Внеклассное мероприятие по теме "Калейдоскоп красок"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Создание условий для коллективно-познавательной деятельности во внеурочное время на занятии, посвященном искусству.

Задачи:

1). Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса к искусству.
2). Развивать умения видеть и слышать, замечать разные явления и факты, фиксировать малозаметные, но существенные признаки объектов действительности.
3). Воспитывать творческое отношение к заданиям и формам совместной деятельности.

Форма проведения: Конкурсная программа.

Оборудование:

  • Репродукции: пейзаж, портрет, натюрморт, живопись, предметные картины.
  • Листы бумаги, карандаши, акварельные краски, кисти, палитра, ножницы, клей, цветная бумага.
  • ТСО: магнитофон, аудиокассеты (фонограмма песни «Выглянуло солнышко», частушки, музыка для танца «Радуга»).
  • Плакат с высказыванием: «Рисунок даёт форму существам, а цвет даёт им жизнь» (Д.Дидро).
  • Разноцветные ленты для танца «Радуга»

Подготовительная работа.

  1. Классный руководитель за несколько дней до внеклассного мероприятия предлагает сформировать 3 группы из учащихся.
  2. Каждая команда готовит домашнее задание.
    I команда «Красные Красочки»: инсценировка произведения «Разговор красок».
    II команда «Жёлтые Красочки»: песня « Выглянуло солнышко».
    III команда «Синие Красочки»: частушки.
  3. От каждой команды по 2 человека учат стихи.
  4. Изготовление лепестков для цветиков – семицветиков.

План

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение стихов о предметах.
  3. Сценка «Разговор красок».
  4. Танец «Радуга».
  5. Первый конкурс «Внимательный художник»
  6. Песня «Выглянуло солнышко».
  7. Второй конкурс «Находчивый художник».
  8. Третий конкурс – игра «Хоровод красок»
  9. Четвёртый конкурс «Фантазёры».
  10. Исполнение частушек.
  11. Пятый конкурс «Знатоки росписей народных умельцев»
  12. Шестой конкурс «Назови предмет своего цвета»
  13. Седьмой конкурс «Реставраторы».
  14. Песня «Оранжевая песня».
  15. Итоги конкурса.

Учитель: Начинаем нашу праздничную встречу. Посмотрите вокруг, как прекрасен мир! И вы сегодня все нарядные, красивые. А что делает мир таким многоцветным?

Дети: Краски.

Учитель: А вот какая будет тема нашего необычного классного часа, попробуйте отгадать, послушав ребят.

Жанна (показывает учебник русского языка)

Я русский с радостью учу,
Быть очень грамотной хочу.
Все правила я знаю наизусть.
Дадут диктант мне сложный - ну и пусть!
Любой диктант я напишу на «пять».
Но вот задачи не люблю решать.
Примеры тоже мне не по душе.
Не нравятся мне числа вообще-
От математики не вижу прока.
Оставили бы русского уроки,
А остальные исключили насовсем-
Тогда бы я училась без проблем!

Алёша (берёт у Жанны учебник и с недовольством быстро перелистывает его)

Ты, Жанна, меня очень удивила!
Ты с радостью все правила учила?
Не знаю я ужасней наказанья,
Чем выполнять по русскому заданья
И чем диктанты сложные писать.
Гораздо лучше математику решать.
Решать примеры надо и задачи-
Ты думать не научишься иначе.
Ведь математика наш развивает мозг!

Максим (держит в руках гантельки):

Чертить ты будешь на доске фигуры,
Да вот не будет у тебя мускулатуры.
Я б физкультурой занимался целый день,
Мне бегать, прыгать никогда не лень.
Пусть математику и русский уберут
И физкультуру нам оставят тут!

Таня

А я б хотела, без сомненья,
Оставить лишь уроки пенья
И рисования у нас.
Я б с радостью с утра бежала в класс!
А физкультура, математика и русский
Нам прибавляют лишнюю нагрузку.
Зачем. Кому они нужны?
Мы петь и рисовать должны!

Алёша

Я вас, конечно, понимаю.
Я сам охотно в шахматы играю,
И тоже я, наверно, если б смог,
Оставил в школе лишь один урок-
Урок любимой шахматной игры.
Но должен важный вам секрет открыть:
Я не люблю диктанты, но, друзья,
Я понимаю, что без них нельзя.
И правила не нравится учить.
Но тяжело неграмотному жить!
И математики нам всем не избежать,
Ведь в жизни всем приходится считать.
К тому же развивает ум она,
Тем более для нас она нужна.
А физкультура тело развивает,
О том, как это важно, каждый знает.
А рисование, музыка и труд нам прививают вкус,
Нам без них не обойтись, боюсь.

Учитель: Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (предположение детей) А какая тема его, давайте прочитаем на плакате « Калейдоскоп красок». В старину говорили так: «Живопись без рисунка – то же, что человек без костей». А какую функцию выполняют кости? А Д. Дидро в своё время утверждал «Рисунок даёт форму существам, а цвет даёт им жизнь» (эпиграф на доске). Но наш классный час не обычный, а праздник конкурсов. Для того чтобы участвовать в нём, мы разделились на команды. Девизом каждой команды будут слова: «Один за всех и все за одного».

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Далёкий Космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, краски…
Всё нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле! (Проверка рабочих мест)

-Ребята, давайте представим, что сейчас идёт дождь. Вы сидите у окна, смотрите и слушаете шум дождя. И вы, наверняка, услышите разные звуки, разные голоса. Вот и ваши краски тоже заговорили между собой. Слышите?

Домашнее задание 1 команды «Красные Красочки»

Ведущий

Говорит красный цвет

Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные закаты за окном горят.

Ведущий

Вслед за ним откликается оранжевый.

Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится,
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Ведущий

Жёлтый тоже не молчит!

Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.

Ведущий

Тут и зелёный заговорил.

У нас растёт зелёный лук.
И огурцы зелёные,
А за окном зелёный луг
И домики белёные.
С зелёной крышей каждый дом,
И в нём живёт весёлый гном,
В зелёных брючках новых
Из листиков кленовых.

Ведущий

А голубой цвет восклицает:

Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами ещё голубей,
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Ведущий

И синий не отстаёт.

В синем море островок,
Путь до острова далёк,
А на нём растёт цветок –
Синий, синий василёк.

Ведущий

А фиолетовый шепчет…

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме
В день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью
Будет долго жить она
На столе, в красивой вазе
У красивого окна.

Учитель: Но дождь смолкает. И вместе с ним умолкают краски. Над горизонтом встаёт радуга.

Танец « Радуга» (исполняют 8девочек)

1 конкурс « Внимательный художник»

-Ребята, вспомните, из каких цветов состоит радуга? С помощью акварельных красок нарисуйте её. (Звучит музыка. Ученики выполняют задание)

Учитель:

Краски сегодня очень устали
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся: какие цвета!

(Показать рисунки. Назвать в каком порядке идут цвета радуги, вспомнив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Подведение итогов конкурса.

(Команде – победительнице вручается лепесток от цветика – семицветика после каждого конкурса)

Учитель:

После дождя появилась радуга, а за ней выглянуло солнышко, и на землю опустились первые лучи.

Исполняется песенка: «Выглянуло солнышко». (Домашнее задание 2 команды « Жёлтые Красочки») Приложение 1.

2 конкурс « Находчивый художник»

(Командам раздаются краски, кроме оранжевой и зелёной. На листочках нарисовано по 2 шарика).

Задание: раскрасить один шарик оранжевым цветом, а второй – зелёным.

Подведение итогов конкурса.

3 конкурс «Краски перепутались»

Нарисованы: помидор, морковь, огурец и т. д., которые раскрашены нереально.

Задание: найти ошибки.

Подведение итогов конкурса.

Учитель : Вы можете мне не поверить, но для настоящего художника существуют 3 краски. Как вы считаете, какие? (Ответы детей) Великий Леонардо да Винчи называл эти краски «простыми». Почему? (Ответы детей) «Простыми красками, - писал Леонардо,- я называю те, которые не составлены и не могут быть составлены путём смешения других красок».

Одни художники всю жизнь отдают предпочтение тёплым тонам, например Рембрант, другие – холодным, к ним относится Борисов-Мусатов. А многие работают в разных тонах. Примером может служить Пикассо, у которого был « голубой» период и «розовый», его к тому же считают самым плодовитым художником, он создал 13500 полотен.

Учитель:

Мальчик-с-пальчик,

Беленький балахончик,

Красная шапочка (гриб)

4 конкурс «Фантазёры»

Великий венецианский живописец XVI века Тинторетто отбоя не знал от своих учеников. Они хотели выведать его секреты и спрашивали, что им делать. Он отвечал одно и то же всегда: «Рисовать». Я вам тоже предлагаю сейчас порисовать, но подключив фантазию и скорость. Пока звучит музыка, расколдуйте эти фигуры.

(Раздать листочки с нарисованными шляпками гриба.)

Задание: нарисовать зверушек.

Подведение итогов конкурса.

Приложение 2.

Исполнение частушек. (Домашнее задание 3 команды «Синие Красочки»)

Приложение 3.

5 конкурс « Знатоки росписей народных умельцев»

Командам демонстрируются росписи народных умельцев.

Задание: определить, под каким номером «гжель», дымковская игрушка, «хохлома», филимоновская игрушка.

Подведение итогов конкурса.

6 конкурс «Назови предмет своего цвета»

Учитель: «Я не знаю, что бы мне нарисовать», – часто можно услышать от вас. Между тем большие мастера охотно изображают самые обыденные предметы, которые можно найти в любом доме. Они могут понравиться формой, цветом, надо только научиться их видеть.

Задание: каждому члену команды назвать предмет цвета своей команды.

Подведение итогов конкурса.

Загадка

Назовите жанр изобразительного искусства

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…(пейзаж)

Учитель: А как называют художников, которые рисуют пейзажи? (Ответы детей) Пейзажист от франц. «пэи», что означает страна. Всю страну, конечно, не вместишь в картину, но даже по берёзке можно узнать о ней многое. Например, то, как прекрасна эта страна и как влюблён художник в неё.

Мир прекрасен, но человек вмешивается в него, и не всегда это вмешательство несёт добро. Вырубаются леса, стареют и разрушаются деревни, загрязняются реки. В какой мир придёте вы и с чем: с тем, чтобы разрушить, опустошить или чтобы украсить, защитить, строить?

7 конкурс «Реставраторы»

Учитель:

Я раздаю вам картины - современный послечернобыльский пейзаж: выжженная земля, высохшие деревья, тёмное небо, разрушенные дома.

Задание: попробуйте возродить этот грустный пейзаж, измените мир, изображённый на картине.

Подведение итогов конкурса.

Подведение итога внеклассного мероприятия.

- Ребята, как вы считаете, какова задача художников? (Чтобы люди увидели, как прекрасен мир)

- А вы с этой задачей справились?(Ответы детей)

Картина - это зеркало настроения художника.

-Какая у нас получилась картина? Грустная или весёлая? Одним легче рассказать о своём настроении словами, они пишут, сочиняют сказки, стихи, другим удобнее звуками и они сочиняют музыку, третьи выражают себя красками и они рисуют, пишут картины. Но кем бы вы ни стали, я хочу пожелать, чтобы жизнь ваша была духовно богатой, чтобы вы научились видеть прекрасное и умели не только любоваться им, но и беречь его. Люди, обладающие такими качествами, никогда не сорвут лишний цветок, не сломают ветку дерева, не обидят животных.

Выходят по 2 человека от команды и рассказывают стихи.

  1. Если б в поле расцветали
    Только белые цветы,
    Любоваться бы устали
    Ими вскоре я и ты.
  2. Если б в поле расцветали
    Только жёлтые цветы,
    Мы с тобой скучать бы стали
    От подобной красоты.
  3. Хорошо, что есть ромашки,
    Розы, астры, васильки,
    Одуванчики и кашки,
    Незабудки и жарки!
  4. Хорошо, что не похожи
    Люди цветом глаз и кожи.
    Как прекрасен мир цветной -
    Разноцветный шар земной!
  5. Лучистое солнце
    Не делится на части.
    И вечную Землю нельзя разделить!
  6. Но искорку счастья
    Ты можешь, ты должен,
    Ты в силах
    Друзьям своим подарить.

- Ну вот, ребята, заканчивается наш праздничный калейдоскоп красок, которые делают нашу жизнь яркой, красивой. Давайте об этом споём песню.

Песня «Оранжевая песенка» (все дети исполняют один куплет)

Вот уже подряд два дня
Я сижу рисую.
Красок много у меня-
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет…

Припев:

Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.

Итоги конкурса. Награждение.

Учитель: Глядя на свои цветики – семицветики, загадайте любое желание. Если очень захотеть и приложить к этому старание и труд, то оно обязательно исполнится.

Литература

1. Дик Н.Ф.Классные часы в 3-4класах. (серия «Сердце отдаю детям»).Ростов-на Дону, «Феникс»,2003.-390с.
2. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества. (серия «Библиотека учителя изобразительной деятельности»). –М.: «Владос», 2002.-170с.
3. Смирнова Р. Уроки рисования. –М.:ООО «Издательство Астрель»,2000.-223с.
4. Узорова О.В. Сценки-минутки на школьном уроке.-М.,АСТ «Астрель»,2002. -239с.
5. Шин С.А.Сценарии школьных праздников.(для учащихся 3-4классов) (серия «Школа радости»). Ростов – на -Дону, «Феникс»,2002. -340с.
6. Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия.2класс.( серия «Мозаика детского отдыха»). -М.: «Вако»,2005.-189с.