Цели:
- Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
- Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Задачи:
- Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
- Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
- Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.
Форма проведения педсовета: “Устный журнал”.
1. Страница первая: “Теоретическая”
- Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
- Основные направления в работе.
- Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
2. Страница вторая: “Диагностическая”
- Методы изучения семьи.
- Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
3. Страница третья: “Экскурсионная”
- Содержание и формы работы с родителями.
- Семейный калейдоскоп Творчества.
4. Страница четвертая: “Прикладная”.
- Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей. Опыт работы.
5. Страница пятая: “ Благодарственная”. “Гамма чувств”.
6.Страница шестая: “Результативная”. Итоги педсовета.
7. Страница седьмая: “Приятная”.
Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
Основные направления в работе.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
Работа школы и семьи включает разделы:
- Работа с родителями учащихся начальной школы.
- Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
- Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
- Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
- Воспитательно-развивающая.
- Формирующая.
- Охранно-оздоровительная.
- Контролирующая.
- Бытовая.
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
- трудности в адаптации,
- агрессивность,
- страхи,
- проблемы общения со сверстниками,
- не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
- праздники,
- родительские собрания,
- спортивные мероприятия,
- походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике школы используются и такие формы как
1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
Защита прав ребёнка.
3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).
Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!
Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.
Методы изучения семьи.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
- диагностика,
- консультация, тренинг,
- наблюдения,
- беседа,
- тестирование и анкетирование,
- сочинение как метод изучения семьи,
- метод обобщения независимых характеристик,
- педагогическая гостиная.
Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:
- Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
- Организация диагностической работы по изучению семей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
- Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
- Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
- Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
- Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Содержание и формы работы с родителями.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Участие родителей в управлении школой.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Коллективные: | Индивидуальные: Творческие дела. |
Родительское собрание | Семейные традиции. |
Общешкольная конференция | История моей семьи. |
Родительский лекторий | Талисман семьи. Гороскоп семьи. |
Вечер для родителей | Семейная книга рекордов. |
Родительские чтения | Географическая карта моей родословной. |
Семинар | Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое). |
Практикум | День рождения в семье. |
Заседание | Праздники семьи. |
“Круглый стол” | Семейные увлечения. |
“Педагогическая гостиная” | “Четыре способа обрадовать маму”. |
“Устный журнал” | Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры). |
Тренинг | Мой семейный альбом. |
Спортивные соревнования | Известные люди семьи. |
Акция “Милосердие” | Папа может все, что угодно. |
Акция “Книжка”, “Игрушка” | Наш дом театр, музей, оранжерея…. |
Трудовой десант | Песни (сказки) моей бабушки. |
Субботник | Самое ласковое мамино слово. |
Творческий концерт | Мое любимое блюдо. |
Выставка | Я горжусь своим дедом! |
Вернисаж | Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. |
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
Класс | Классный руководитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 А | Дробышевская АИ | 5 | 2 | 5 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | |
1 Б | Подгорная ОН | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 | 4 | |
1 В | Лапкевич НА | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |
2 А | Волкова НП | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | |
2 Б | Уварова ЕИ | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
3 А | Бондарь ЕИ | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | |
3 Б | Покарева ТИ | |||||||||||
4 А | Фесько СВ | 4 | - | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | |
5 А | Жесткова ГН | |||||||||||
5 Б | Писаренко ВВ | |||||||||||
6 А | Доронина ГН | 3 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | 4 | - | |
6 Б | Чигрина НН | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | 1 | 3 | |
6 В | Гюнтер ТИ | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | |
7 А | Гокова ГА | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | |
7 Б | Грязнова ЛБ | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
8 А | Прищепа ОМ | |||||||||||
8 Б | Кибирева СВ | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | |
9 А | Греховодова НН | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
9 Б | Кузьмина ИГ | |||||||||||
9 В | Набокова ЕН | |||||||||||
10 А | Смирнова ОИ | 5 | 1 | - | - | - | - | 4 | - | 4 | 4 | |
10 Б | Потапнева ТА | 3 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | |
10 В | Старовойтова ЕП | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
10 Г | Лепина ВВ | 2 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | 3 | 4 | |
11 А | Долотова НН | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | |
11 Б | Короткова ЛС | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
11 В | Хоменко ОМ | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Приняли участие в диагностике из 27 классных руководителя - 21,
6 классных руководителей (новые классы) – не приняли участие.
Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? | 1 2 3 4 5 |
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие) | 1 2 3 4 5 |
3. Какое направление в сотрудничестве с
родителями наиболее эффективно? - учебно-познавательное - спортивно-оздоровительное - военно-патриотическое - природоохранное - трудовое - досуговое |
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 |
4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? | 1 2 3 4 5 |
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? | 1 2 3 4 5 |
Ваши предложения: |
- Высокий уровень – 5 баллов
- Выше среднего – 4 балла
- Средний уровень – 3 балла
- Ниже среднего – 2 балла
- Низкий уровень - 1 балл
Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? | 71 % |
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие) | 47% |
3. Какое направление в сотрудничестве с
родителями наиболее эффективно? - учебно-познавательное - спортивно-оздоровительное - военно-патриотическое - природоохранное - трудовое - досуговое |
66 % 52 % 35 % 48 % 66 % 70 % |
4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? | 68 % |
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? | 69 % |
Ваши предложения: |
Диаграмма:
“ Результаты диагностики эффективности
деятельности классного руководителя в работе с
родителями”.
Вывод:
По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:
- Учебно-познавательная
- досуговая
- трудовая
менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:
- спортивно-оздоровительном
- военно-патриотическом
- природоохранном
Проект решения:
Рекомендации к педсовету:
1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. Зам. директора по ВР, психолог, Кл. руководители.)
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей. (Отв. администрация, Кл. руководители.)
3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. кл. руководители.)
4. Запланировать и провести заседания МО классных руководителей, мероприятия, классные часы по темам:
“Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе. Формы и методы работы с детьми и родителями. (Отв. Пичугина ВА, Хоменко ОМ, Спинко ВС, кл. рук.)
Спортивно-оздоровительное направление в работе школы. (Отв. Зайцева МВ – валеолог, учителя физкул., кл. рук.)
Природоохранное направление в работе школы. (Пичугина ВА, учителя биологии, географии, кл. рук.)
Литература:
- Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
- Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”, 1988.
- Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения педагогических советов”, Ижевск, 1995.
- Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
- Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
- Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
- Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
- Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.
- Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
- Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.
- Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
- Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.
- Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
- Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.
- Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.
- Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.