В третьей четверти 3 класса (1-4) по русскому языку изучается тема “Имя существительное как часть речи”, на которую отводится 5 часов. Четыре урока отводятся на повторение и закрепление знаний по данной теме полученных в предыдущие годы обучения. Пятый урок по теме “Обобщение знаний об имени существительном” проводится с использованием модульной технологии. На этом уроке ребята учились видеть признаки имен существительных, а по ним находить их среди других частей речи, что поможет им в дальнейшем при изучении рода и числа имен существительных, а далее в 4 классе определять склонение и падеж этой части речи для развития навыка грамотного письма. После модульного урока определена группа учащихся, у которых есть проблемы в определении частей речи и спланирована индивидуальная работа.
Тип урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комбинированный урок | X | X | X | X | |
Модульный урок | X |
Цели:
- Уметь различать имена существительные среди других частей речи по его признакам.
- Развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость; умение работать в группе, слушать друг друга.
- Воспитывать любовь к родному языку и родной природе.
- Закрепить умения реально оценивать свои возможности, а также делать самооценку своих действий.
Оборудование:
- Модуль с печатными заданиями на каждого ученика.
- Форма урока на доске (урок-обобщение)
- Ответы для входного контроля на листах.
- Магнитофон с записью сказочной музыки.
- Видеомагнитофон для просмотра сюжета о зиме в г. Магадане.
- Мультимедийный проектор для просмотра зимних пейзажей Колымского края.
- Этапы урока в виде снежинок “теория”, “закрепление”, “применение”.
- Схематичные изображения состояний человека: “радость”, “грусть”, “страх”.
I. Организационный момент (звучит музыка)
- В некотором царстве, словесном государстве есть город Морфология, в котором живут части речи.
- Какие части речи живут в этом городе?
- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка?
- Как же выглядит имя существительное?
- Вот каким вы увидели его (обращается внимание на выставку рисунков).
- А вот я себе представляю имя существительное так . . . (входит ученик в костюме, рисунок1. )
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста (ученик здоровается, называет себя магистром русского языка и читает стихотворение)
Рисунок1. Магистр русского языка приглашает в город Морфологии.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая
Грамматику, грамматику,
Изучите понемногу вы.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!Часть речи существительное
Очень удивительное.
Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –
Ничего на свете прекраснее нет.
Мама, Родина, земля –
Самые главные на свете слова.Есть много интересных слов,
Их знаете давно вы.
И будем с ними мы дружить,
Читать, писать, произносить.
- Проходите уважаемый магистр, а мы собрались к вам в гости. Нам сегодня нужно будет обобщить знания об имени существительном. Думаю, что магистр нам в этом поможет.
- Итак, закрыли глаза, 1. . . 2. . . 3. . . . Мы в городе Морфологии (открываю доску).
- В городе Морфологии тоже зима.
- Смотрите, какие большие снежинки к нам залетели. Нам нужно их растопить, чтобы зима не задержалась, а весна пришла вовремя.
- Чтобы растопить первую снежинку, нам нужно повторить теоретические знания об имени существительном (открывается первая снежинка).
- Чтобы растопить вторую снежинку, нам нужно закрепить знания об имени существительном (открывается вторая снежинка).
- Чтобы растопить третью снежинку, нам нужно применить то, что мы знаем об имени существительном (открывается третья снежинка).
II. Работа по учебному модулю.
Ученики работают в трех уровнях: 1 уровень - низкий уровень обученности, 2 уровень - средний, 3 уровень высокий (См. приложение1).
1. Целеполагание и прогноз.
- Мы с магистром приготовили для вас волшебные листочки, которые помогут нам растопить снежинки.
- Обратите внимание, справа написаны советы для вас и время, за которое вы должны сделать то или иное задание.
- А сейчас вы покажете, как вы сможете воспользоваться волшебными листочками.
- Ответьте на вопрос. Зачем нужно знать признаки имени существительного (ученики ищут ответ в модуле).
- А теперь определим свой настрой.
- Найдите в волшебном листочке “Я”.
- Если вы будете довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 1, то есть вы испытаете радость
- Если вы будете не совсем довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 2, то есть вы испытаете грусть.
- Если вы будете не довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 3, то есть вы испытаете страх (обратить внимание на мимические таблички).
- Найдите в волшебном листочке “Мы”.
- Если вы будете довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 1, то есть вы испытаете радость.
- Если вы будете не совсем довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 2, то есть вы испытаете грусть.
- Если вы будете не довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 3, то есть вы испытаете страх (обратить внимание на мимические таблички).
- Найдите в волшебном листочке “ДЕЛО”.
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы будете уметь его всегда уметь распознавать среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 1, то есть вы испытаете радость.
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы будете не всегда уметь его распознавать среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 2, то есть вы испытаете грусть
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы так и не научитесь распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 3, то есть вы испытаете страх
Мы вместе с магистром поможем вам растопить снежинки, чтобы не задержать приход весны.
2. Входной контроль
- Мы входим в город Морфология, найдите входной контроль.
- Если вы справитесь с ним, мы растопим первую снежинку
- Выберите верное утверждение и обведите его кружочком.
- Время выполнения задания – 5 минут (учащиеся работают самостоятельно, учитель и магистр оказывают индивидуальную помощь).
- А теперь вы сами проверите, как вы справились с заданием (открываются таблички с ответами, рисунок2).
- Проверим 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.
Рисунок2. Проверка входного контроля.
- Если все утверждения выбрали правильно, ставите себе “5”, одна ошибка – “4”, две ошибки “3”, больше двух ошибок – с заданием не справились.
- Кто поставил себе “5”. . . “4”. . . “3”? Есть ли те, кто не справился?
- Большинство справилось на “4” и “5”, значит, мы растопили первую снежинку.
3. Работа в группе
- Итак, мы сейчас совершим полёт над городом Морфологией. Задание записать как можно больше имён существительных, увиденных в видеосюжете. Записывать будете в группе, диктуя друг другу по очереди орфографически (просмотр видеосюжета).
- Время выполнения задания 5 минут (ученики работают в группе по очереди, отвечает представитель группы, написавшей наибольшее количество существительных, другие группы добавляют).
- Растопили 2 снежинку.
4. Выходной контроль
- Чтобы растопить 3 снежинку, нам нужно выйти из города Морфологии.
- Задания у вас будут разные.
- Одни будут выписывать имена существительные из повествовательного текста, другие из стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, третьи должны написать сочинение-миниатюру “Магаданская зима” из 5-6 предложений.
- Вам будут помогать фотографии с сюжетами колымской зимы. У вас 5 минут (самостоятельная работа).
- (Проверяется один представитель каждого уровня).
- Растопили третью снежинку.
5. Рефлексия
- Определите сейчас свой настрой
- Если вы довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 1.
- Если вы не совсем довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 2.
- Если вы не довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 3, (обратить внимание на мимические таблички)
- Если вы довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 1.
- Если вы не совсем довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 2.
- Если вы не довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 3 (обратить внимание на мимические таблички)
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы научились распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 1.
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, допускаете ошибки в распознавании его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 2.
- Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы так и не научились распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 3.
III. Подведение итога урока
Вы продолжите путешествие по городу Морфология на следующих уроках русского языка и побываете в гостях у других частей речи (магистр подходит к учителю).
С именем существительным мы не прощаемся, а говорим ему до свидания, до новых встреч (магистр уходит).