Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: "Кто что ест"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью животных, с невидимыми цепями питания.
  2. Развивать умения и навыки учащихся работать с опорными схемами, карточками, делать обобщения и выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Сегодня к нам на урок в гости пришла Сова. Она принесла с собой телевизор и предлагает поиграть в телевикторину. На протяжении урока Мудрая Сова будет следить за вами. (Имена детей). Сова просит поработать по карточкам.

а) Какую роль в питании растений играют корень, стебель, листья?

б) Почему растения не могут жить без солнечного света?

в) Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

- Остальные посмотрите на телеэкран. Там появились схемы.

Что они обозначают? (дыхание растений, питание растений).

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

Объясните их.

Мы вспомнили тайну растений, поняли, как важно заботиться обо всем живом на Земле.

II. Введение новой темы.

Посмотрите на телеэкран. Узнаете ли вы этих животных? (заяц, лось)

Почему сова объединила их в одну группу? (питаются растительностью)

Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.

Назовите этих животных. (ласточка, воробей)

Почему эти животные оказались в одной группе? (питаются насекомыми)

Как можно назвать их одним словом? (насекомоядные)

Назовите этих животных. (лиса, волк)

На крупную добычу охотятся хищники.

А узнаете этого животного? (медведь)

Чем он питается?

Как вы думаете к какой группе он относится? (всеядные)

С какими группами животных познакомила нас Сова?

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания начинаются с растений. Посмотрите на телеэкран. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. А зайца может поймать и съесть лиса. Получается цепь питания: осины – зайцы - лисы.

Осина заяц лиса

А эту цепь питания объясните сами. (на экране: орехи – мышь – сова)

Приведите свои примеры цепи питания.

Вывод:

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

Почему все цепи питания начинаются с растений?

(только у растений есть сахар и крахмал)

Посмотрите на телеэкран. Кого пропустила Сова?

Насекомое - … - лиса

Дерево - … - волк.

Сова предлагает другую игру. Поставьте в нужном порядке звенья цепи питания.

Орех – белка – рысь

Зерно - воробей – орел

- С чего начинаются все цепи питания?

Почему?

III. Доброе слово о хищниках.

Животных в природе очень много. Одними мы любуемся, другими гордимся, а третьих боимся… Третьи – это, конечно, хищники. А как вы к ним относитесь, ведь они поедают других животных? (Ответы детей)

Сова для своей защиты просит вас прочитать на с. 99 статью “Доброе слово о хищниках”. (Читает ученик)

Как называют хищников? (Санитары)

Почему?

Вывод:

Хищники ловят в основном больных животных, а там, где были уничтожены хищники, распространялись болезни и много животных погибало. Хищники – санитары природы.

IV. Кто как приспособлен.

Посмотрите, на телеэкране появился новый кадр. Что на нем показано?

<Рисунок 3>

Посмотрите внимательнее. Какое там животное? (Кузнечик)

Почему вы его сразу не заметили?

Каждое животное по-своему приспособлено к тому, чтобы защищаться или добывать себе еду. А как приспособлена наша Сова?

Сова будет показывать животного, а вы рассказываете, как оно приспособлено.

Дятел, ежик, заяц, волк, тигр.

Вывод: Все животные хорошо приспособлены к тем условиям, в которых они обычно живут.

V. Подумай!

Ответы на вопросы 1,2 с . 98

VI Итог.

С чем познакомила нас Сова?

Прочитаем вывод.

VII. Домашнее задание:

С. 96-99; задания 1,2 с. 89.