Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о среде обитания, её факторах и их влиянии на организмы; познакомить с разными способами приспособления к среде обитания; познакомить с разнообразием организмов, обитающих в одной среде обитания
Развивающая: развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: формировать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру поведения в ролевой игре.
Оборудование:
- игровые поля с указанными на них экологическими группами растений (Приложение № 1);
- наборы из 10 карточек в конверте для каждой из 5 групп учащихся с изображением различных видов растений и их кратким описанием (Приложение № 2);
- комнатные растения: элодея, стрелолист, традесканция, алоэ, кактус;
- словари биологических терминов.
Формы работы: групповая.
Тип урока: по дидактическим целям – обобщающий; по методам обучения – игра.
Подготовка к уроку:
Учитель заранее раскладывает в конверты по 10 карточек, следя за тем, чтобы все 6 с изображениями растений соответствующей экологической группы и не было карточек с растениями, экологический статус которых был бы трудно определить. Класс делиться на 5 групп.
Ход урока:
На уроках мы с вами выяснили, что вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Её роль в организме многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.
Сейчас нам предстоит сыграть в игру – экологическое лото. Перед вами игровые поля с названиями экологических групп – гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты и конверты с карточками, на которых изображении растения и приводятся сведения об их биологии и образе жизни.
Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и выберете 6 карточек с растениями, относящимися к данной экологической группе. Разложите карточки на игровом поле. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)?
Какие из представленных комнатных растений входят в вашу экологическую группу?
С помощью словаря биологических терминов и растений, которые вы выбрали, сформулируйте понятия “гидатофиты”, “гидрофиты”, “гигрофиты”, “мезофиты”, “ксерофиты”.
Что общего между этими понятиями?
Это экологические группы растений.
В ходе беседы выясняется, что “экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма”.