Тема урока: "Вычитание. Название компонентов и результата действия вычитания" (по учебнику Н.Б. Истоминой "Математика. 1-й класс" – УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • обобщить знания уч-ся по теме “Состав чисел первого десятка”;
  • познакомить с действием вычитанием, названием чисел при вычитании.

1. Орг. момент.

2. Повторение и обобщение знаний по теме “Состав чисел первого десятка”

1) Индивидуальная работа

- Засели “числовой домик” - состав чисел 7 и 9

2) Устный счет

- Прочитать числовой ряд 1 -10, 10 - 1

- Назовите число, следующее за числом …..

- Назовите число, предыдущее числу ….

- Назовите соседей числа …..

- Какое число больше: 7 или 9; 5 или 3 ?

- Сколько всего цветов:

- Сколько снежинок закрыто карточкой?

- Найди равенства с одинаковым значением:

2 + 3 5 + 1 4 + 3 6 + 2 1 + 5 3 + 4 3 + 2 2 + 6

- Какое свойство сложения вам помогло выполнить задание?

- Как называются числа при сложении?

- Вставь пропущенное число:

3) Самостоятельная работа по карточкам

- Проверьте себя, значения каких сумм вы помните?

3 + 2 2 + 4 3 + 5 4 + 3
1 + 4 5 + 1 4 + 4 5 + 2
8 + 1 1 + 6 5 + 4 6 + 3
3 + 3 4 + 2 3 + 4 3 + 1
6 + 1 5 + 3 7 + 1 6 + 2
2 + 2 7 + 2 2 + 5 2 + 7

4) Расставьте числа по порядку: 5, 2, 7, 1, 6, 3, 9, 8, 7

- Переверните эти карточки. Прочитайте слово: вычитание

- Это тема урока.

3. Работа над новым материалом.

- На кусте распустились розы. Сколько цветков распустилось?

- Миша сорвал 3 розы и подарил их Маше. Догадайтесь, что обозначают под картинкой:

1) красные круги;

2) маленькие красные круги;

3) большие красные круги.

- Почему маленькие красные круги зачеркнуты?

- Действия Миши можно записать математическим выражением: 7 - 3

Такие выражения называются разностью. Знак “-” - минус, отнять, вычесть.

Прочитаем выражение по-разному:

7 минус 3; от 7 отнять 3;
из 7 вычесть 3; 7 без 3;
разность семи и трех

Результат вычисления называется значением разности.

Число, из которого вычитаем - уменьшаемое; число, которое вычитаем - вычитаемое.

Слева - уменьшаемое,

Справа - вычитаемое,

А в ответе всем на радость

Нас встречает наша разность.

уменьшаемое вычитаемое значение разности

4. Закрепление

- Положите на парту 6 палочек, уберите 2. Нарисуйте схему. Запишите равенство.

- Как вы думаете, можно ли вычитание чисел так же, как и сложение, показать на числовом луче?

  • a выслушать мнения учащихся

- Прочитайте рассуждения Миши на стр. 89 учебника.

№ 204

№ 205

5. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? ( Я теперь знаю …… )

- Как называются числа при вычитании? (Я теперь умею …… )

- О чем расскажете дома?

Приложение