Цели:
- познакомить с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
- развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
- обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
- воспитывать любовь к животным, трудолюбие через работу над пословицами, поговорками.
Оборудование:
- карточки с названием лабораторий,
- карточки со словами для минутки чистописания,
- план ответа,
- карточки с буквами для составления опоры-памятки,
- сигнальные карточки,
- карточки для самостоятельной работы по уровням.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Давайте определим своё настроение, настрой на работу.
- отличное | |
- хорошее | |
- не совсем готовы |
2. Тема и цели урока.
На доске:
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.
Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).
- Не подскажите ли тему урока?
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).
3. Минутка чистописания.
На доске слова:
- Определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие это буквы, в каких словах присутствуют? (Ъ, Ь)
- Определите ещё 2 буквы. Первая имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки. Какая это буква? (п).
- Вторая буква является безударная гласная в корне. Какая это буква? (е).
- Посмотрите на порядок следования букв: ъеп пье ъеп епь
4. Новый материал.
- Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
1. (Чтение стихотворения. Инсценирование).
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
2. Работа по вариантам.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану.
Учащимся даются слова:
I вариант счастье оперенье крылья бьют |
II вариант съездить съел съёжили объяснил |
Учащиеся рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь знаков и при объяснении составляют схему-помощницу.
- Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков? (Не допускают слияния гласного и согласного).
- Вспомните крылатые выражения или пословицы, в которых употребляются данные слова.
5. Закрепление изученного материала.
1. – Вы прекрасно справились с теорией. А сейчас займёмся практической работой. Упр. 356 с. 134. – Запишите слова в два столбика. (Работа у доски с комментированием).
2. Устная работа с сигнальными карточками. (Упр. 359 с. 135).
- Прочитай первое словосочетание и покажи Ъ или Ь знаки. Обоснуй свой выбор.
- Запишите на выбор 3 словосочетания, обозначьте орфограмму.
6. Физминутка.
Все вокруг объяты страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест животных
И не трогает людей.
7. Закрепление. Письмо по памяти.
На доске карточки со словами:
- Посмотрите, запомните и напишите как можно больше слов.
- Сколько слов вы записали.
- Давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”. Придумайте предложение с одним из этих слов, но его не называйте. Например, На доске написано …(объявление).
8. Самостоятельная работа.
- Поставьте на своё место разделительные Ъ и Ь знаки. Графически объясни их написание. (Работа по карточкам: три уровня. На карточках текст. Дети первого уровня выписывают из текста слова с разделительными Ъ и Ь знаками в два столбика. Второго уровня - слова с разделительными Ъ и Ь знаками в два столбика, вставляя эти знаки. А третьего – подбирают по смыслу слова с разделительными Ъ и Ь знаками и записывают весь текст. Все обучающиеся графически выделяют орфограмму).
9. Обобщение.
- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь знакам их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!
10. Подведение итогов.
- Давайте вернёмся к началу урока и покажем, какое настроение у вас сейчас.
- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.