Формирование у первоклассников нввыков проверки арифметических действий
Для повышения качества вычислений большое значение имеют навыки проверки арифметических действий. Навыки самопроверки помогают учащимся быстрее усваивать содержание вычислительных приемов, овладевать обобщенными способами решения примеров. Обучение с установкой на самопроверку содействует воспитанию потребности в самоконтроле.
Формы самопроверки изменяются по мере овладения учащимися арифметическими действиями. Так, во время закрепления знания вычислительных приемов целесообразна проверка ответов с применением наглядного материала, а на этапе их автоматизации доступна устная проверка действий, выполняемая без привлечения наглядности. Проверка решенных примеров может выполняться фронтально или индивидуально, в зависимости от дидактических целей самостоятельной работы.
В данной статье я покажу, как можно использовать в качестве средства проверки вычислений счетный материал, широко применяемый для предметной иллюстрации действий сложения и вычитания, а также раскрою доступные первоклассникам средства устной проверки.
Проверка действий сложения и вычитания в пределах 10.
Для проверк5и сложения и вычитания в пределах первого десятка могут быть использованы счетные палочки, модели монет, школьная линейка.
Рассмотрим проверку сложения 5+3=8 с помощью счетных палочек. Для этого учитель проводит беседу по следующим вопросам.
Проверим ответ примера 5+3=8 на счетных палочках. Чему равно первое число в примере? (Первое число равно 5). Отсчитываем 5 палочек и откладываем их в сторону. Какое действие нужно выполнить в примере? (Нужно прибавить.) Какое число нужно прибавить? (Нужно прибавить число 3.) Отсчитываем 3 палочки и берем их в одну руку, а 5 палочек в другую руку берем. Как будем прибавлять палочки? (К 5 палочкам присчитываем 3 палочки. 5 и 1 будет 6, 6 и 1 будет 7, 7 и 1 будет 8. Всего получилось 8.) Какой ответ получен при решении примера? (Ответ тоже равен 8, значит, пример решен правильно.)
При проверки вычислений с помощью моделей монет демонстрируются различные способы выполнения действий. Проиллюстрируем проверку сложения на примере 5+4=9 (рисунок 1).

Действия сложения и вычитания можно быстро проверить школьной линейки.
Для заметок чисел на шкале линейки удобно использовать счетные палочки.
Проверка вычитания: 8-3=5. На шкале линейки счетной палочкой отмечается восьмой штрих, а затем справа налево отсчитывается три деления и второй палочкой фиксируется результат 5 (рисунок 2).

Проверка сложения: 4+3=7. Проверяя сложение с помощью линейки, учащиеся шагают по шкале слева направо (рисунок 3).

При автоматизации у учащихся знаний результатов сложения и вычитания в пределах 10 становится доступной проверка обратным действием. Проверяя примеры, учащиеся могут рассуждать так: 6+3=9, значит, 9-3=6, а 9-6=3; 6-4=2, так как 4+2=6.
Проверка действий сложения и вычитания в пределах 100.
Для проверки сложения и вычитания в пределах 100 можно использовать наборное полотно с фишками, индивидуальный абак, модели монет, таблицу чисел от 1 до 100.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток удобно проверять с помощью наборного полотна с пронумерованными карманами. Нумерация карманов позволяет учащимся воспринимать группу предметов с их числовой характеристикой, а также ускоряет размещение фишек.
Проверка сложения: 8+6=14.
В верхний ряд карманов наборного полотна выставляется 8 одноцветных фишек, а в нижний выставляется 6 фишек другого цвета. После дополнения до 10 фишек первого ряда фишек из второго ряда (переставляются последние фишки) находится результат сложения: 10+4=14 (рисунок 4).

При проверки вычитания однозначных чисел с переходом через десяток в зависимости от порядка, в котором снимаются фишки с наборного полотна, демонстрируется последовательное вычитание или вычитание из 10.
Научившись иллюстрировать числа на индивидуальных абаках, учащиеся могут с их помощью проверять результаты сложения и вычитания (для заметок на абаке отсчитанных кружков используются счетные палочки).
Проверка вычитания: 67-43=24. При проверки вычитания данного примера учитель проводит следующую беседу.
Выполним проверку вычитания 67-43=24 на абаке. Чему равно первое число в примере? (Первое число равно 67). Сколько кружков нужно открыть в столбце десятков и единиц? (В столбце десятков откроем 6 кружков, а в столбце единиц 7). Верно. Открыли кружки и проверили их соответствие 67. Как будем отнимать на абаке? (Чтобы отнять на абаке 43, в столбце десятков снизу вверх отсчитываем 4 кружка и отделяем их палочкой, а в столбце единиц отсчитываем 3 кружка и их второй палочкой. Проверяем количество отсчитанных кружков и закрываем их движком абака). Назовите результат. (В столбце десятков остались 2 открытых кружка, а в столбце единиц остались 4 открытых кружка. Получилось 24.) Что можно сказать о решении примера? (Ответ примера тоже равен 24, значит он решен верно).
Проверка сложения и вычитания с помощью монет имеет большое практическое значение (для работы с моделями монет удобно использовать наборные полотна).
Рассмотрим проверку вычитания 58-35=23 с помощью моделей монет.
Учитель проводит беседу.
Чему равно первое число в примере? (Первое число равно 58). Какими монетами можно набрать 58? (Вставить в наборное полотно, например, монеты 50, 5 и 3.) Какое число нужно отнять от 58? (Нужно отнять 35). Когда отнимают, что делают с монетами? (Монеты убирают с наборного полотна.) Как будем отнимать 35? (Вначале отнимаем 30, а затем 5. Чтобы отнять 30 необходимо разменять 50.) Как удобно разменять 50, чтобы легче было вычесть 30? (Берем две монеты по 20 и одну монету 10. Убрав с наборного полотна монеты 20 и 10, отнимаем 30; убрав монету 5, отнимаем 5). Сколько осталось денег на наборном полотне? (Считаю: “0 и 3 всего 23). Правильно решен пример? (В ответе тоже 23, значит пример решен правильно).
В виде игры “Светофор” можно проводить проверку сложения и вычитания с помощью таблицы чисел от 1 до 100. К таблицеизготавливаются три разноцветные рамки (красная, желтая и зеленая), кот орые позволяют фиксировать числа внутри таблицы (рисунок 5). На рисунке зеленая рамка изображена черной линией, желтая – сеткой, а красная – жирной штриховкой.
Рассмотрим проверку примера 77-24=53 по таблице.
В таблице находится число 77 и заключается в зеленую рамку. (Решение начинается.) Число 24 вычитается последовательно. Отнимая 20, от числа 77 шагают вверх по столбцу таблицы на две клетки и найденное число 57 заключают в желтую рамку.(Решение продолжается). Отнимая 4 единицы, от числа 57 шагают по строке влево на четыре клетки, и число 53 помещают в красную рамку. Стоп! Ответ!
При проверки вычитания движение по столбцам и строкам таблицы выполняется в направлении, противоположном тому, которое имело место при проверки сложения.
(рисунок 5).

Приобретенный опыт выполнения действий в пределах первого десятка позволяет учащимся усваивать уже в первом классе основные способы устной проверки действий сложения и вычитания в пределах 100:
Решение примера другим способом.
Проверка тем же действием или обратным.
| 35+22=57 | 74-51=23 |
| 22+35=57 | 74-23=51 |
| 57-22=35 | 23+51=74 |
| 57-35=22 |
Навыки самопроверки арифметических действий формируются у первоклассников в результате систематической работы по проверке вычислений.