Праздник состоит из двух частей: стихотворный монтаж и КВН “33 родных сестрицы”.
Подготовка к празднику.
Класс делится на команды-участницы КВН. В каждой команде выбирается капитан, дети придумывают название команды. Выполняется заготовка к конкурсу “Домашнее задание” под названием “Веселый алфавит”. Дети каждой команды вместе придумывают и рисуют веселый рисунок, где “расселяют” буквы. Например, цветы на клумбе, в каждом цветке – буква; яблоня с яблоками, на которых написаны буквы и пр. Формат рисунка А3. Ребята придумывают представление рисунка. Подписываются и раздаются пригласительные билеты для гостей праздника: администрации ГОУ, учителей-предметников, воспитателей детского сада, чьи выпускники сейчас учатся в первом классе. На праздник также приглашаются родители, ученики пятого класса – дети из предыдущего выпуска учителя. Выбирается ученик на роль Азбуки, готовится костюм. Например, бумажная шапочка с буквой А, плащ с нашитыми красивыми буквами, в руках – указка и книга “Азбука”. Подготавливаются карточки со словами к конкурсам КВН.
Оборудование праздника.
В зале или классе, где проводится праздник, определяются места: для выступления детей, для зрителей, для жюри. Зал празднично украшается. Там, где будут выступать команды, стоят столы по количеству команд. На каждом столе стоит табличка с названием команды. На столах лежат: рисунок к конкурсу “Домашнее задание”, чистый лист А3, цветные карандаши, фломастеры, листы писчей бумаги, табличка “Помощь зала”.
Ход праздника
Под музыку дети входят в зал, встают полукругом лицом к зрителям. Ученик в роли Азбуки в зал пока не входит. Ведущий объявляет о начале праздника, представляет гостей. Дети читают стихи.
На дворе капель звенит,
Весна в окно стучится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке малютку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.Ты в азбуку впервые вник,
Читая по слогам.
Потом прочтешь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймешь: без азбуки
Вся жизнь прошла бы зря!Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам теперь легко читать.В школе праздник, славный праздник –
Праздник Азбуки.
Первоклассники сегодня все сюда идут.
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют.
Под музыку входит Азбука. Ребята и гости приветствуют аплодисментами главную героиню праздника. Азбука читает стихи:
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про все:
Про реки, про моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Ведущий объявляет ученика, который прочтет для Азбуки стихотворение В.Берестова “Читалочка”. Последние строки стихотворения дети читают хором. Зрители аплодируют, ученик в костюме Азбуки становится в строй.
Ведущий объявляет о начале КВН: “А сейчас ребятам предстоит сдать своеобразный экзамен, где они покажут, чему научила их первая книга – азбука. Это будет веселый экзамен, который пройдет в виде игры КВН “33 родных сестрицы”. Ведущий представляет команды, выбираются члены жюри. В жюри приглашаются директор ГОУ, завуч, один из родителей, ученик-пятиклассник, библиотекарь.
Ведущий объясняет назначение таблички “Помощь зала”: “Мы подготовили для наших игроков самые разные задания – простые, несложные и очень сложные. Поэтому, если нашим ребятам будет трудно, капитан команды просит помощь у зала, подняв табличку”.
Конкурс “Подскажи словечко”.
Для этого конкурса можно взять стихи из книги Е.Серовой “Подскажи словечко”. Например:
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый …Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать-луна,
А дочурки …Трещала с самого утра:
- Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
В этом конкурсе выявляется самая активная команда, которая громче всех подскажет словечко.
Конкурс “Алфавит”.
Этот конкурс выявляет, насколько хорошо знают игроки порядок букв в русском алфавите. Капитаны получают по 6 карточек со словами. Каждый игрок берет одну карточку. Дети должны встать так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке.
Слова для первой команды: блюдце, ваза, кастрюля, ложка, стакан, тарелка. Слова для второй команды: диван, кровать, полка, стол, тумбочка, шкаф. Слова для третьей команды: астра, гладиолус, пион, роза, тюльпан, фиалка. Слова для четвертой команды: апельсин, виноград, груша, киви, слива, яблоко.
Дополнительное задание: назвать эти предметы одним словом.
Конкурс “Веселый алфавит” (домашнее задание).
Каждая команда представляет веселый рисунок, где “расселены” буквы. В этом конкурсе оценивается оригинальность рисунка и умелое представление его.
Конкурс “Оживи букву, или Что на что похоже”.
Для выполнения этого конкурса игрокам понадобится лист бумаги А3, фломастеры и карандаши. Дети должны выбрать любую букву, придумать, на что она может быть похожа, и изобразить это на бумаге. Затем представить свой рисунок. Например, буква Л похожа на шалаш, буква Ф – на дерево. Для выполнения этого конкурса отводится время 7 минут.
Конкурс “Спорт-клуб”.
Каждая команда получает лист с написанной буквой – Б, В, Г, Ф. Нужно написать виды спорта на эту букву. В этом конкурсе побеждает та команда, которая придумает больше слов. Команды активно используют “Помощь зала”.
Конкурс “Тир”.
Ведущий показывает букву, команды по очереди называют слова на эту букву до тех пор, пока не произойдет заминка. Можно взять такие буквы – Ц, О. Выигрывает самая активная команда.
Конкурс “Игра в слова”.
Каждая команда получает карточку с написанным словом. Из букв этого слова нужно составить как можно больше новых слов. Отводится время 7 минут. Можно взять такие слова: соковыжималка, пароварка, знаменитость, гастроном. Побеждает команда, которая придумает больше слов.
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги КВН, дети могут показать зрителям небольшой концерт, в который можно включить чтение стихов, игру на музыкальных инструментах и т.д.
Жюри объявляет команду-победительницу. Всем участникам праздника вручаются памятные подарки.