Коммуникативно ориентированный урок

Разделы: Иностранные языки


Урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее составляющих, разрешать различные цели обучения, готовить учащихся к применению умений и знаний в реальном общении. Говоря о методическом содержании современного урока, мы постоянно возвращаемся к необходимости моделировать на уроке реальные ситуации общения, которые отражают возможный контекст деятельности учащихся и готовят их к эффективному владению иностранным языком.

С учетом вышесказанного основным способом осуществления реально-информативной коммуникации в средней школе может быть преимущественно групповая беседа с участием всего класса, с более или менее обстоятельными монологическими укладами, но с преобладанием в целом диалогической формы общения. Такой групповой диалог по форме должен представлять собой многотемную информативную беседу о событиях из жизни учащихся на материале окружающей их действительности. Важнейшим условием проведения таких бесед является естественная мотивированность высказываний учащихся, сознание личностной ценности обсуждаемого содержания.

Роль учителя в проведении таких бесед постепенно сводится к общему управлению ее протеканием путем, главным образом, обеспечения логических, ассоциативно - обусловленных переходов от темы к теме. К концу начального этапа обучения она все еще довольно существенна, но постепенно уменьшается, приобретая более скрытые, косвенные формы естественного вовлечения учащихся в беседу с помощью условных сигналов, жестов и т.п. Не менее важным следует считать умение коммуникантов инициативно включиться в разговор в силу возникшей внутренней потребности высказаться. В целом можно сказать, что групповая беседа, протекающая при соблюдении всех вышеперечисленных условий, приближается по своим параметрам к подобной беседе, которая могла бы иметь место на родном языке учащихся. Развитие умений инициативной речи обеспечивает протекание информативных бесед, которые в целом не теряют характер обычного диалога "Учитель - класс" и включают разносторонние речевые контакты: учителя с отдельными учащимися, учеников между собой, отдельного учащегося с остальным классом.

Приведем еще один пример учебного материала из пособия для изучающих английский язык M. Duckworth & K. Gude “Countdown. To First Certificate” Oxford University Press 2002. Этот материал может быть успешно использовать для проведения многотемной беседы (полилога). Общая тема раздела "Life Styles” охватывает различные аспекты, в том числе свойства характера личности. На данном занятии продемонстрировано, как обсуждение этой подтемы можно интегрировать с разговором о различных профессиях, которые предполагают наличие тех или иных качеств. Таким образом, от монологических высказываний о себе, через обсуждение в малых группах профессий и предполагаемых профессиональных качеств осуществляется переход к диалогам в форме интервью при приеме на работу. Цель этого занятия – закрепить изученный ранее и расширить лексический запас, развить навыки монологической и диалогической речи и научить применять их на практике в реальной жизненной ситуации общения. Такого рода полилоги являются личностно-ориентированным видом работы. Сообщая другим о себе по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. В разделе даны практические советы и рекомендации по выработке навыков активного слушания и понимающего общения, которые учащиеся могут использовать, например, при подготовке к сдаче экзамена. Пособие обеспечивает достаточный уровень опор и создает ситуацию с понятной и выполнимой целью общения. Упражнения расположены таким образом, что каждое предыдущее является опорой для выполнения последующего и позволяет планировать урок от простого к более сложному.

Таким образом, соответствующая организация культурно-бытовых тем устной речи с делением их на узловые речевые задания и последующим отражением повседневных событий в периодически проводимых многотемных групповых беседах обеспечивает реально-информативную коммуникацию на уроках и составляет ту основу, на которой строится проведение и развитие таких бесед.

Приложение