Урок математики на тему: "Деление с остатком" (система общего развития Л.В. Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели

Цели:

– способствовать осознанию теоретической и практической ценности изучения нового математического понятия-деления с остатком-для расширения представлений детей об операции деления ;учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;совершенствовать вычислительные навыки и умение работать с задачами;

– развивать мышление, память, внимание, логико-математическую речь; исследовательскую и творческую деятельность;рефлексию и адекватную сомооценку собственной деятельности ;

– продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, чувства сопереживания и уважительного отношения к сверстникам;культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата в коллективе; любознательности, интереса к предмету;

– продолжить работу по сбережению здоровья детей: способствовать укреплению зрения, развитию мелкой моторики рук, избегать переутомления, строить процесс обучения, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Дата проведения урока: 18 апреля 2006 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: учебник “Математика” 2-й класс (авторы И.И. Аргинская, Е. И. Ивановская), сигнальные карточки, карточки для игры “обмен настроением”, задания для каждой группы, распечатанные на листах; портрет Ю.А. Гагарина, плакат “космические числа”, “карта путешествия”, рисунки с изображением героев путешествия-инопланетян, набор для игры “космическая мозаика”, “новая детская энциклопедия”.

Ход урока

1. Психологический настрой детей на урок.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Какое сегодня у вас настроение?

(Проводится игра “обмен настроением”. Дети показывают учителю карточки-сигналы, соответствующие настроению “солнышко-радость, комфорт; тучка-тревога”учитель оценивает ситуацию начала урока.)

Учитель.

Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Вы поможете мне провести интересный урок?

Дети. Да.

2. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

Учитель. Разрешите мне предложить вам отправиться в путешествие за новыми знаниями.

А куда и на чём, вы определите сами.

Посмотрите на доску. (Открывается занавеска.) На доске рисунок (Приложение 1)

Учитель. Что вы видите?

Дети. Геометрические фигуры и числа.

Учитель. Какие перед нами фигуры?чем отличаются друг от друга?

Дети. Треугольники и четырёхугольник. отличаются количеством сторон.

Учитель. Что вы можете сказать о числах? Какое задание хотите предложить?

Дети. Все числа натуральные.

Их можно разделить на группы(найти лишнее число).

Учитель. Какое число лишнее?

Дети. Лишнее — 4, т. к. оно однозначное, а остальные — двузначные.

Лишнее — 61, т. к. оно нечётное.

Учитель. Что ещё можно сделать с числами?

Дети. Их можно записать в порядке возрастания/убывания.

Учитель. Запишите в том порядке, какой вам больше нравится.

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях)

4 12 45 61

Учитель прикрепляе на доске другую табличку. (Приложение 2)

Учитель. Как вы думаете, какое задание я хочу предложить?

Дети. Найти значения математических выражений и сложить мозаику.

Игра “сложи мозаику”

Учитель вызывает по одному ученику к доске(на каждое матем. выражение). ученик выбирает

То выражение, которое хочет решить, считает, переворачивает деталь мозаики с числом-ответом и прикрепляет к игровому полю. остальные уч-ся с помощью сигнальных кругов показывают своё согласие или несогласие с решением отвечающего. В результате на доске из мозаики складывается рисунок с изображением ракеты. (Приложение 3)

Учитель. Куда мы сегодня будем путешествовать?

Дети. В космос.

Учитель. Почему вы так решили?

Дети. Мы построили ракету. на ракете можно путешествовать только в космос.

Учитель. Как вы думаете, почему сегодня я выбрала для путешествия именно ракету?

Дети. Недавно был праздник-день космонавтики.

На доске прикрепляется табличка:

День космонавтики

Учитель. Как связаны с этим праздником, записанные нами числа?

Дети. 12. 04. 1961 г. человек впервые побывал в космосе. (рядом с табличкой учитель записывает дату:

12. 04. 1961

Учитель. Кто этот человек?

Дети. Юрий Алексеевич Гагарин.

(На доску вывешивается портрет)

Учитель. А число 45?

(Если дети не отвечают, учитель предлагает вернуться к этому числу в конце урока.)

Дети. 45 лет прошло с того момента, как люди стали летать в космос.

Учитель. Кто из вас знает, как называется современный летательный аппарат?

(Если не отвечают, предлагается детям самостоятельно прочитать статью в “новой детской энциклопедии”.)

Дети. В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах — космических челноках.

Учитель. В челноке могут разместиться до 7 человек и сегодня мы не просто дружные семейки, а экипажи четырёх космических челноков. давайте расшифруем код и узнаем названия наших экипажей. (Задания по группам. та группа, которая выполнит задание, встаёт.)

Карточки:

1 гр.

4 5 9
     
Ку 30:6
Рий 72:8
Мер 16:4

 

Ве 35:7
Ра 32:4
Не 56:8

2 гр.

5 7 8
     

  

Рр 54:9
А 32:8
С 16:2
М 18:9

3 гр.

2 4 6 8
       

  

4 гр.

3 6 9
     
Пи 48:8
Ю 21:7
Тер 36:4

 Учитель. Внимание! внимание! Объявляется предстартовая готовность. Наша космическая эскадра отправляется в сказочное межпланетное путешествие. ваша задача — показать свои знания, выполнить чётко все инструкции, провести исследование и сделать новое открытие.

Учитель. Посмотрите на план путешествия (вывешивается на доске Приложение 4).

Учитель поясняет, что на планете “Смекай-ка” ребят ждёт решение задачи, на п. “Исследуй-ка”- ребятам предстоит открытие, на п. “рассуждай-ка” — нестандартные задания; работа с числами на “созвездии космических чисел”.

Учитель. С чего бы вы хотели начать наш путь?

(Дальнейший ход урока зависит от выбора детей.)

Возможен такой вариант:

Дети. Мы сначала хотели бы побывать на планете “исследуй-ка”, т. к. Очень любим открывать новое.

Учитель. Отправляемся на планету “исследуй-ка”. нас встречает инопланетянин Котатсо.

(На доске рисунок.)

У него есть 3 сына: Дыр, Быр, Шир. Они ходят в скафандрах разных цветов: синем, жёлтом и красном. У дыра скафандр не красный, у быра – не красный и не жёлтый. какого цвета скафандры у инопланетян?

Обсудите в своих экипажах.

Дети. У Быра — синий, т. к. по условию сказано, что у него не красный и не жёлтый.

У Дыра — жёлтый, т. к. по условию у него не красный, а у быра мы определили, что синий.

У Шира — красный, оставшийся.

(Дети записывают решение в тетрадь, учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением детей Котатсо.)

Учитель. Котатсо рад, что вы помогли ему. Он предлагает нам немного поразмяться.

3. Физминутка.

Если число делится на 2, дети прыгают на месте.

Если не делится на 2, то приседают.

Учитель называет числа: 4, 5, 7, 12, 16, 1, 20, 3, 15, 6

4. Постановка проблемы.

Учитель. Ребята, в гости принято ходить с подарками. что же делать? У меня есть 8 календариков, 12 карандашей и 9 конфет (числа записываются на доске, предметы показываются детям).

Помогите мне поделить подарки поровну. какое действие нам сейчас пригодится?

Дети. Деление.

Учитель. Поделите в тетрадях числа и скажите по сколько календариков, карандашей, конфет нужно дать инопланетянам? (Дети выполняют самостоятельно, с послед. записью на доске.)

8:4=2

12:4=3

9:4=?

Учитель. Что же делать?вот проблема? Обсудите в своих экипажах возможные варианты решения.

Дети. Можно дать по 2 конфеты каждому, 1 останется лишней.

Учитель. Мы встречались с таким случаем деления?

Дети. Нет.

Учитель. Как бы вы его назвали?

(Дети дают возможные варианты ответов.)

Учитель. Проверим кто из вас прав. прочитайте заголовок на стр. 154 учебника.

(Чтение — “от шопота до крика”. Учитель записывает на доске тему урока, дети в тетрадях.)

5. Первичное закрепление.

Учитель. Давайте проведём исследование, как часто может произойти такая ситуация, когда число не делится на равные части. Нам поможет задание №347 стр. 154 учебника.

Дети поэтапно выполняют задание:

1) запишите отрезок натурального ряда чисел от 7 до 25. сколько записано чисел? (19)

2) обведи числа, которые делятся на 8. сколько таких чисел? (3) сколько чисел расположено между двумя числами, делящимися на 8? (7)

3) какое следующее натуральное число делится на 8? (32). Сколько между ним и 24 чисел? (7)

4) подумай, сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами, которые делятся на 9? (8), на 5? (4)

5) проверь с помощью отрезков натур. ряда чисел

1 гр. И 2 гр. -:9 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

3 гр. И 4 гр. -:5 4, 5, 6, 7, 8, 8, 10

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Чисел, которые делятся без остатка, меньше, чем чисел, которые при делении дают остаток.

Учитель. Давайте посмотрим как правильно записывать примеры на деление с остатком.

№350 задание 4 (читают и записывают на доске и в тетради 9:4=2 (ост 1)) ребята, число 9 тоже связано с космосом. может кто-то знает?

(9 планет в солнечной системе)

Учитель. Выполним №350, задание 6.

Дети. Раздели числа 18, 19, 20, 21 на 8.

18 :8=2 (ост 2)

19 : 8=2(ост3)

20 :8=2 (ост4)

21 :8=2 (ост5)

Учитель. Мы провели исследование и сделали открытие, но мы узнали не всё про деление с остатком. это нам предстоит на следующем уроке. Давайте прощаться с этой планетой.

Отправимся дальше, следите глазами за траекторией движения космического челнока.

6. Физминутка для глаз.

7. Закрепление ранее изученного.

Учитель. Вот и следующая сказочная планета (по выбранному детьми маршруту) — “рассуждай-ка”. Нас встречает житель этой планеты Чик (картинка).

В каких математических заданиях нам приходится особенно много рассуждать?

Дети. В задачах.

Учитель. Так давайте порассуждаем.

Чик коллекционирует разных насекомых.

В коробку он посадил несколько жуков. Всего в ней оказалось 30 ног. Сколько в коробке голов?

Сколько крыльев? Сколько усиков?

Учитель. Это задача? Докажи. Если ты не запомнил текст, тебе поможет №345 учебника.

(Скорее всего одни дети посчитают, что этот текст – задача, другие-нет. если не смогут доказать, что это задача, то воспользоваться подсказкой учебника №3, где сказано, что у всех насекомых 6 ног, у жуков — 4 крыла и по 2 усика.)

Учитель. Каким действием ты узнаешь ответ на первый вопрос задачи? А на остальные?

Дети обсуждают план решения, затем решают самостоятельно. Один ребёнок на доске “открытий” за занавеской, другой на доске “сомнений” проверка.

30:6=5(шт) голов

4 5=20(шт. ) Крыльев

4 2=8 (шт) усиков

(За правильные ответы-звёздочки).

Учитель. А теперь отправимся через “созвездие космические числа” к планете “Смекни-ка”.

На доске запись (Приложение 5)

Учитель. Что нужно сделать с числами?

Дети. Сравнить.

Учитель. Что значит сравнить?

Дети. Поставить между числами знаки <, >, =.

Учитель. Посовещайтесь в экипажах, дайте объяснение своему решению.

(Групповая работа)

Дети. В первой строке нужно поставить знак больше, т. к. двузначное число больше однозначного и т. д.

В последней строчке сравнить нельзя, т. к. число десятков одинаковое, а число единиц — разное, а что больше не знаем (за правильные ответы — звезда).

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Напоследок побываем на планете “Смекни-ка” (если позволит время урока и темп работы уч-ся будет высоким), её хозяйка Акилог проверит нашу смекалку.

(Каждый экипаж получает задание)

1 экипаж.

Звездолёт летит от планеты “Смекни-ка” до планеты “Рассуждай-ка” 1 час, а обратно — от пл. “Рассуждай-ка” до пл. “Смекни-ка” 60 мин. почему такая разница?

(Разницы нет, т. к. 1ч = 60 мин.)

2 экипаж.

На дереве сидят две сказочные инопланетные птицы и смотрят в разные стороны: одна – на север, другая – на юг.

– У тебя, — говорит первая птица, — лапки в грязи.

– А у тебя, — отвечает другая, — клюв испачкан.

Как же так? смотрят в разные стороны, а друг друга видят?

(Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны)

3 экипаж.

Мы на память о космическом путешествии собрали с загадочных планет 8 камней, которые весили 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5кг, 6кг, 7 кг, 8 кг. Нам нужно разделить их поровну и положить в наши 4 космических челнока. Как это сделать?

(1+8, 2+7, 3+6, 4+5)

4 экипаж.

Найди лишнее число.

52, 61, 45, 43 (4 т.к. сумма цифр данного числа равна 9, а остальных 7).

Если дети в начале урока не ответили на вопрос о числе 45, следует вернуться к этому вопросу. 45 лет как люди летают в космос. Можно добавить информацию: первый полёт Ю.А. Гагарина длился 108 мин, он облетел землю 1 раз; современный космич. челнок облетает землю за 45 мин.

Для самых внимательных детей можно задать вопрос о необычном (с одной стороны) и очень знакомом (с другой стороны) имени Акилог (логика).

За верные ответы дети награждаются звёздочками.

 8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Наш и экипажи благополучно возвратились на Землю. Давайте ещё раз назовем кто же сегодня совершал межпланетное путешествие (уч-ся хором называют свои команды).

Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?

Дети. Узнали, что не все числа можно разделит без остатка.

Учитель. Кто был самым внимательным и вспомнит как звали старшего инопланетянина с планеты “Исследуй-ка”?

Дети. Котатсо.

Учитель. А кто попробует разгадать тайну этого имени. она связана с темой урока.

Дети. Тема урока:”деление с остатком”. Если прочитать слово Котатсо в обратную сторону, то получим — остаток.

Учитель. За что вы можете себя похвалить? Что не получилось? (Ответы детей.)

Учитель. Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.

Посчитайте звёздочки, которые вы получали за верные ответы. Оцените свою работу.

По лесенке знаний.

Дети рисуют метку на лесенке знаний (у каждого ученика индивидуальный листок). Какое домашнее задание вы хотели бы получить:

1) Составить 4 примера на новый материал-деление с остатком?

2) Выполнить №355?

 

Приложения