Цель:
- формировать у учащихся представление о творчестве А. Барто;
- вызвать эмоциональный отклик на стихи поэтессы;
- пробуждать в детях интерес к книге;
- расширять их литературный кругозор;
- продолжить формирование познавательной потребности.
Оборудование: портрет поэтессы, выставка книг, детских рисунков, иллюстраций художников к произведениям автора.
Ход игры
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня наша игра посвящена замечательной женщине, ее творчеству. Послушайте подсказки и попробуйте ответить: кто она?
Она была сценаристом (на доску выставляется планшет-определение: сценарист).
По ее сценариям были сняты такие фильмы как “Подкидыш”, “Слон и веревочка”, “10000 мальчиков”, “Алеша Птицын вырабатывает характер”, “Черный котенок”.
Она была журналистом (определение выставляется внизу).
Автором передачи “Найти человека” на радиостанции “Маяк”, которая помогла людям, потерявшимся в годы войны найти друг друга. 927 семей помогла соединить эта женщина.
Вы еще не догадались, кто эта женщина? Тогда послушайте следующие подсказки:
Она была переводчиком (прикрепляется определение). Зная несколько языков, переводила стихи детей разных стран. Одна из книг этой замечательной женщины так и называется “Переводы с детского”.
Но в памяти людей этот человек известен как поэт. Ее замечательные стихи знают и взрослые и дети.
Она, если вы еще не угадали, (открывается ранее закрытый портрет).
- Агния Львовна Барто.
Ее стихи знают и любят не только вы, ребята, но и ваши родители.
В начале 20 века в Москве, в семье ветеринарного врача родилась девочка. Назвали ее звучным именем – Агния. Была она подвижной и веселой, старательной и доброй.
Всю жизнь Агния Львовна писала стихи для маленьких читателей. Потому что с детства была влюблена в окружающий мир, в своих друзей, в животных, которых лечил ее отец. Всегда сочувствовала чужому горю. Ее стихи читаются легко, запоминаются сразу и надолго.
Сегодня мы будем говорить о произведениях Барто, вспомним героев стихотворений.
Нашу игру будет судить справедливое и строгое жюри (учитель представляет членов жюри)
III. Конкурсная программа
Конкурс 1: “Разминка”.
Начнем с небольшой разминки.
Самые первые стихи Барто, с которыми мы знакомимся, это стихи про игрушки. Они так и называются “Игрушки”. А сколько стихов, и про какие игрушки написала Барто? (11 стихотворений - “Мишка”, “Бычок”, “Слон”, “Самолет”, “Лошадка”, “Грузовик”, “Мячик”, “Зайка”, “Козленок”, “Флажок”, “Барабан”)
Конкурс 2: “Артистический”
Давайте вспомним стихотворение “Мишка”
Уронили мишку на пол…(приглашаются по два человека от каждой команды). Расскажите это стихотворение с различными интонациями:
- вы очень испугались;
- рассердились;
- обрадовались подарку;
- подружке (другу) говорите по секрету
Пока жюри подводит итоги, послушайте интересную историю о встрече А. Барто с Ю.Гагариным.
Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его плотной толпой и, как дети, тянули к нему блокноты и ручки, прося автограф. Агния Львовна, скромно стояла в сторонке, понимая, что ей, слабой женщине, ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт протиснулся к ней и тихо спросил:
- Агния Львовна, можно я дам вам автограф?
Он вырвал листок из блокнота и написал: "Уронили мишку на пол…" Ю.Гагарин.
Оказалось, что детский поэт А. Барто знаменитее всех самых знаменитых писателей” [1]
Конкурс 3: “Викторина”
Сейчас я буду зачитывать небольшие отрывки из стихотворений. А вы угадывать названия этих стихотворений или главных героев
1 команде:
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревет, не спит он!
Он мать изводит просто.
Ну, разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости-
Хозяйку укусил…..(“Медвежонок-невежа”)
2 команде:
Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике пятерочки! (“Ванечка”)
3 команде:
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь -
Озера могут подождать. ( “Сережа учит уроки”)
4 команде:
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена-
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
- С добрым утром!
Я спросила: - Это мне?
Улыбнулся он в окне… (“Вовка - добрая душа”)
5 команде:
- Кого упрашивали?
Сделай одолжение…
С ними в школе нянчатся
И дома уважение…
А он отвечает:
- Вы просите пуще,
Я же не сознательный,
Я же отстающий. ( “Лешенька”)
6 команде:
- Не глядит он на стрекоз
И на рыбок ярких.
- Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки? ( “Жадный Егор”)
7 команде:
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места!
- Ну, садись! - вздыхает та. ( “Любочка”)
8 команде:
Санитарам не везет:
Есть и марля,
Есть и йод,
Не хватает пустяков -
Нет ни ран, ни синяков…(“Мы с Тамарой”)
Конкурс 4. “Конкурс капитанов”
Перед вами конверты. В них лежат стихи и иллюстрации. Кто быстро и верно соединит их?
Конкурс 5. “Поле чудес”
В самом начале игры я говорила, что по сценариям Барто было снято несколько фильмов. Представьте, что вы на “Поле чудес”. Перед вами планшет с название известного фильма с участием Р. Плятта, Ф. Раневской.
Итак, начинает 1 команда. Буква? (“Подкидыш”)
Пока жюри подводит итоги, не хочет ли кто принести своей команде добавочные баллы? Для этого нужно выразительно прочитать любое стихотворение Агнии Львовны Барто.
III. Подведение итогов.
Объявляется команда победительница.
Вот и состоялась еще одна встреча с замечательным человеком и поэтом – Агнией Львовной Барто. С ее произведениями вы будете встречаться всю жизнь. И при каждой встрече открывать что-то новое даже в знакомых стихах.
У Агнии Львовны Барто счастливая судьба - ее книги читали, читают, и будут читать.
Список литературы:
1. “Мурзилка” №2, 2006