Цель:
- Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;
- Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям; выявить уровень перечисленных умений;
- Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи.
Ход урока.
Этап организации урока.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Содержание. Мы живем в мире полей и веществ. В природе существует три агрегатных состояния вещества. Какие? (учащиеся отвечают). Агрегатное состояние вещества может изменяться. Перечислите процессы, при которых вещество переходит из одного агрегатного состояния в другое (учащиеся перечисляют). Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания, которые вы получили при изучении темы, будите применять при решении задач, работе с таблицами, при объяснении явлений, происходящих в природе.
Этап повторения и обобщения знаний.
Дидактическая задача: Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации.
Содержание этапа. На этом этапе учащиеся выполняют несколько заданий.
Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока.
Задание 1. Работа со словарем физических терминов. Выполнив задание правильно, ребята получают ключевое слово (знание и интерес). Работу выполняют по вариантам.
Вариант 1
- Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое (плавление).
- Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости (испарение).
- Процесс, при котором температура тела увеличивается (нагревание).
- Прибор для измерения влажности воздуха (психрометр).
- Процесс перехода из газообразного состояния в жидкое (конденсация).
Вариант 2
- Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное (испарение).
- Интенсивное парообразование, при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара (кипение).
- Прибор для измерения температуры (термометр).
- Переход вещества из твердого состояния в жидкое (плавление).
- Процесс, обратный испарению (конденсация).
Проверка 1 варианта
- Во 2-ю клетку впишите 7-ю букву.
- В 3-ю клетку впишите 4-ю букву.
- В 4-ю клетку впишите 1-ю букву.
- В 5-ю клетку впишите 3-ю букву.
- В 6-ю клетку впишите последнюю букву
В первую клетку впишите букву з.
Проверка 2 варианта
- В 1-ю клетку впишите 1-ю букву.
- Во 2-ю клетку впишите 5-ю букву.
- В 3-ю клетку впишите 1-ю букву, в 5-ю клетку – последнюю букву.
- В 4-ю и 6-ю клетки впишите последнюю букву.
- В 7-ю клетку впишите 7-ю букву.
Итак, ребята, знания и интерес помогут нам сегодня хорошо поработать на уроке.
Задание 2. Разминка. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Почему бегущая собака высовывает язык?
- Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь? (Испарение).
- Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее. Почему? (Таяние льда).
- Почему в болотистых местах сильная жара переносится труднее? (Воздух там влажный, испарения почти не происходит, испарение затруднено, и тело плохо охлаждается).
Задание 3. Графики и формулы.
А) Учитель показывает буквы, а учащиеся называют физическую величину и ее единицу измерения (Q, m, c, t, r, ).
Б) На доске (или листе ватмана) начерчен график процессов. Учащимся необходимо назвать процесс и подобрать соответствующую этому процессу формулу. Названия процессов и формулы написаны на отдельных листах и крепятся на график с помощью магнитов.
(нагревание льда, плавление, нагревание воды, охлаждение льда, охлаждение воды, кристаллизация, конденсация, кипение, Q = m c (t2 – t1), Q = m c (t1 – t2), Q = m c (t3 – t2)
Q = m c (t2 – t3), Q = r m, Q = - r m, Q = m, Q = - m)
Задании 4. Литературная пауза.
Учитель зачитывает отрывок из произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Путешественники оказались на перевале в Андах: «…Вода здесь закипит не при ста градусах, а раньше… - Майор оказался прав: термометр, опущенный в кипящую воду, показывал всего лишь 87 оС». Объясните это явление. Оцените, на какой высоте находились путешественники, если считать, что температура кипения воды уменьшается на 1о через каждые 324 м подъема. (Ответ:4212 м).
Демонстрация опыта: Кипение жидкости при пониженном давлении.
Задание 5. Решение задачи № 179 (по алгоритму). Задачу решает ученик на доске, остальные работают в тетрадях.
Рассчитайте количество теплоты, необходимое для превращения в пар ртути массой 0,1 кг, взятой при температуре 27 о С. (Ответ: 34620 Дж).
Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
- Запишите дано.
- Переведите единицы в СИ.
- Выясните, о каких процессах говорится в задаче.
- Выпишите из таблиц температуру плавления и температуру кипения вещества и постройте графики процессов.
- Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.
- Выпишите из таблиц недостающие величины (удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
- Вычислите количество теплоты.
- Проверьте решение по размерности.
- Запишите ответ.
Этап проверки понимания и усвоения учащимися изученной темы.
Дидактическая задача этапа: выявить уровень умений решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям.
Содержание этапа. Самостоятельная работа
1 уровень
Задание № 1
Пользуясь таблицей «Температура плавления некоторых веществ» (стр.105), ответьте на вопросы:
- Какой из двух металлов (алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла?
- Какой из кусков (стальной или вольфрамовый) останется твердым, если он будет брошен в расплавленное железо?
- Можно ли расплавить золото, держа его в оловянной ложке?
Задание № 2
Решите задачи:
- Вычислите количество теплоты, необходимое для плавления 500 г меди, находящейся при температуре плавления.
- Вычислите количество теплоты, необходимое для превращения 3 т воды, взятой при температуре кипения, в пар.
2 уровень
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
- Олово переведено из одного агрегатного состояния в другое. Затвердело оно или, наоборот, расплавилось, если известно, что его внутренняя энергия уменьшилась?
- Вода или водяной пар, если их массы одинаковы, обладают при 100 о С наименьшей внутренней энергией? Почему?
- Телу сообщили некоторое количество теплоты. Всегда ли можно утверждать, что температура тела повысилась?
Задание № 2
Рассчитайте количество теплоты, необходимое для осуществления процессов, указанных ниже. Массу вещества считать равной 2 кг.
Вариант 1: вода (при 20 о С) ---> пар (при 100о С)
Вариант 2: лед (при 0 о С) ---> вода (при 50о С)
Этап подведения итогов урока.
Дидактическая задача: дать анализ успешности овладения знаниями на уроке (анализ результатов самостоятельной работы проводится на следующем уроке).
Этап информации о домашнем задании.
Дидактическая задача: дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Решите задачи № 176 и № 180. Задача № 180 кратко обсуждается.
Литература.
- Сколько нужно дров?.. Подходы к обучению решению задач на тепловые явления. 8 класс. М., Чистые пруды, 2005 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика»).
- Плахова Е.В. Изменение агрегатных состояний вещества. Газета «Физика» № 17/06.