Внеклассное мероприятие: музыкально-литературная гостиная "Вот они – звучат аккорды снова" (романс)

Разделы: Внеклассная работа


Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о Романсе - музыкальном жанре, популярном и в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Романс может воспеть красоту природы, мягким доверительным тоном печалиться о прошлом, заглянуть в будущее.
Сегодня мы расскажем вам о двухвековой жизни романса в России, поведаем о тех, кто отдавал этому жанру свое сердце.
В «Путеводителе по концертам» музыковед Борис Асафьев так характеризует романс: «Романс - усложненный вариант салонной песни, тесно спаявшейся с лирической поэзией».
Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII - XV в. странствующие певцы - поэты-трубадуры исполняли мелодии на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс» - особый тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента. Это могла быть гитара, арфа, скрипка, фортепиано.
Романс является популярным жанром среди всех слоев населения. Их сочиняли такие знаменитые писатели, как автор «Дон Кихота» - Мигель де Сервантес и автор 1500 пьес, трактатов, стихов — Лопе де Вега, романс, на стихи которого вы сейчас услышите.
«Романс Дианы» из кинофильма «Собака на сене».

В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Ранний русский романс или российская песня, как он назывался в XVIII веке - это лишь начальный этап славного восхождения русского романса к вершинам классических образцов.
Для российской песни характерны связь с русской бытовой музыкальной средой, родство с музыкой дворянского салона, текст литературного происхождения и сопровождение инструментального характера.

«Слог песен должен быть приятен, прост и ясен.
Витийств не надобно, он сам прекрасен» - писал поэт Сумароков.

Романс - авторское произведение. У романса должен быть поэт и композитор. Правда, бывают случаи, когда поэт и композитор объединяются в одном лице, как это было у композиторов Бородина, Чайковского и др., но примеры эти нечасты.
С развитием русской поэзии в XIX веке, возникла ответная волна романсовой лирики, создаваемая нередко одаренными композиторами-любителями. Ведь в России в те годы не было профессиональных музыкальных учебных заведений. Первая консерватория открылась в Петербурге лишь в 1862 г., и многие композиторы, авторы произведений отечественного искусства, такие как М. И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин и другие, получили музыкальное образование в индивидуальном порядке, беря частные уроки. Вообще, в систему дворянского воспитания входило обучение игре на музыкальных инструментах, поэтому среди любителей было немало знающих музыкантов.
В романсах начала XIX в. возросла роль фортепианного сопровождения. Создавая родственное сюжету настроение, оно как бы «окутывает» мелодию голоса. Этот прием ярко прослеживается в романсе «Зимний вечер» Михаила Лукьяновича Яковлева на стихи А.С.Пушкина.
Яковлев - музыкант-любитель. Работая в департаменте юстиции чиновником, ОН был любителем музыки и поклонником творчества Пушкина, которого знал еще по Царскосельскому лицею.
Слушание романса «Зимний вечер»

В России любительство процветало до начала XX века. Для многих художественно одаренных натур, салоны - центры любительского искусства, которые устраивали влиятельные особы Москвы и Петербурга, были смыслом жизни, а не только радостным досугом.
Вот, например, Александр Александрович Алябьев - блестящий офицер, отдавал музыке досуг, но успехи его в творчестве были весьма значительны. Им написано более 150 романсов, один из которых - известный всем «Соловей», покоривший русскую публику. Мелодия «Соловья» выразительна, ярка, проста, в ней нет ничего лишнего.
Слушание романса в грамзаписи.

Петр Ильич Чайковский писал о «Соловье»: «Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое. Я не могу без слез слушать «Соловья» Алябьева!»
Одним из замечательных мастеров вокальной лирики начала XIX века был композитор Александр Егорович Варламов. Ему удавалось создавать мелодии танцевального характера - явление частое в русском романсе. Варламов охотно использовал ритмы полонеза, вальса. Вот популярные бытовые романсы (такое название носил русский романс в начале XIX в.), где явно ощущается танцевальность сопровождения:
- «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».

«Музыка - душа моя!» - это слова Михаила Ивановича Глинки - основоположника русской классической музыки. Неслыханно талантливый, щедро одаренный композитор создал огромное количество замечательных произведений.
Большое место занимает в его творчестве вокальная музыка, в которой чувствуется глубокое знание секретов «итальянского бельканто», которое композитор постигал в Италии.
- Бельканто - исполнительский стиль, отличающийся плавностью, легкостью.
Муза Глинки была неисчерпаема. Мне хочется раскрыть одну из поэтичнейших страниц жизни композитора:
В 1819 году поэт А. Пушкин познакомился с Анной Керн, в 1825 году встретил ее в селе Тригорском, когда находился в ссылке в Михайловском. Умная, обаятельная женщина очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Прошло 15 лет, в 1839 году Глинка знакомится с Екатериной Керн - дочерью Анны Керн. «Печальная задумчивость, ясные выразительные глаза, достоинство, разлитое во всем теле, меня привлекали...».
С этой встречи началось сильное увлечение Глинки Екатериной Керн, вызвавшее к жизни прекрасное произведение - романс «Я помню чудное мгновенье».
Слушание романса.

Но, романсы отражают не только личные переживания композитора. «Юноша и дева» - антологический романс преемника Глинки - Александра Сергеевича Даргомыжского. Антологическая поэзия возникла как отклик на вспыхнувший интерес к античному миру, к его литературе. Отдал дань увлечения антологическим жанром и А. С. Пушкин. В романсе «Юноша и дева», композитор Даргомыжский точно следует за словом поэта, точно передает интонации речи.
Слушание романса

Имя Цезаря Антоновича Кюи больше известно как автора многочисленных статей о музыке. На протяжении многих десятилетий Кюи был одним из самых строгих музыкальных критиков и, в 1896 году он издал книгу о русском романсе, которых сам написал 250. Некоторые из них исполняются до сих пор.
- Например, романс «Царскосельская статуя»

Лирическим пейзажем, пастельной звукописью можно назвать романсы Николая Андреевича Римского- Корсакова. Лучшим романсом считается акварельный, выразительный звуковой пейзаж «Редеет облаков летучая гряда».
Мелодекламация романса

Безыскусственность музыкального языка, разнообразие и оригинальность мелодий, богатство аккомпанемента, зачастую самостоятельного по своему художественному значению - все эти качества, сливаясь воедино, образуют романсовый стиль Петра Ильича Чайковского. Сейчас вы услышите романс «Песнь цыганки» на стихи Якова Полонского. Во имя стилизации Чайковский прибавляет музыке реалистический штрих - гитарность. В романсе в скрытой форме присутствует «рок» - излюбленная, мучительная тема Чайковского: в силу роковой тяги к свободе и, несмотря, на личную боль, она все равно уйдет с табором.
Слушание романса

Богата и многообразна русская вокальная музыка. Конечно, упомянутыми сегодня именами авторов романсов не исчерпывается история романса, потому, что и в XX веке этот жанр оставался востребованным и любимым. Романс становится эстрадным, имевшим свои отличительные черты: несложность сопровождения, куплетность, приближающую его к песенным формам, надрывность, чувствительность. Нередко именам авторов не суждено было остаться в памяти, а их произведения остались жить.

Послушайте романс «Темно-вишневая шаль».

Старый добрый романс не сдает позиций и увлекает нас в мир настоящих чувств, глубоких идеалов. Послушайте «Романс Настеньки» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» Андрея Петрова, воспевающий доблесть русских офицеров.
А вот еще один кинороманс - «Под лаской плюшевого пледа».

Прошло более двух веков с того дня, когда русские читатели увидели на книжных прилавках сборник «Между делом и бездельем», в который вошли ранние образцы русского романса. С тех самых пор и повелась эта традиция петь романсы на Руси.
Каждое поколение творцов романса оставляло свой след на его беспокойной судьбе. Каждое поколение искало в нем утешения и подпоры. Как ни трудна была судьба романса. Он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих.