“…хорошее воспитание – такое, у которого есть и хорошие стороны, причём хороших должно быть больше, чем плохих. Но мы, взрослые, вполне в состоянии со спокойной совестью взять на себя ответственность за то и другое…”
Гельмут Фигдор.
Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию у них характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые ребёнок получает в первые годы жизни, оказываются наиболее глубокими.
Из практики работы стало заметно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если выражают их, то в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. К сожалению, достаточно часто страдают дети с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, обеднённой эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьёй.
Занимаясь с такими детьми, мы ставим перед собой ряд важных задач:
- раскрывать сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.).
Каждое занятие заканчиваем прослушиванием приятной музыки или исполнением весёлых детских песен. Тематика занятий может быть расширена и дополнена - в зависимости от проблем конкретных детей.
Овладение психологической азбукой поможет ребёнку понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать в себе такие важные качества, как сочувствие и сопереживание, укрепить нравственные ориентиры.
В процессе работы мы поняли, что ребёнку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроется, как цветок, и потянется к вам, впитывая всё доброе и светлое, что мы ему несём.
Мы увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях, смелость в достижении цели. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, они смело вступали в дискуссии, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя. Посмотреть на себя как бы со стороны.
Мальчик-звезда
Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий
Цели:
- подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
- воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
- учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
- учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
- учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
- закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
- предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для упражнения детей в добрых поступках.
Материал к занятию:
- портрет нищенки-матери;
- портрет мальчика-звезды;
- картонные сердечки, ярко оформленные;
- две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.
Предварительная работа:
- чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда”;
- работа с пословицами (добро - зло).
Ход занятия
Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)
Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.
Мы с вами читали сказку “мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Нужно видеть смятение детей.
Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Воспитатель читает сказку дальше.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Игра 1. “Вежливые слова”
Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
- Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Игра 2. “Добро” и “Зло”
1.1. Занятие начинается со звучания весёлой музыки. Детям предлагается определить характер и эмоции, которые они испытывали во время её прослушивания. Затем детям предлагается послушать ещё один отрывок музыкального произведения противоположного характера – “сердитый”. Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся.
Взрослый отмечает, что “настроение” музыки, так же как и у человека, бывает разным.
- Опишите настроение музыки.
- Что вы чувствовали, когда слушали весёлую (“сердитую”) музыку?
- какая музыка вам больше понравилась? Почему?
1.2. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой.
В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников”.
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).
1.3. Беседа о добрых и злых людях
- Кого называют добрым? Кого называют злым?
- Как ведут себя добрые люди?
- Как ведут себя злые люди?
- Кого из своих родных или знакомых вы может назвать добрыми людьми? Почему?
- Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.
- Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма “Приключение кота Леопольда”. (Доктор предлагает выпить таблетку “озверина”, чтобы тот смог “усмирить” несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
- Что случилось с добрым котом Леопольдом?
- Как вёл себя Леопольд во время действия “озверина”?
- Почему доктор предложил ему выпить “озверин”?
- Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
1.4. Рисование на тему: “Добрый и злой”
Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников. По окончании рисования дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят.
Игра 3. Наше настроение
2.1. Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
- А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (По выражению лица, мимике).
Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
2.2. Упражнение “Расскажи о своём настроении”
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твоё настроение?
- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
- А от чего зависит настроение?
- Может ли меняться настроение?
Игра 4. Хорошо ли быть злым?
Злой волшебник превращает детей в злых гиен.
Игра “Гневная гиена”: гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)
На помощь детям приходит добрый волшебник и “расколдовывает” их.
Беседа с детьми:
- Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами?
- Что вам хотелось сделать?
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему – помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.
- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
- Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
- Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!