Урок музыки - урок открытия истины

Разделы: Музыка


Художественно – педагогическая идея:

Смерть и утешение, грех и раскаяние, любовь и сострадание – это ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Музыкальный материал:

  • Б.Окуджава “Молитва”;
  • И.С.Бах “Страсти по Матфею”. Ария Петра;
  • Р. Паулс “Скрипач на крыше”.

Наглядный материал:

  • репродукции произведений изобразительного искусства на библейский сюжет;
  • список имён евангелистов: Марк, Лука, Иоанн, Матфей;
  • портрет И.С.Баха;
  • репродукция иконы “Апостолы Пётр и Павел”.

Ход урока

Музыкальное приветствие. Попевка “Всё будет хорошо”. (Настраивает на положительные эмоции.)

-Я начну сегодня урок с новой песни Б.Окуджавы “Молитва”. Подумайте, что заставило автора написать эту песню?

Учитель исполняет.

Ответы детей.

-Мир наш далёк от совершенства. Сам человек виновен в этом, потому что для многих целью жизни становятся власть, карьера, материальное богатство. О главном – о своей душе – люди забывают, поэтому так много в нашем мире ненависти, насилия, корысти, зависти. От этого болит сердце Б.Окуджавы, он надеется, что человечество прислушается к его словам, пока не поздно, “пока земля ещё вертится и это ей странно самой”.

Давайте разучим эту песню.

Вокальная гимнастика из упражнений по методике Емельянова.

Вокально-хоровая работа. Попутно разбирается смысл поэтического текста песни.

-Так устроена наша жизнь, что в трудные минуты мы всегда обращаемся к богу. Огром- ный пласт мирового искусства связан с образом Иисуса Христа. Евангелие, полотна живописи, иконопись в России рассказывают нам о жизни Бога-Человека. (Приложение 1)

В музыке также существуют подобные произведения. Это духовные кантаты – Страсти или Пассионы – музыкальные композиции на евангельский текст о жизни, страданиях и смерти И.Христа. Они, как храмовая живопись, представляют в музыкальных образах библейские события, т.е. создают музыкальные иллюстрации к фрагментам Священного писания. Они помогают верующим “пережить” (а значит глубже понять) тот или иной эпизод библейской истории.

Расцвет этого жанра относится к XVII-XVIII в.в. и связан, прежде всего, с творчеством И.С. Баха. (Рисунок 1)

Немецким композитором написаны страсти на тексты всех четырёх евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея. Лучшим из них является “Страсти по Матфею”. Это то самое произведение, исполненное спустя сто лет после смерти Баха, заставившее говорить о нём, как о великом музыканте-композиторе.

В “Страстях по Матфею” с поражающей душу силой собрано всё лучшее, что разбросано по сотням произведений Баха: глубокий смысл, звучащая красота, удивительные пропорции. В “Страстях по Матфею” мы открываем баховское понимание смысла человеческой жизни. Что оно в себя включает? Попробуем сегодня разобраться вместе.

Сейчас в нашем классе прозвучит одна из тринадцати арий. Эта цифра символична: Иисус и 12 апостолов. Арии предшествует речитатив, в котором рассказывается ситуация. Сама же ария – эмоциональный отклик действующего лица, ответ на эту ситуацию. Послушайте арию, переживите вместе с героем всё произошедшее.

Слушание.

-Поделитесь своими впечатлениями. Какой эмоциональный отклик в ваших сердцах вызвала эта человеческая исповедь? Что вы испытываете к этому герою, не зная его имени?

Ответы детей.

-Это эмоциональное потрясение на одну из самых мучительных коллизий сюжета истории предательства Петра. Именно его арию мы сейчас слушали. (Рисунок 2)

Апостол Пётр был любимейшим учеником Иисуса. Во время Тайной вечери Пётр обещает своему Учителю быть с ним до конца, не отречься от него и под страхом смерти.

Иисус предсказывает, что не успеет пропеть петух, как Пётр трижды отречётся от него. Пётр вновь обещает остаться верным до конца. Из-за предательства Иуды Иисус схвачен,

Его ведут на суд. Пётр провожает его до двора судилища и остаётся греться у костра в толпе людей. Три раза спрашивают его, не с Христом ли он пришёл, не ученик ли он Христа, и три раза отрекается Пётр, как и было предсказано Иисусом. И тут раздаётся крик петуха. Пётр вспоминает слова Христа и выходит вон, плача горько.

В речитативе (мы его не слушали) партия Петра поручена басу. Ария же звучит у женского голоса альта, точно не Петра это голос. А чей это голос?

Ответы детей.

-Это голос души Петра, которая и плачет, и раскаивается.

Вслушайтесь ещё раз в музыкальную ткань арии-плача. Хочу обратить ваше внимание, что в основе мелодии лежит ритм итальянского танца – сицилианы. Эта итальянизиро- ванная красота мелодии сочетается с непрерывной пульсацией в басу. (Учитель играет фрагмент арии.)

Мелодия символизирует полёт души, её очищение через страдание и раскаивание. Непрерывная поступь басов символизирует грозную объективность, действительность, наш грешный мир.

Для Баха, как для любого христианина, человеческая совесть – вечная нравственная ценность.

И ещё один момент. В каждой арии “Страстей” вокальной партии героя сопутствует партия солирующего инструмента. Какой инструмент солировал в арии Петра? (скрипка)

-Словно человеческое переживание находит отклик в природе, ведь для Баха (помните?) человек – это часть мироздания.

Слушание.

-Смерть и утешение, грех и раскаяние, любовь и сострадание – это ключевые понятия баховской музыки, это ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Актуально это в наши дни?

Ответы детей.

Какой же была дальнейшая судьба Петра? Согласно Евангелию, как и на других апостолов, на Петра снизошёл Святой Дух, который дал ему знание чужих языков, необходимых для проповеди, а также преобразил Петра: он утрачивает человеческие слабости, в нём утверждается сила веры и любви. Своими страстными и мужественными речами Пётр несёт людям спасение, обращая их в христианскую веру. По преданию, в Риме, где он стал епископом – главой местной христианской общины, он и принял мученическую смерть. Он был приговорён к распятию. Не желая оскорбить И.Христа

уподоблением ему в смерти, Пётр, согласно преданию, просит распять себя вниз головой и, претерпевая мучения, творит проповедь до тех пор, пока не испускает дух. Такой мужественной была сила его души.

Дай бог и всем вам в вашей жизни огромных душевных сил, чтобы не пасовать перед трудностями, с достоинством преодолевать все жизненные препятствия. И помните, настоящее искусство помогает человеку обретать эти душевные силы.

Исполнение песни “Скрипач на крыше”.