Игра "Математический хоккей"
Подготовка
- Разбить класс на 2 команды (не менее 5 человек), в каждой команде выбрать:
- центрального нападающего;
- левого крайнего нападающего;
- правого крайнего нападающего;
- левого защитника;
- правого защитника;
- вратаря.
- Заготовить 9 шайб (комплектов задач) по данной теме.
- Проинформировать учеников, по какому материалу будет проводиться игра, вывесить перечень теоретических вопросов, примерных практических заданий, список учебников для подготовки.
- Оформить зал (расставить столы для игроков, трибуны для болельщиков, вывесить плакаты):
- Приготовить таблички с названиями и фамилиями игроков, которые во время игры они прикалывают на грудь и на спину.
- Можно выбрать комментатора, фотографа, журналиста, которые выпустят стенгазету по ходу игры, возьмут интервью с игроками, расскажут о самой игре.
- Выбрать судей:
- судья в поле (1 человек — учитель математики или хорошо подготовленный старшеклассник) (у него свисток, шайбы, секундомер);
- угловой судья (1 человек) (карточки: желтая — предупреждение; красная — удаление);
- боковые судьи, проверяющие решение заданий на шайбах (учителя математики или хорошо подготовленные ученики 11 класса, 6 человек: 3 — левые, 3 — правые).
- Продумать музыкальное сопровождение.
- Можно предложить каждой команде приготовить приветствие команде соперников.
- Подготовить у каждой команды группу болельщиков, которые могут выступать между таймами, чтобы игроки отдохнули, а судьи проверили решение. Это могут быть небольшие сценки, стихи, загадки-шутки, песни, танцы и др.
- Вывесить красочное объявление о матче в классе или в коридоре школы.
- Подготовить на каждый стол чистые тетрадные листы для решения заданий.
- Заготовить ведомость для боковых судей.
ХОД ИГРЫ
Под музыку (Лев Лещенко “Великолепная пятерка и вратарь”) команды выкатываются на лед (можно на роликах, можно имитировать ход на коньках), трибуны приветствуют игроков, команды приветствуют друг друга и садятся за свои столы (можно провести жеребьевку ворот — задних парт).
Судья в поле подает свисток. Выбрасывается первая шайба (кладется одновременно на первые парты). Центральные нападающие решают задачу.
Через 5 минут раздается свисток, и шайба переходит к крайним нападающим (они проверяют, дорешивают, исправляют). Одновременно выбрасывается новая шайба, которую решает центральный нападающий.
Через 3 минуты раздается свисток. Центральный нападающий продолжает решать, первая шайба переходит к защитникам (они проверяют, дорешивают, исправляют).
Через 2 минуты раздается свисток. Первая шайба оказывается у вратаря (он проверяет, дорешивает, исправляет и сразу после этого несет к судьям). Вторая шайба переходит к крайним нападающим, и выбрасывается третья шайба.
Когда третья шайба доходит до вратаря, первый тайм заканчивается. Если вратарь исправил ошибки, дорешал, то шайба “не заброшена”, если нет — “заброшена”.
Чтобы проверить, как решал каждый ученик, можно выдать ручки разного цвета.
В игре 3 тайма. После каждого тайма перерыв 5 минут. В это время:
- судьи проверяют шайбы;
- выступают болельщики команд;
- журналисты берут интервью у игроков;
- фотографы делают фотографии для газеты.
По окончании 3 тайма подводится итог игры, сообщаются результаты, награждаются победители.
Примерные шайбы для 8 класса по теме “Арифметический квадратный корень”. Учебник Дорофеева А.Г.
I тайм.
Первая шайба.
- Является ли число арифметическим квадратным корнем из 25? Почему?
- Доказать, что .
- Найти квадратные корни из 36; 121.
- Доказать, что 0,6 не является арифметическим квадратным корнем из 36.
- Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Вторая шайба.
- Имеет ли смысл выражение:
- При каком х равенство будет верным:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ?
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ?
Третья шайба.
- Имеет ли корни уравнение?
- Решить уравнение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) .
II тайм.
Первая шайба.
- Написать ответ: ; ; .
- Когда выражение имеет смысл:
а) ;
б) ;
в) ; г) . - Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ; г)
Вторая шайба
Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д)
Третья шайба.
Имеет ли смысл выражение при:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .Почему?
III тайм.
Первая шайба.
- Пересекает ли график функции прямая:
- Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
а) ;
б) .
Вторая шайба.
- Найдите значение переменной , при котором верно равенство:
- Решить уравнение:
а) ;
б) .
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Третья шайба.
Найти значение выражения:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Задания шайб проверяющие могут прорешать заранее, чтобы быстрее проверять.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Конкурс для старшеклассниц “Мисс Математика” (11 класс)
Подготовка
- Выбрать участниц конкурса (если желающих слишком много, провести отбор — конкурс по решению задач) за 2-3 недели.
- Попросить участниц ответить на вопросы анкеты:
- Как Вас называть на конкурсе?
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Чем Вы бы стали заниматься на необитаемом острове?
- Можете ли Вы отправиться в путешествие вокруг Земли на воздушном шаре? С кем?
- Ваше заветное желание, мечта?
- Ваш любимый учебный предмет?
- Пригодится ли математика Вам в дальнейшей жизни?
- Дать задание участницам:
- Рассказать о себе, используя математические термины.
- Придумать новую геометрическую фигуру.
- Приготовить какой-нибудь сюрприз (блюдо, костюм, песню, загадку, танец и др.)
- Приготовить вопрос соперницам. Учитывается оригинальность вопроса и ответа.
- Выбрать жюри и счетную комиссию (учителя-мужчины, старшеклассники, папы), приготовить таблички с баллами от 1 до 5.
- Оформить зал, придумать музыкальное сопровождение.
- Подготовить сюрпризы (например, музыкальные пародии), которые будут показывать мальчики.
- Продумать награждение участниц.
- Вывесить заранее красочные объявления.
ХОД КОНКУРСА
- Представление участниц конкурса: каждая участница выходит под свою любимую музыку, ведущий рассказывает о ней, основываясь на анкете.
- Представление жюри и счетной комиссии.
- Жеребьевка.
Конкурс 1. Точность
- Отрезать от катушки с нитками нитку длиной 1 м (максимум — 5 баллов).
- На нелинованной бумаге начертить отрезок длиной 15 см (максимум — 5 баллов).
- На нелинованной бумаге построить угол 135° без транспортира (максимум — 5 баллов).
- Без часов определить, когда закончится 1 минута.
Жюри подводит итоги — показывает баллы. Сюрприз от мальчиков.
Конкурс 2. Ловкость
Начертить одновременно окружность и треугольник разными руками (максимум — 5 баллов).
Конкурс 3. Быстрота
- Кто больше напишет математических терминов на букву “п” за 1 минуту.
- Кто больше составит слов из слова “параллелепипед” за 1 минуту (за математическое и самое длинное слова +1 балл).
- Кто больше вспомнит и напишет имен математиков за 1 минуту (каждое имя оценивается одним баллом).
Жюри подводит итоги — показывает баллы. Сюрприз от мальчиков.
Конкурс 4. Сообразительность
- Из 6 спичек сложили шестиугольник. Нужно переложить 4 спички так, чтобы получились 2 треугольника с острыми углами (2 минуты)
- Расшифровать:
- Синусок (косинус);
- Тетка (катет);
- Картадв (квадрат).
Дополнительные баллы той участнице, которая даст определение косинуса, катета, квадрата (по баллу за каждый).
Конкурс 5. Характеристика
С помощью математических терминов охарактеризовать себя (домашнее задание).
Сюрприз от мальчиков.
Конкурс 6. Ты мне — я тебе
Участница задает вопрос своим соперницам.
Жюри учитывает не только правильность, но и оригинальность ответа. За понравившийся вопрос жюри может добавить балл.
Конкурс 7. Мы не лыком шиты (5 минут)
Ведущий предлагает зрителям назвать страницу учебника, по которому занимаются участницы. Затем назвать номер на этой странице. Участницы должны его решить. Заранее необходимо обсудить изучаемый материал, оговорить страницы (с… по…), или можно вывесить список номеров.
Конкурс 8. Сюрприз
Каждая участница к данному конкурсу готовила сюрприз (максимум — 5 баллов).
Конкурс 9. Новая геометрическая фигура
Участницы предлагают свою геометрическую фигуру (домашнее задание).
Сюрприз от мальчиков. Они приглашают всех участниц на вальс или медленный танец. Подведение итогов.