Урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" с использованием модульной технологии

Разделы: Начальная школа


В третьей четверти 3 класса (1-4) по русскому языку изучается тема “Имя существительное как часть речи”, на которую отводится 5 часов. Четыре урока отводятся на повторение и закрепление знаний по данной теме полученных в предыдущие годы обучения. Пятый урок по теме “Обобщение знаний об имени существительном” проводится с использованием модульной технологии. На этом уроке ребята учились видеть признаки имен существительных, а по ним находить их среди других частей речи, что поможет им в дальнейшем при изучении рода и числа имен существительных, а далее в 4 классе определять склонение и падеж этой части речи для развития навыка грамотного письма. После модульного урока определена группа учащихся, у которых есть проблемы в определении частей речи и спланирована индивидуальная работа.

Тип урока 1 2 3 4 5
Комбинированный урок X X X X  
Модульный урок         X

Цели:

  1. Уметь различать имена существительные среди других частей речи по его признакам.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость; умение работать в группе, слушать друг друга.
  3. Воспитывать любовь к родному языку и родной природе.
  4. Закрепить умения реально оценивать свои возможности, а также делать самооценку своих действий.

Оборудование:

  1. Модуль с печатными заданиями на каждого ученика.
  2. Форма урока на доске (урок-обобщение)
  3. Ответы для входного контроля на листах.
  4. Магнитофон с записью сказочной музыки.
  5. Видеомагнитофон для просмотра сюжета о зиме в г. Магадане.
  6. Мультимедийный проектор для просмотра зимних пейзажей Колымского края.
  7. Этапы урока в виде снежинок “теория”, “закрепление”, “применение”.
  8. Схематичные изображения состояний человека: “радость”, “грусть”, “страх”.

I. Организационный момент (звучит музыка)

  • В некотором царстве, словесном государстве есть город Морфология, в котором живут части речи.
  • Какие части речи живут в этом городе?
  • В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка?
  • Как же выглядит имя существительное?
  • Вот каким вы увидели его (обращается внимание на выставку рисунков).
  • А вот я себе представляю имя существительное так . . . (входит ученик в костюме, рисунок1. )
  • Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста (ученик здоровается, называет себя магистром русского языка и читает стихотворение)

Рисунок1. Магистр русского языка приглашает в город Морфологии.

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая
Грамматику, грамматику,
Изучите понемногу вы.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Часть речи существительное
Очень удивительное.
Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –
Ничего на свете прекраснее нет.
Мама, Родина, земля –
Самые главные на свете слова.

Есть много интересных слов,
Их знаете давно вы.
И будем с ними мы дружить,
Читать, писать, произносить.

  • Проходите уважаемый магистр, а мы собрались к вам в гости. Нам сегодня нужно будет обобщить знания об имени существительном. Думаю, что магистр нам в этом поможет.
  • Итак, закрыли глаза, 1. . . 2. . . 3. . . . Мы в городе Морфологии (открываю доску).
  • В городе Морфологии тоже зима.
  • Смотрите, какие большие снежинки к нам залетели. Нам нужно их растопить, чтобы зима не задержалась, а весна пришла вовремя.
  • Чтобы растопить первую снежинку, нам нужно повторить теоретические знания об имени существительном (открывается первая снежинка).
  • Чтобы растопить вторую снежинку, нам нужно закрепить знания об имени существительном (открывается вторая снежинка).
  • Чтобы растопить третью снежинку, нам нужно применить то, что мы знаем об имени существительном (открывается третья снежинка).

II. Работа по учебному модулю.

Ученики работают в трех уровнях: 1 уровень - низкий уровень обученности, 2 уровень - средний, 3 уровень высокий (См. приложение1).

1. Целеполагание и прогноз.

  • Мы с магистром приготовили для вас волшебные листочки, которые помогут нам растопить снежинки.
  • Обратите внимание, справа написаны советы для вас и время, за которое вы должны сделать то или иное задание.
  • А сейчас вы покажете, как вы сможете воспользоваться волшебными листочками.
  • Ответьте на вопрос. Зачем нужно знать признаки имени существительного (ученики ищут ответ в модуле).
  • А теперь определим свой настрой.
  • Найдите в волшебном листочке “Я”.
  • Если вы будете довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 1, то есть вы испытаете радость
  • Если вы будете не совсем довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 2, то есть вы испытаете грусть.
  • Если вы будете не довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 3, то есть вы испытаете страх (обратить внимание на мимические таблички).
  • Найдите в волшебном листочке “Мы”.
  • Если вы будете довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 1, то есть вы испытаете радость.
  • Если вы будете не совсем довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 2, то есть вы испытаете грусть.
  • Если вы будете не довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 3, то есть вы испытаете страх (обратить внимание на мимические таблички).
  • Найдите в волшебном листочке “ДЕЛО”.
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы будете уметь его всегда уметь распознавать среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 1, то есть вы испытаете радость.
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы будете не всегда уметь его распознавать среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 2, то есть вы испытаете грусть
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы так и не научитесь распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 3, то есть вы испытаете страх

Мы вместе с магистром поможем вам растопить снежинки, чтобы не задержать приход весны.

2. Входной контроль

  • Мы входим в город Морфология, найдите входной контроль.
  • Если вы справитесь с ним, мы растопим первую снежинку
  • Выберите верное утверждение и обведите его кружочком.
  • Время выполнения задания – 5 минут (учащиеся работают самостоятельно, учитель и магистр оказывают индивидуальную помощь).
  • А теперь вы сами проверите, как вы справились с заданием (открываются таблички с ответами, рисунок2).
  • Проверим 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.

 

Рисунок2. Проверка входного контроля.

  • Если все утверждения выбрали правильно, ставите себе “5”, одна ошибка – “4”, две ошибки “3”, больше двух ошибок – с заданием не справились.
  • Кто поставил себе “5”. . . “4”. . . “3”? Есть ли те, кто не справился?
  • Большинство справилось на “4” и “5”, значит, мы растопили первую снежинку.

3. Работа в группе

  • Итак, мы сейчас совершим полёт над городом Морфологией. Задание записать как можно больше имён существительных, увиденных в видеосюжете. Записывать будете в группе, диктуя друг другу по очереди орфографически (просмотр видеосюжета).
  • Время выполнения задания 5 минут (ученики работают в группе по очереди, отвечает представитель группы, написавшей наибольшее количество существительных, другие группы добавляют).
  • Растопили 2 снежинку.

4. Выходной контроль

  • Чтобы растопить 3 снежинку, нам нужно выйти из города Морфологии.
  • Задания у вас будут разные.
  • Одни будут выписывать имена существительные из повествовательного текста, другие из стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, третьи должны написать сочинение-миниатюру “Магаданская зима” из 5-6 предложений.
  • Вам будут помогать фотографии с сюжетами колымской зимы. У вас 5 минут (самостоятельная работа).
  • (Проверяется один представитель каждого уровня).
  • Растопили третью снежинку.

5. Рефлексия

  • Определите сейчас свой настрой
  • Если вы довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 1.
  • Если вы не совсем довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 2.
  • Если вы не довольны своей работой, напишите напротив “Я” цифру 3, (обратить внимание на мимические таблички)
  • Если вы довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 1.
  • Если вы не совсем довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 2.
  • Если вы не довольны своей работой в группе, напишите напротив “МЫ” цифру 3 (обратить внимание на мимические таблички)
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы научились распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 1.
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, допускаете ошибки в распознавании его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 2.
  • Если вы думаете что после встречи с именем существительным, вы так и не научились распознавать его среди других частей речи, то напротив “ДЕЛО” напишите цифру 3.

III. Подведение итога урока

Вы продолжите путешествие по городу Морфология на следующих уроках русского языка и побываете в гостях у других частей речи (магистр подходит к учителю).

С именем существительным мы не прощаемся, а говорим ему до свидания, до новых встреч (магистр уходит).