитывать творческое отношение к заданиям и формам совместной деятельности.
Форма проведения: Конкурсная программа.
Оборудование:
- Репродукции: пейзаж, портрет, натюрморт, живопись, предметные картины.
- Листы бумаги, карандаши, акварельные краски, кисти, палитра, ножницы, клей, цветная бумага.
- ТСО: магнитофон, аудиокассеты (фонограмма песни «Выглянуло солнышко», частушки, музыка для танца «Радуга»).
- Плакат с высказыванием: «Рисунок даёт форму существам, а цвет даёт им жизнь» (Д.Дидро).
- Разноцветные ленты для танца «Радуга»
Подготовительная работа.
- Классный руководитель за несколько дней до внеклассного мероприятия предлагает сформировать 3 группы из учащихся.
- Каждая команда готовит домашнее задание.
I команда «Красные Красочки»: инсценировка произведения «Разговор красок».
II команда «Жёлтые Красочки»: песня « Выглянуло солнышко».
III команда «Синие Красочки»: частушки. - От каждой команды по 2 человека учат стихи.
- Изготовление лепестков для цветиков – семицветиков.
План
- Вступительное слово учителя.
- Чтение стихов о предметах.
- Сценка «Разговор красок».
- Танец «Радуга».
- Первый конкурс «Внимательный художник»
- Песня «Выглянуло солнышко».
- Второй конкурс «Находчивый художник».
- Третий конкурс – игра «Хоровод красок»
- Четвёртый конкурс «Фантазёры».
- Исполнение частушек.
- Пятый конкурс «Знатоки росписей народных умельцев»
- Шестой конкурс «Назови предмет своего цвета»
- Седьмой конкурс «Реставраторы».
- Песня «Оранжевая песня».
- Итоги конкурса.
Учитель: Начинаем нашу праздничную встречу. Посмотрите вокруг, как прекрасен мир! И вы сегодня все нарядные, красивые. А что делает мир таким многоцветным?
Дети: Краски.
Учитель: А вот какая будет тема нашего необычного классного часа, попробуйте отгадать, послушав ребят.
Жанна (показывает учебник русского языка)
Я русский с радостью учу,
Быть очень грамотной хочу.
Все правила я знаю наизусть.
Дадут диктант мне сложный - ну и пусть!
Любой диктант я напишу на «пять».
Но вот задачи не люблю решать.
Примеры тоже мне не по душе.
Не нравятся мне числа вообще-
От математики не вижу прока.
Оставили бы русского уроки,
А остальные исключили насовсем-
Тогда бы я училась без проблем!
Алёша (берёт у Жанны учебник и с недовольством быстро перелистывает его)
Ты, Жанна, меня очень удивила!
Ты с радостью все правила учила?
Не знаю я ужасней наказанья,
Чем выполнять по русскому заданья
И чем диктанты сложные писать.
Гораздо лучше математику решать.
Решать примеры надо и задачи-
Ты думать не научишься иначе.
Ведь математика наш развивает мозг!
Максим (держит в руках гантельки):
Чертить ты будешь на доске фигуры,
Да вот не будет у тебя мускулатуры.
Я б физкультурой занимался целый день,
Мне бегать, прыгать никогда не лень.
Пусть математику и русский уберут
И физкультуру нам оставят тут!
Таня
А я б хотела, без сомненья,
Оставить лишь уроки пенья
И рисования у нас.
Я б с радостью с утра бежала в класс!
А физкультура, математика и русский
Нам прибавляют лишнюю нагрузку.
Зачем. Кому они нужны?
Мы петь и рисовать должны!
Алёша
Я вас, конечно, понимаю.
Я сам охотно в шахматы играю,
И тоже я, наверно, если б смог,
Оставил в школе лишь один урок-
Урок любимой шахматной игры.
Но должен важный вам секрет открыть:
Я не люблю диктанты, но, друзья,
Я понимаю, что без них нельзя.
И правила не нравится учить.
Но тяжело неграмотному жить!
И математики нам всем не избежать,
Ведь в жизни всем приходится считать.
К тому же развивает ум она,
Тем более для нас она нужна.
А физкультура тело развивает,
О том, как это важно, каждый знает.
А рисование, музыка и труд нам прививают вкус,
Нам без них не обойтись, боюсь.
Учитель: Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (предположение детей) А какая тема его, давайте прочитаем на плакате « Калейдоскоп красок». В старину говорили так: «Живопись без рисунка – то же, что человек без костей». А какую функцию выполняют кости? А Д. Дидро в своё время утверждал «Рисунок даёт форму существам, а цвет даёт им жизнь» (эпиграф на доске). Но наш классный час не обычный, а праздник конкурсов. Для того чтобы участвовать в нём, мы разделились на команды. Девизом каждой команды будут слова: «Один за всех и все за одного».
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Далёкий Космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, краски…
Всё нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле! (Проверка рабочих мест)
-Ребята, давайте представим, что сейчас идёт дождь. Вы сидите у окна, смотрите и слушаете шум дождя. И вы, наверняка, услышите разные звуки, разные голоса. Вот и ваши краски тоже заговорили между собой. Слышите?
Домашнее задание 1 команды «Красные Красочки»
Ведущий
Говорит красный цвет
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные закаты за окном горят.
Ведущий
Вслед за ним откликается оранжевый.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится,
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Ведущий
Жёлтый тоже не молчит!
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.
Ведущий
Тут и зелёный заговорил.
У нас растёт зелёный лук.
И огурцы зелёные,
А за окном зелёный луг
И домики белёные.
С зелёной крышей каждый дом,
И в нём живёт весёлый гном,
В зелёных брючках новых
Из листиков кленовых.
Ведущий
А голубой цвет восклицает:
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами ещё голубей,
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Ведущий
И синий не отстаёт.
В синем море островок,
Путь до острова далёк,
А на нём растёт цветок –
Синий, синий василёк.
Ведущий
А фиолетовый шепчет…
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме
В день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью
Будет долго жить она
На столе, в красивой вазе
У красивого окна.
Учитель: Но дождь смолкает. И вместе с ним умолкают краски. Над горизонтом встаёт радуга.
Танец « Радуга» (исполняют 8девочек)
1 конкурс « Внимательный художник»
-Ребята, вспомните, из каких цветов состоит радуга? С помощью акварельных красок нарисуйте её. (Звучит музыка. Ученики выполняют задание)
Учитель:
Краски сегодня очень устали
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся: какие цвета!
(Показать рисунки. Назвать в каком порядке идут цвета радуги, вспомнив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Подведение итогов конкурса.
(Команде – победительнице вручается лепесток от цветика – семицветика после каждого конкурса)
Учитель:
После дождя появилась радуга, а за ней выглянуло солнышко, и на землю опустились первые лучи.
Исполняется песенка: «Выглянуло солнышко». (Домашнее задание 2 команды « Жёлтые Красочки») Приложение 1.
2 конкурс « Находчивый художник»
(Командам раздаются краски, кроме оранжевой и зелёной. На листочках нарисовано по 2 шарика).
Задание: раскрасить один шарик оранжевым цветом, а второй – зелёным.
Подведение итогов конкурса.
3 конкурс «Краски перепутались»
Нарисованы: помидор, морковь, огурец и т. д., которые раскрашены нереально.
Задание: найти ошибки.
Подведение итогов конкурса.
Учитель : Вы можете мне не поверить, но для настоящего художника существуют 3 краски. Как вы считаете, какие? (Ответы детей) Великий Леонардо да Винчи называл эти краски «простыми». Почему? (Ответы детей) «Простыми красками, - писал Леонардо,- я называю те, которые не составлены и не могут быть составлены путём смешения других красок».
Одни художники всю жизнь отдают предпочтение тёплым тонам, например Рембрант, другие – холодным, к ним относится Борисов-Мусатов. А многие работают в разных тонах. Примером может служить Пикассо, у которого был « голубой» период и «розовый», его к тому же считают самым плодовитым художником, он создал 13500 полотен.
Учитель:
Мальчик-с-пальчик,
Беленький балахончик,
Красная шапочка (гриб)
4 конкурс «Фантазёры»
Великий венецианский живописец XVI века Тинторетто отбоя не знал от своих учеников. Они хотели выведать его секреты и спрашивали, что им делать. Он отвечал одно и то же всегда: «Рисовать». Я вам тоже предлагаю сейчас порисовать, но подключив фантазию и скорость. Пока звучит музыка, расколдуйте эти фигуры.
(Раздать листочки с нарисованными шляпками гриба.)
Задание: нарисовать зверушек.
Подведение итогов конкурса.
Исполнение частушек. (Домашнее задание 3 команды «Синие Красочки»)
5 конкурс « Знатоки росписей народных умельцев»
Командам демонстрируются росписи народных умельцев.
Задание: определить, под каким номером «гжель», дымковская игрушка, «хохлома», филимоновская игрушка.
Подведение итогов конкурса.
6 конкурс «Назови предмет своего цвета»
Учитель: «Я не знаю, что бы мне нарисовать», – часто можно услышать от вас. Между тем большие мастера охотно изображают самые обыденные предметы, которые можно найти в любом доме. Они могут понравиться формой, цветом, надо только научиться их видеть.
Задание: каждому члену команды назвать предмет цвета своей команды.
Подведение итогов конкурса.
Загадка
Назовите жанр изобразительного искусства
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…(пейзаж)
Учитель: А как называют художников, которые рисуют пейзажи? (Ответы детей) Пейзажист от франц. «пэи», что означает страна. Всю страну, конечно, не вместишь в картину, но даже по берёзке можно узнать о ней многое. Например, то, как прекрасна эта страна и как влюблён художник в неё.
Мир прекрасен, но человек вмешивается в него, и не всегда это вмешательство несёт добро. Вырубаются леса, стареют и разрушаются деревни, загрязняются реки. В какой мир придёте вы и с чем: с тем, чтобы разрушить, опустошить или чтобы украсить, защитить, строить?
7 конкурс «Реставраторы»
Учитель:
Я раздаю вам картины - современный послечернобыльский пейзаж: выжженная земля, высохшие деревья, тёмное небо, разрушенные дома.
Задание: попробуйте возродить этот грустный пейзаж, измените мир, изображённый на картине.
Подведение итогов конкурса.
Подведение итога внеклассного мероприятия.
- Ребята, как вы считаете, какова задача художников? (Чтобы люди увидели, как прекрасен мир)
- А вы с этой задачей справились?(Ответы детей)
Картина - это зеркало настроения художника.
-Какая у нас получилась картина? Грустная или весёлая? Одним легче рассказать о своём настроении словами, они пишут, сочиняют сказки, стихи, другим удобнее звуками и они сочиняют музыку, третьи выражают себя красками и они рисуют, пишут картины. Но кем бы вы ни стали, я хочу пожелать, чтобы жизнь ваша была духовно богатой, чтобы вы научились видеть прекрасное и умели не только любоваться им, но и беречь его. Люди, обладающие такими качествами, никогда не сорвут лишний цветок, не сломают ветку дерева, не обидят животных.
Выходят по 2 человека от команды и рассказывают стихи.
- Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты. - Если б в поле расцветали
Только жёлтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты. - Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки! - Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной -
Разноцветный шар земной! - Лучистое солнце
Не делится на части.
И вечную Землю нельзя разделить! - Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах
Друзьям своим подарить.
- Ну вот, ребята, заканчивается наш праздничный калейдоскоп красок, которые делают нашу жизнь яркой, красивой. Давайте об этом споём песню.
Песня «Оранжевая песенка» (все дети исполняют один куплет)
Вот уже подряд два дня
Я сижу рисую.
Красок много у меня-
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет…
Припев:
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
Итоги конкурса. Награждение.
Учитель: Глядя на свои цветики – семицветики, загадайте любое желание. Если очень захотеть и приложить к этому старание и труд, то оно обязательно исполнится.
Литература
1. Дик Н.Ф.Классные часы в 3-4класах. (серия «Сердце отдаю детям»).Ростов-на Дону, «Феникс»,2003.-390с.
2. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества. (серия «Библиотека учителя изобразительной деятельности»). –М.: «Владос», 2002.-170с.
3. Смирнова Р. Уроки рисования. –М.:ООО «Издательство Астрель»,2000.-223с.
4. Узорова О.В. Сценки-минутки на школьном уроке.-М.,АСТ «Астрель»,2002. -239с.
5. Шин С.А.Сценарии школьных праздников.(для учащихся 3-4классов) (серия «Школа радости»). Ростов – на -Дону, «Феникс»,2002. -340с.
6. Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия.2класс.( серия «Мозаика детского отдыха»). -М.: «Вако»,2005.-189с.