Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с ДЦП играют речевые расстройства. Нарушения умственной работоспособности у этих детей проявляется в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой – чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.
Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформулированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова, как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано с ограниченным практическим опытом.
Можно предполагать, что обощающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта.
Характерной особенностью мыслительной деятельности дошкольников с ДЦП является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать. Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих целостной интллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, его инертность.
Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.
Недостаточность высших корковых функций прявляется в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа, стереогноза.
Формы речевых нарушений у детей с церебральным параличом многообразны: дизартрия, дислалия, алалия; вторичная задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи.
Среди разнообразных речевых нарушений в детском саду большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляли функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.
Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей личности больного. Дефекты речи в большинстве случаев являются причинами неуспеваемости в школе.
Был проведен сравнительный анализ результатов исследования мышления.
Было изучено 30 детей: из них 10 детей с легкой формой дизартрии, 10 - с функциональной дислалией, 10 – с нормальной речью.
Распределение обследования детей по возрасту.
Речевой диагноз |
Возраст |
Всего детей |
||
5 лет |
6 лет |
7 лет |
||
Дети с нормальной речью |
3 |
5 |
2 |
10 |
Дети с функциональной дислалией |
4 |
4 |
2 |
10 |
Дети с легкой формой дизартрии |
4 |
3 |
3 |
10 |
Результаты исследования мышления
Исследование мышления проводилось путем применения заданий на мышление. Были использованы видоизмененные тесты Выготского, Бине, Пиаже.
Для качественной характеристики каждого задания использовалась среднеарифметическая величина, которая определялась как среднее от деления суммы значений времени выполненного задания на количество детей – n, выполняющих задание, то есть:
Результаты выполненных заданий детьми с нормальной речью, функциональной дислалией и легкой формой дизартрии помещены в таблице.
Задание №1. Обобщение предметов методом классификации.
Ребенку предлагались разные картинки (поезд, лошадь и др.). Просили разложить их на группы, сходные между собой, и назвать каждую группу.
Свободно образовать группы смогли 9 детей с нормальной речью и функциональной дислалией. 3 ребенка из данных групп задание выполняли с помощью педагога, допуская ошибки, но по ходу действия их исправляли.
Полученные результаты показали, что только 4 ребенка с легкой формой дизартрии смогли самостоятельно образовать обобщенные группы. Остальные 6 детей нуждались в помощи, распределяя картинки по категориям (овощи, транспорт, животные и т.д.).
Задание на обощение предметов методом классификации и исключения выполнялись практически детьми с нормальной речью и функциональной дислалией без различия. Дети с легкой формой дизартрии в большинстве случаев затруднялись в выполнении задания.
Задание №2. Рассказ по картинкам.
Ребенку предлагалось составить рассказ по картинке, а затем последовательно расположить 3 сюжетные картинки и составить по ним рассказ.
Дети с нормальной речью и функциональной дислалией, в основном, легко справились с заданием. Они отличали существенные детали рисунка, эмоционально описывали изображенные предметы и их действия. 3 ребенка с функциональной дислалией и 2 с нормальной речью выполнили задание с помощью наводящих вопросов. Им помешали неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость и истощаемость. Почти треть детей с легкой формой дизартрии не могли полно составить рассказ по картинке. Они были неуверенными, пассивными, со сниженной работоспособностью. На картинке, в основном, называли отдельные предметы и затруднялись объединить их единым сюжетом.
Аналогичные результаты получены при последовательном разложении сюжетных картинок и составлении по ним рассказа.
Разница в оценке мышления по картинкам у детей с нормальной речью и функциональной дислалией незначительна.
У детей с легкой формой дизартрии эта разница оказалась заметной.
Задание №3. Исследование понятий.
Ребенку предлагались вопросы: кто шьет, продает и т.д.; из чего сделаны: книги, дома, окна и т.д.
Количество правильных ответов у детей с функциональной дислалией было таким же, как и у детей с нормальной речью. Дети с легкой формой дизартрии дали значительно меньше правильных ответов из-за сниженного уровня информации и меньшего лексического запаса. Ответы их характеризовались некоторой упрощенностью и примитивностью.
Задание №4. Исследование высшей нервной деятельности при помощи комплексных раздражителей.
Ребенку предлагались 3 листа по 3 или 5 объектов на геометрические фигуры и растения, группированные по форме, цвету, величине и направлению.
На первом листе были изображены большой и маленький квадраты и большой круг. Из четырех таких же разрезных картинок нужно добавить недостающую, четвертую (маленький круг).
Рисунок 1.
На втором листе были изображены: квадраты голубой и розовый, круг голубой и розовый, треугольник голубой. Из шести разрезных картин нужно добавить (треугольник розовый).
Рисунок 2.
На третьем листе были изображены: желуди раскрашенные и не раскрашенные, малина раскрашенная. Нужно было добавить четвертую разрезную, недостающую (малину не раскрашенную).
Рисунок 3.
Результаты этого исследования приведены в таблице.
Результаты исследования комплексных раздражителей у детей с нормальной речью, функциональной дислалией и легкой формой дизартрии.
Речевой диагноз |
Количество правильных ответов |
||
Маленький круг |
Розовый треугольник |
Нераскрашенная малина |
|
Дети с нормальной речью |
9 |
7 |
9 |
Дети с функциональной дислалией |
8 |
7 |
9 |
Дети с легкой формой дизартрии |
7 |
6 |
5 |
Из полученных данных видно, что дети с нормальной речью и функциональной дислалией выполнили задание без видимой разницы. Однако, дети с нормальной речью справились с заданием быстрее. Они спокойнее и увереннее подбирали нужную картинку, правильно обращали внимание на ее направление и расположение. Дети с функциональной дислалией при выполнении данного задания торопились, суетились, заменяли картинки. Некоторые из них не учитывали цвета, формы, величины, направления фигуры и нуждались в помощи. Дети с дизартрией слабо ориентировались в величине, форме, цвете и направлении фигур, не сразу находили нужные, колебались в правильности выполнения задания. Особенное затруднение у них вызвала третья картинка – нераскрашенная малина.
Результаты сравнения выполненных заданий показывают, что дети с нормальной речью и функциональной дислалией дали практически одинаковое количество правильных ответов. Дети с дизартрией дали меньшее количество правильных ответов, причем качество работы их было ниже. При выполнении работы дети с дизартрией были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако, некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а происходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.
Речь.
Все три группы исследованных детей понимали обращенную к ним речь. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имели достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. У детей со ст. дизартрией активный словарь был несколько ограниченным, фраза – короткая, голос тихий (у некоторых), речь быстрая, неотчетливая. Характерным признаком для детей с дислалией и дизартрией было нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись в виде: замены одних звуков другими (рука - лука), смешения звуков (мишка – миска), отсутствия звуков (шапка – ш‘апка). Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке – неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносились и гласные звуки с легким носовым оттенком. Фонематический слух у большинства детей был снижен.
Выводы.
Сравнительное исследование психического процесса – мышления у исследуемых детей показало, что различие между исследуемыми группами проявляется не только в нарушении одной локальной функции – нарушении речи, но и в мышлении и остальных психических процессах: внимании, памяти. Нарушение мышления значительно больше выявлялось при стертой дизартрии, чем при функциональной дислалии.
Исследование мышления показало, что при стертых формах дизартрии задерживается темп психического развития ребенка, что требует более активного медико-педагогического воздействия.