Цели урока.
Обучающие:
- Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках.
- Закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.
Развивающие:
- Активизировать процесс мышления у учащихся.
- Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
- Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
- Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.
- Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
- Развивать интеллектуальные способности.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся географическую культуру.
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.
- Воспитывать экологическое сознание.
- Содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.
- Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.
Оборудование.
1) Физическая карта полушарий.
2) Атлас для 6 класса.
3) Контуры географических объектов на карточках – заданиях и на пленке для кодоскопа.
4) Тексты литературных произведений.
5) Магнитофонная запись.
6) Памятка для дискуссии (5 шт.) для каждой группы, с критериями оценки за участие в дискуссии.
7) Учетный бланк для каждой команды (оценочные листы).
Фамилия, имя | № задания, оценочный балл1 | Общее число баллов | Итоговый (средний) балл | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Общее число баллов Средний балл группы |
8) карта воображаемого путешествия.
9) тест на пленке для кодоскопа.
10) ответы теста (таблица).
11) у каждого ученика листок с ручкой.
Критерии оценки на разных этапах игры.
Задание №1:
(отгадывание географических объектов по контурам – всего 5 объектов) за каждый объект ученик получает 1 балл, всего 5 баллов.
Задание №2:
а) за определение понятия – макс. 3 балла
б) за распределение географических объектов – макс. 2 балла
Задание №3:
Тест.
За каждый правильный ответ 1 балл (всего 5 вопросов – 5 баллов).
Задание №4:
Дискуссия о значении внутренних вод – самооценка.
1 балл – я знал вопрос, но не выступил.
2 балла – я участвовал в сборе информации и анализе.
3 балла – я знал ответ и поделился информацией с другими.
4 балла – я внес и сумел доказать свое конструктивное предложение.
Задание №5:
Самооценка за ответы на вопросы (критерии, как и в 4 задаче).
Задание №6 (дополнительное):
За правильный ответ участник игры получает 3 балла.
Чтобы получить в журнал оценку:
«5» - нужно набрать не менее 21 балла
«4» - не менее 18 баллов.
«3» - не менее 13 баллов.
Подготовительный этап.
1) Класс разбивается на 5 групп, при формировании групп учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские способности капитанов команд.
2) Учитель сам назначает капитанов команд (в данном случае главных юнг).
3) Учитель заранее консультирует главных членов команд, дав им опережающее задание и определенный «Инструктаж» по ведению игры и оцениванию ответов игроков.
Ход урока.
1 этап: Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине года? И вот вспомнила я слова поэта Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту несостоявшегося плавания одного путешественника, который спланировал данный маршрут в поисках клада. Этот клад спрятан на одном из островов в океане. И его сможет отыскать только тот, кто отличается любознательностью, отважностью, кто хорошо знает океаны, моря, течения и реки. Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада. Капитаном корабля буду я, а вы будете юнгами. На палубе нашего корабля 5 кают. Я назначила в каждой каюте старшего юнгу. В его обязанности входит: следить за выполнением задания и заполнять оценочные листы (учитель знакомит с критериями оценки). А теперь, юные искатели приключений, в путь!
2 этап: Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Учитель (обращая внимание на карту путешествия): Пока я вам все объясняю, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение, корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте!
Задание 1
Каждый член команды получает карточки – задания, в которых указаны контуры географических объектов. Необходимо по контуру узнать, какой географический объект изображен на контуре.
I группа 1. Черное море 2. п-ов Камчатка 3. о. Мадагаскар 4. зал. Мексиканский 5. Гибралтарский прол. |
II группа 1. Средиземное море 2. Скандинавский п-ов 3. р. Амазонка 4. Гвинейский зал. 5. Берингов прол. |
III группа 1. Красное море 2. п-ов Индостан 3. о. Сахалин 4. Бенгальский зал. 5. Магелланов прол. |
IV группа 1. оз. Байкал 2. Аравийский п-ов 3. о. Новая Гвинея 4. Гудзонов зал. 5. прол. Дрейка |
V группа 1. Балтийское море 2. Пиренейский п-ов 3. о. Гренландия 4. Бискайский зал. 5. Каспийское море |
Ребята записывают ответы на листок (за каждый правильно угаданный объект 1 балл, всего 5 баллов).
Для проверки этого задания на кодоскопе высвечиваются контуры заданных объектов с ответами.
Каждый сам оценивает правильность выполнения задания, а старший юнга заполняет оценочные листы.
(время выполнения задания 5 мин.)
Задание 2
Учитель: Карта восстановлена, и мы можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, который называется Почтовый. У местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем им разобрать почту. Итак, юнги, за работу!
Каждая команда получает по два «почтовых ящика» - конверта. Первый – с названием «Воды суши», второй – с названием «Мировой океан» и комплект карточек: зеленых, где написаны понятия, и синих с названиями географических объектов. Каждый ученик поучает по одной зеленой и по одной синей карточке.
Задание: правильно адресовать карточку, дать определение понятия (за определение понятий макс. 3 балла, за распределение географических объектов макс. 5 баллов). Сильные учащиеся могут ответить первыми, а у слабых есть время подумать. (дифференцированный подход.)
(Время выполнения задания – 4 минуты)
I группа Понятия: 1. устье 2. река 3. полуостров 4. ледник 5. материк Объекты: 1. Средиземное 2. Гавайские 3. Гольфстрим 4. Енисей 5. Ладожское |
II группа Понятия: 1. грунтовые воды 2. остров 3. исток 4. цунами 5. канал Объекты: 1. Миссисипи 2. Огненная земля 3. Ниагарский 4. Обь 5. Онежское |
III группа Понятия: 1. Бассейн реки 2. Залив 3. Внутреннее море 4. Дельта 5. Теплое течение Объекты: 1. Суэцкий 2. Скандинавский 3. Нил 4. Амазонка 5. Виктория |
IV группа Понятия: 1. Водораздел 2. Порог 3. Архипелаг 4. Болото 5. Пруд Объекты: 1. Каспийское 2. Мадагаскар 3. Конго 4. Индостан 5. Аравийское |
V группа Понятия: 1. озеро 2. пролив 3. окраинное море 4. Полуостров 5. холодное течение Объекты: 1. Мексиканский 2. Лабрадорское 3. Марианская 4. Нил 5. Охотское |
По итогам выполнения задания проводится взаимоконтроль учащихся.
Задание 3
Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров знаний. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.
Вопросы теста на пленке кодоскопа. Всего в тесте 5 вопросов, за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл (максимум 5 баллов). В тесте вопросы 2-го и 3-го уровня сложности.
Правильные ответы высвечиваются на экране. Учащиеся сами проверяют правильность написания тестов, а старший юнга выставляет оценки.
Квалификационный тест юного моряка.
1) Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане.
а) приливы и отливы
б) постоянные ветры
в) рельеф морского дня
2) Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:
а) весной
б) летом
в) осенью
3) Какая часть мирового океана имеет большую соленость?
а) Аравийское море
б) Балтийское море
4) Более низкую температуру поверхностных вод имеет залив:
а) Мексиканский
б) Гудзонов
в) Бискайский
5) Какие виды вод суши не встречаются в вашей местности:
а) реки
б) ледники
в) озера
г) болота
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | б | а | а | б | б |
Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы ключа). Время выполнения 6 минут.
Задание 4
Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разрешить спор: «Внутренние воды» – это благо или беда? Для нашего спасения придется потрудиться и помочь пиратам.
Для рассмотрения вопроса о значении внутренних вод учитель организует дискуссию. Для этого знакомит учащихся с памяткой: «Как вести дискуссию»:
- В споре не допускай тона превосходства, уважай мнение товарищей.
- Вступая в дискуссию, представляй предмет спора.
- Не повторяй то, что уже было сказано.
- Внимательно слушай товарищей, имеющих противоположные точки зрения, найди в них сильные и слабые стороны.
- Опровергни их доводы.
(один из учеников читает памятку вслух, у каждой команды есть своя памятка)
Какое значение имеют «Внутренние воды» в жизни человека?
Три группы выделяют положительную роль внутренних вод в жизни и хозяйственной деятельности человека, а две группы – отрицательную.
Итоги дискуссии.
Учитель обращается к школьникам, рассмотревшим первую часть вопроса, с просьбой высказать их точку зрения. Учащиеся перечисляют следующие позиции: значение внутренних вод для жизни человека очень велико:
1) внутренние воды – источник питьевой воды;
2) реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);
3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию;
4) реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;
5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;
6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);
7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;
8) Побережья рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей.
Учитель обращается к участникам двух других групп с вопросом: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?»
Участники двух других групп высказывают свою точку зрения с позиции отрицательного воздействия внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Внутренние воды могут причинять и вред:
1) разливы на реках и озерах приводят к сильным наводнениям, т.е. к стихийным бедствиям, в результате которых гибнут люди, разрушаются хозяйственные объекты;
2) подземные воды, размывая горные породы, образуют пустоты, что приводит к образованию карстовых провалов, это препятствует строительству;
3) малые реки, ручьи способствуют образованию оврагов, что мешает распашки земель;
4) большое кол-во болот препятствует развитию сельского хозяйства.
Учитель, подводя итог дискуссии, предлагает учащимся сделать вывод о значении внутренних вод. Ребята делают вывод о том, что больше положительного в значении внутренних вод для жизни человека. Учитель подводит к тому, что человек обязан очень бережно относиться к этому компоненту природы, который является частью водной оболочки Земли. Гидросфера находится в тесном взаимодействии с другими оболочками Земли, образует единый комплекс, частью которого и является человек.
Критерии за работу в дискуссии.
1 балл – я знал вопрос, но не выступил.
2 балла – я участвовал в сборе информации и анализе.
3 балла – я знал ответ и поделился информацией с другими.
4 балла – я внес и сумел доказать свое конструктивное предложение, сделал вывод.
Задание 5
Учитель: Мы свободны и продолжаем наш путь, и корабль, следуя по заданному маршруту, попадает в залив под названием: «залив Открытий».
Помните пушкинские строчки?
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных;
И гений, парадоксов друг!»
В этом заливе нам предстоит совершить несколько открытий, если ответим на сложные вопросы.
Каждая команда получает конверты с вопросами (по 2 вопроса на команду). При обсуждении ответов на вопросы старшие юнги оценивают участие всех членов команд. После этого все участники игры заслушивают вопросы и ответы на них. Если члены команды затрудняются ответить на тот или иной вопрос, ответ могут дать представители другой команды, получив за это определенное кол-во баллов. После ответа учеников учитель зачитывает правильный ответ.
Вопросы для 5 задания.
1) Каким образом межпластовые воды проникают через верхний водоупорный слой?
Ответ: Пласты горных пород не везде залегают горизонтально, они могут изгибаться. Это приводит к тому, что нижние водоносные слои могут выходить на поверхность, и в них будет попадать атмосферная влага и накапливаться на водоупорах.
2) Почему вода в колодце, как правило, прозрачная и холодная?
Ответ: Подземные воды образуются путем просачивания атмосферной влаги вглубь. При просачивании вода фильтруется и становится чистой, без примесей. С этим связана ее прозрачность. Подземные воды образуются на некоторой глубине, а с глубиной температура пород быстро понижается.
3) В какой реке течение в среднем быстрее: в Волге или в Тереке?
Ответ: Течение быстрее в Тереке, т.к. эта река горная и высота ее истока значительно превышает высоту устья.
4) Можно ли по водному пути из Нижнего Новгорода попасть в Москву?
Ответ: Можно из Н. Новгорода проплыть по р. Волге и по каналу им. Москвы.
5) Мертвым морем называют соленое бессточное озеро площадью 1000 км2, образовавшеяся в глубокой впадине. Уровень этого удивительного водоема на 392 м ниже уровня соседнего с ним Средиземного моря. Почему это море называют Мертвым?
Ответ: Соленость в этом море в несколько раз превышает соленость морской воды. Вода Мертвого моря напоминает рассол, сделала его необитаемым.
6) Сарезское озеро называют «Байкалом Памира». Оно образовалось в результате катастрофы, которая произошла в феврале 1911 года. Что стало причиной образования озера?
Ответ: Сарезское озеро образовалось в результате землетрясения и вызванного им обвала, который преградил путь реке Мургаб.
7) В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой – пресная. Что это за озеро? И почему в раздельных его частях различная соленость?
Ответ: Речь идет об озере Балхаш, которое разделено на две части, соединенные между собой узким проливом. Одна часть является сточной, а другая бессточной, поэтому и различная соленость.
8) Уровень воды в различных морях и океанах – величина непостоянная. От уровня какого моря ведется отчет всех высот в нашей стране?
Ответ: За начало высот в нашей стране принят уровень Балтийского моря. От него и отсчитывают все абсолютные высоты.
9) Цепь этих островов, протянувшихся с севера на юг на 1200 км, представляет верхушки гигантской вулканической гряды, поднимающейся из глубокой пучины океана более чем на 10 км. Что это за архипелаг? Как называется водопад на одном из островов данного архипелага?
Ответ: Курильские острова. Водопад «Илья Муромец».
10) Если прорыть канал из Аральского моря в Каспийское, откуда потечет вода: из Аральского в Каспийское или из Каспийского в Аральское?
Ответ: Из Аральского в Каспийское, т.к. уровень Каспийского моря ниже, чем Аральского.
Задание 6 (дополнительное)
Это задание проходит в форме фронтального опроса. За это задание учащиеся могут получить дополнительный балл, на усмотрение старших юнг.
Учитель: Много открытий для себя мы сделали в этом удивительном заливе, но надо заканчивать наше путешествие. По пути к острову «Школьный» мы должны еще побывать на одном удивительном архипелаге. Название его – Литературный. Попутным течением к нашему кораблю прибило бутылку. В ней я нашла свиток, в котором написаны литературные загадки. А разгадывать мы их будем поочередно. Будьте внимательны, юнги! За разгадку у вас есть шанс получить дополнительный балл.
Учитель читает содержание «Загадочного свитка».
1 группа:
Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучиться.
О нем писали: «Чаша вод».
Да, но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ландо
Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?
2 группа:
Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А. С. Пушкиным на поверхности моря?
К морю
Прощай свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы.
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
3 группа:
Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.
«Моя Лена» Леонид Попов
4 группа:
Почему оба поэта изобразили эту реку дикой и необузданной? О какой реке идет речь?
Воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М. Ю. Лермонтов
Меж горных рек несется ***,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал…
А. С. Пушкин
5 группа:
Какую великую русскую реку воспел поэт в стихотворении?
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Волдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
Николай Якушев «О Волге»
3 этап: Заключительный
Учитель: Мы покидаем Литературный архипелаг. Подходит к концу наше путешествие, прямо по курсу остров Школьный. И пока старшие юнги подсчитывают средние баллы и выставляют оценки, а так же по подсчетам общего балла в каждой каюте, мы выясним какая каюта была образцовой (элемент соревнования).
Звучит спокойная музыка, дети заполняют оценочные листы.
Анализ урока по теме: «Обобщение знаний по теме Гидросфера в 6 классе»
Тип урока. Контроль знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Место урока в начальном курсе физической географии.
Данный урок проводится в конце изучения раздела «Гидросфера», когда у учащихся уже сформированы знания по двум крупным темам, составляющим данный раздел, «Мировой океан и его части», и «Внутренние воды».
Структура урока.
I. Оргмомент – 2 мин.
II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний- 38 мин.
1) Определение по контурам географических объектов (самоконтроль)-5 мин.
2) Определение основных понятий по теме и систематизация знаний состава Мирового океана и вод суши. (взаимоконтроль)-4 мин.
3) Написание теста с включением вопросов ?? и ??? уровня сложности (самоконтроль, оценку выставляет старший группы)-6 мин.
4) Дискуссия о значении внутренних вод(оценивание участия в дискуссии проводит старший группы)-10 мин.
5) Коллективные ответы команд на занимательные вопросы (оценивает старший группы)-8 мин.
6) Литературный конкурс загадок.-5 мин.
III. Подведение итогов игры. Оценивание учащихся. Выявление команды-победителя. Отслеживание эмоционального состояния учащихся.
Этапы урока. | Методические цели. | |
I. Организационный процесс |
||
Деление класса на группы,
организация деятельности школьников внутри
группы. Назначение экспертов. Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний. Игровой момент: обыгрывание начала путешествия, знакомство с его «маршрутом». |
Создание эмоционального фона урока, формирование мотивации. | |
II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний. |
||
1) определение по контурам географических объектов, самопроверка на основе правильных ответов. | Развитие эмпирических знаний учащихся, пространственного мышления и картографических умений. | |
2) выполняя второе задание, учащиеся дают определения географических понятий и классифицируют части гидросферы на воды суши и объекты мирового океана. Сильные ученики отвечают без подготовки, а слабым учащимся дается время подумать. Взаимоконтроль. | При выполнении данного
задания, развивать у учащихся активность
самостоятельность. Используя метод
взаимопроверки, способствовать повторению и
закреплению знаний, умению классифицировать
географические объекты. Осуществлять дифференциро -ванный подход к учащимся |
|
3) написание текста с закрытыми
ответами с включением вопросов II и III уровня
сложности. Самопроверка текстов по ключу. |
Формировать навыки самоанализа и самооценки. | |
4) Дискуссия на тему: «Значение внутренних вод в жизни и хозяйственной деятельности человека» Самооценка учащихся в дискуссии |
На основе деления
учащихся по различиям индивидуальных
особенностей осуществляется дифференцированный
подход. В процессе дискуссии выявляется значение
внутренних вод. В итоге необходимо подвести учащихся к выводу о необходимости охраны данного компонента гидросферы. Развивать коммуникативные навыки. |
|
5) Ответы на занимательные
вопросы (обсуждение ответов в группах) Самооценка учащихся при ответах на вопросы. |
Данное задание развивает
умение детей осмысленно воспринимать знание,
давать оценку отдельным фактам, анализировать,
делать выводы, быстро и правильно формулировать
ответы. В процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы развивать коммуникативные навыки. Способствовать созданию успеха – условие для реализации личности. |
|
6) Выполнение дополнительного
задания. Отгадать, о каких географических объектах идет речь в литературных произведениях (это задание проводится фронтально) Самооценка степени успеха. |
Используя литературные
произведения, воспитывать географическую
культуру и эстетическое восприятие
географических объектов. Создание эмоционального фона, осуществление межпредметных связей. |
|
III. Подведение итогов игры |
||
Оценка степени успеха по
количеству набранных баллов. Выявление группы, которая заняла I место по количеству баллов. |
Учащиеся отслеживают и анализируют результаты свей деятельности и наряду с количественной оценкой дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников. |
Выводы по уроку.
Считаю, что урок является результативным в плане реализации личностно – ориентированного подхода при обобщении и контроле знаний учащихся. Данный урок с его целями внес вклад в развитие личности учащихся (формирование навыков самооценки, взаимоконтроля, умения анализировать и применять полученные знания).
Для отслеживания результатов своей учебной деятельности, учащиеся наряду с количественной оценкой, учились давать качественно – содержательную оценку своим знаниям, что дало возможность проанализировать процессы и результаты учебной деятельности. При подборе учебного материала и методов, а также при организации работы учащихся на уроке, учитывала психологические особенности детей: самооценку, вид темперамента, уровень коммуникативного общения, уровень интеллекта. Игровые элементы повысили познавательный интерес учащихся при опросе, создали комфортные условия.
Положительный результат урока обеспечили: смена различных видов деятельности, работа в группах, использование частично – поисковых методов, анализ и самооценка знаний, использование ярких художественных средств.
Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала умственной деятельности учащихся, положительным эмоциям.
Время на уроке распределено рационально.
VII Возрастные особенности учащихся VI класса.
Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой, и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, о ее исследованиях из радио – и телепередач, научно – популярных кинофильмов, литературы, туристических походов и т.д. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов, представлений. У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Если удовлетворить интерес учащихся только яркими, красочными описаниями, демонстрацией различных наглядных пособий, т.е. делать акцент на развлекательность, а не акцентировать их мышление, то в конце концов у них утратится отношение к географии как к учебному предмету. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Поэтому в образовательно воспитательных задачах курса предусмотрен этот уровень усвоения.
В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применять знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор, побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс собственного познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности.
В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.
Качество знаний учащихся по географии в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.
Для понимания сущности изменений некоторых географических объектов и явлений во времени, продолжительности процессов большую роль играют и временные представления. К началу обучения в VI классе для учащихся достаточно определены минута, час, сутки, год, несколько лет. Однако все то, что касается исторического времени, а тем более геологического (тысячелетий и миллионов лет), для них это лишь большие числа. Поэтому часто вместо «20 миллионов лет назад» они могут сказать и «несколько тысяч лет назад» и «один миллиард лет назад».
В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно – образное и формально - логическое мышление. Для развития мышления необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления.
От того, насколько правильно определено соотношение конкретного и обобщенного, момент перехода от образа к мысли, а в последующем применение общего к конкретному, применение знаний для решений учебно-практических задач, зависит успех решения очень важной задачи - воспитания культуры интеллектуального труда. В противном случае мышление приобретает формальный, схоластический характер, знания отрывочны, без понимания сущности.
При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы над развитием мышления и речи учащихся в их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у шестиклассников в описании объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных (варьирующих)
Для учащихся данного возврата характерна большая «привязанность» к тексту учебника, т.е. стремление пересказать его дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения необходимо уделять большое внимание к работе над словом, к обучению учащихся логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятия, приемами их применения.
При переходе из начальных классов в среднее звено шестиклассники испытывают период адаптации, возрастают сложности и объем знаний, подлежащих усвоению, вводится предметное обучение. Это сказывается в понижении активности на уроке, успеваемости, общем отношении к учебным обязанностям. В этот период происходит сложная перестройка умственной активности школьников. Это связано с переходом на самостоятельные формы работы, с поисками рациональных способов, без которых уже невозможно усваивать программный материал, существенно различный в своем предметном содержании, объеме, требованиях к усвоению.
«Кризис подросткового возраста» нередко вызван расхождением между потребностью в усвоении знаний и возможностью усвоения. («хочу, но не могу учиться»). Учащиеся оказываются не подготовленными к самостоятельной работе с учебным материалом, требующим, ввиду сложности и большого объема, углубленной проработки, умения спланировать, рационально построить, а в случае необходимости скорректировать свою умственную активность, направить ее в нужно русло. Подростковый возраст – это возраст становления самосознания, критического отношения к себе и другим, анализа своих и чужих достоинств, недостатков. Для шестиклассников характерна неадекватная самооценка. Вместе с тем, это период накопления и преобразования большого объема научной информации, приобретаемой из родных источников, использования ее при решении учебных и жизненных задач. Это период разнообразных, но еще не сложившихся, не ставших устойчивыми интересов, увеличений.
Стремление к взрослости, психологическая готовность к новым, более высоким требованиям - характерная черта подростка. Но эта готовность не всегда своевременно обеспечивается формированием эффективных средств усвоения знаний – рациональных способов учебной работы, что приводит к таким явлениям, как формализм в усвоении знаний, падение интереса к учению, подмена его другими, «внеучебными» занятиями».
На уроке необходимо создать все необходимые условия для анализа уже сложившихся у учащихся способов учебной работы, определяющих характер и возможности восприятия ими учебного материала, хранения его в памяти, воспроизведения в разных условиях, преобразования в процессе решения задач. Только так можно воздействовать на умственную активность, рационально ее организовывать, усовершенствовать. Именно тогда урок будет носить не только обучающий, но и воспитывающий характер. Раскрывая учащимся рациональные способы работы, оценивая уже сложившиеся, учитель тем самым подводит учеников к осознанию значимости способов учебной работы, побуждает их усовершенствовать, изменяет отношение подростков к учебному труду.