Урок окружающего мира по теме "Растения – живые существа" (программа "Начальная школа XXI века"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • познакомить с понятием “растение”;
  • научить детей различать части растений;
  • в элементарной форме познакомить детей с жизнедеятельностью растений.

Оборудование:

  • гербарные образцы растений;
  • ветки кустарников и деревьев;
  • таблица “Части растений”;
  • таблица “Разнообразие растений”;
  • таблица “Простые и сложные листья”;
  • гербарные и живые образцы растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль за усвоением знаний.

Беседа.

– С какими царствами природы вы познакомились на прошлом уроке?

(бактерии, грибы, животные, растения).

– В какое царство мы уже совершили путешествие?

– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы познакомились с его обитателями?

Самостоятельная работа.

Карточка № 1.

Напиши названия животных.

лось волк
белка кабан
медведь лиса

Карточка № 2.

Напиши животных леса.

Растительноядных –

Насекомоядных –

Хищных –

Всеядных –

Карточка № 3.

Почему животных называют

Всеядными –

Хищными –

Растительноядными –

– Мы продолжаем путешествовать и впереди у нас новое царство. А вот какое? Вы узнаете после просмотра фильма.

III. Новый материал.

1. Видеозапись.

– В какое царство мы сегодня совершили путешествие?

– Какие растения вы встретили?

– На какие группы можно разделить растения?

  • деревья
  • кустарники
  • травянистые растения

2. Таблица “Разнообразие растений”.

– Какие различия вы увидели у этих групп?

Дерево – имеет один главный, высокий, жёсткий (деревянистый) стебель. Его называют стволом. От ствола отходят длинные и короткие ветви.

Кустарник – имеет несколько или много тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей.

Травянистые растения (трава) – имеет один или несколько мягких, легко ломающихся стеблей.

– Назовите несколько растений каждой группы.

– Где можно встретить растения?

3. Рассказ учителя.

Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Одни из них вырастают сами (дикорастущие), за другими ухаживает человек (культурные). Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.

Растение – живое существо.

– Какие признаки живого существа вы знаете?

  • питается
  • дышит
  • растёт
  • изменяется
  • размножается

4. Таблица “Развитие растений из семени”.

– Рассмотрите рисунок.

– Как изменяется (развивается) растение?

5. Работа по учебнику.

– Прочитайте вывод и приготовьтесь ответить на вопросы.

На доске:

Чем похожи и чем отличаются растения от животных?

Какие бывают растения?

Корни, листья, цветки. Как сказать иначе?

Общее Отличие
– питается – строит жилище
– дышит – передвигается
– растёт – ухаживает за потомством
– изменяется
– размножается
  • большие и маленькие;
  • части растений.

6. Работа с гербарием.

Дети рассматривают гербарные образцы. Учитель предлагает встать:

деревьям
кустарникам
травянистым растениям
Физминутка

7. Части растений.

Растения – живые существа. Они дышат, питаются, размножаются, гибнут. И так же, как у людей, у растений есть свои части.

– Соотнесите рисунок и название части.

  • Какие части растений вы знаете?
  • На доске плакат (мак).
  • Названия частей.

Корень – дыхание “насос” для питательных веществ;

Стебель – проводит питательные вещества к листьям и другим органам;

Листья – происходят сложные процессы, которые мы позднее изучим.

Цветок – на месте цветка появляются плоды с семенами, орган размножения.

Плоды с семенами – получаются в результате размножения.

IV. Самостоятельная работа (по тетради).

с. 40, № 69.

– Закончим рисунок-схему (взаимопроверка).

V. Рассмотрим подробнее части растений:

  • корни

– На какое отличие вы обратили внимание?

  • стержневые
  • мочковатые

– Почему корни растений имеют разную длину?

  • листья

– Посмотрите на разнообразие листьев.

Строение листа:

  • листовая пластинка;
  • черешок.

(Таблица “Простые и сложные листья)

(Учебник. с. 92)

VI. Практическая работа.

– Рассмотреть листовую пластинку.

– Встать – сложным листьям (доказать).

– Встать простым листьям (доказать).

– С какого дерева лист?

VII. Итог.

– Что такое растение?

– Что узнали сегодня о растениях?

– О каких частях растения вы узнали?

(Показ и называние частей растений)

– Определите последовательность развития растений.

VIII. Дома.

Учебник с. 91-95 (подготовить рассказ)

Тетрадь с. 40, № 70.