Трудно сегодня встретить человека, который бы
ничего не знал о Романсе - музыкальном
жанре, популярном и в наши дни. Небольшое
вокальное произведение, объединяющее два
целительных потока - поэзию и музыку,
рассказывает нам о чувствах человека, о его
любви, радости, счастье. Романс может воспеть
красоту природы, мягким доверительным тоном
печалиться о прошлом, заглянуть в будущее.
Сегодня мы расскажем вам о двухвековой жизни
романса в России, поведаем о тех, кто отдавал
этому жанру свое сердце.
В «Путеводителе по концертам» музыковед Борис
Асафьев так характеризует романс: «Романс -
усложненный вариант салонной песни, тесно
спаявшейся с лирической поэзией».
Родиной романса является Испания. Именно
там, в XIII - XV в. странствующие певцы -
поэты-трубадуры исполняли мелодии на родном
романском языке. Отсюда и пошло название «романс»
- особый тип мелодии в сопровождении
музыкального инструмента. Это могла быть гитара,
арфа, скрипка, фортепиано.
Романс является популярным жанром среди всех
слоев населения. Их сочиняли такие знаменитые
писатели, как автор «Дон Кихота» - Мигель де
Сервантес и автор 1500 пьес, трактатов, стихов
— Лопе де Вега, романс, на стихи которого
вы сейчас услышите.
«Романс Дианы» из кинофильма «Собака на сене».
В XVIII веке жанр романса определился и в русском
музыкальном искусстве, став одним из выдающихся
явлений отечественной культуры. Ранний русский
романс или российская песня, как он
назывался в XVIII веке - это лишь начальный этап
славного восхождения русского романса к
вершинам классических образцов.
Для российской песни характерны связь с русской
бытовой музыкальной средой, родство с музыкой
дворянского салона, текст литературного
происхождения и сопровождение
инструментального характера.
«Слог песен должен быть приятен, прост и ясен.
Витийств не надобно, он сам прекрасен» - писал
поэт Сумароков.
Романс - авторское произведение. У романса
должен быть поэт и композитор. Правда, бывают
случаи, когда поэт и композитор объединяются в
одном лице, как это было у композиторов Бородина,
Чайковского и др., но примеры эти нечасты.
С развитием русской поэзии в XIX веке, возникла
ответная волна романсовой лирики, создаваемая
нередко одаренными композиторами-любителями.
Ведь в России в те годы не было профессиональных
музыкальных учебных заведений. Первая
консерватория открылась в Петербурге лишь в 1862
г., и многие композиторы, авторы произведений
отечественного искусства, такие как М. И. Глинка,
А.С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин и
другие, получили музыкальное образование в
индивидуальном порядке, беря частные уроки.
Вообще, в систему дворянского воспитания входило
обучение игре на музыкальных инструментах,
поэтому среди любителей было немало знающих
музыкантов.
В романсах начала XIX в. возросла роль
фортепианного сопровождения. Создавая
родственное сюжету настроение, оно как бы
«окутывает» мелодию голоса. Этот прием ярко
прослеживается в романсе «Зимний вечер» Михаила
Лукьяновича Яковлева на стихи
А.С.Пушкина.
Яковлев - музыкант-любитель. Работая в
департаменте юстиции чиновником, ОН был
любителем музыки и поклонником творчества
Пушкина, которого знал еще по Царскосельскому
лицею.
Слушание романса «Зимний вечер»
В России любительство процветало до начала XX
века. Для многих художественно одаренных натур,
салоны - центры любительского искусства, которые
устраивали влиятельные особы Москвы и
Петербурга, были смыслом жизни, а не только
радостным досугом.
Вот, например, Александр Александрович
Алябьев - блестящий офицер, отдавал музыке
досуг, но успехи его в творчестве были весьма
значительны. Им написано более 150 романсов, один
из которых - известный всем «Соловей», покоривший
русскую публику. Мелодия «Соловья» выразительна,
ярка, проста, в ней нет ничего лишнего.
Слушание романса в грамзаписи.
Петр Ильич Чайковский писал о «Соловье»:
«Иногда в музыке нравится что-то совсем
неуловимое. Я не могу без слез слушать «Соловья»
Алябьева!»
Одним из замечательных мастеров вокальной
лирики начала XIX века был композитор Александр
Егорович Варламов. Ему удавалось создавать
мелодии танцевального характера - явление частое
в русском романсе. Варламов охотно использовал
ритмы полонеза, вальса. Вот популярные бытовые
романсы (такое название носил русский романс
в начале XIX в.), где явно ощущается танцевальность
сопровождения:
- «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».
«Музыка - душа моя!» - это слова Михаила
Ивановича Глинки - основоположника русской
классической музыки. Неслыханно талантливый,
щедро одаренный композитор создал огромное
количество замечательных произведений.
Большое место занимает в его творчестве
вокальная музыка, в которой чувствуется глубокое
знание секретов «итальянского бельканто»,
которое композитор постигал в Италии.
- Бельканто - исполнительский стиль, отличающийся
плавностью, легкостью.
Муза Глинки была неисчерпаема. Мне хочется
раскрыть одну из поэтичнейших страниц жизни
композитора:
В 1819 году поэт А. Пушкин познакомился с Анной
Керн, в 1825 году встретил ее в селе Тригорском,
когда находился в ссылке в Михайловском. Умная,
обаятельная женщина очаровала поэта. Пушкин
посвятил ей стихотворение «Я помню чудное
мгновенье».
Прошло 15 лет, в 1839 году Глинка знакомится с
Екатериной Керн - дочерью Анны Керн. «Печальная
задумчивость, ясные выразительные глаза,
достоинство, разлитое во всем теле, меня
привлекали...».
С этой встречи началось сильное увлечение Глинки
Екатериной Керн, вызвавшее к жизни прекрасное
произведение - романс «Я помню чудное мгновенье».
Слушание романса.
Но, романсы отражают не только личные
переживания композитора. «Юноша и дева» -
антологический романс преемника Глинки - Александра
Сергеевича Даргомыжского. Антологическая
поэзия возникла как отклик на вспыхнувший
интерес к античному миру, к его литературе. Отдал
дань увлечения антологическим жанром и А. С.
Пушкин. В романсе «Юноша и дева», композитор
Даргомыжский точно следует за словом поэта,
точно передает интонации речи.
Слушание романса
Имя Цезаря Антоновича Кюи больше
известно как автора многочисленных статей о
музыке. На протяжении многих десятилетий Кюи был
одним из самых строгих музыкальных критиков и, в
1896 году он издал книгу о русском романсе, которых
сам написал 250. Некоторые из них исполняются до
сих пор.
- Например, романс «Царскосельская статуя»
Лирическим пейзажем, пастельной звукописью
можно назвать романсы Николая Андреевича
Римского- Корсакова. Лучшим романсом
считается акварельный, выразительный звуковой
пейзаж «Редеет облаков летучая гряда».
Мелодекламация романса
Безыскусственность музыкального языка,
разнообразие и оригинальность мелодий,
богатство аккомпанемента, зачастую
самостоятельного по своему художественному
значению - все эти качества, сливаясь воедино,
образуют романсовый стиль Петра Ильича
Чайковского. Сейчас вы услышите романс
«Песнь цыганки» на стихи Якова Полонского. Во имя
стилизации Чайковский прибавляет музыке
реалистический штрих - гитарность. В романсе в
скрытой форме присутствует «рок» - излюбленная,
мучительная тема Чайковского: в силу роковой
тяги к свободе и, несмотря, на личную боль, она все
равно уйдет с табором.
Слушание романса
Богата и многообразна русская вокальная музыка. Конечно, упомянутыми сегодня именами авторов романсов не исчерпывается история романса, потому, что и в XX веке этот жанр оставался востребованным и любимым. Романс становится эстрадным, имевшим свои отличительные черты: несложность сопровождения, куплетность, приближающую его к песенным формам, надрывность, чувствительность. Нередко именам авторов не суждено было остаться в памяти, а их произведения остались жить.
Послушайте романс «Темно-вишневая шаль».
Старый добрый романс не сдает позиций и
увлекает нас в мир настоящих чувств, глубоких
идеалов. Послушайте «Романс Настеньки» из
кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» Андрея
Петрова, воспевающий доблесть русских
офицеров.
А вот еще один кинороманс - «Под лаской плюшевого
пледа».
Прошло более двух веков с того дня, когда
русские читатели увидели на книжных прилавках
сборник «Между делом и бездельем», в который
вошли ранние образцы русского романса. С тех
самых пор и повелась эта традиция петь романсы на
Руси.
Каждое поколение творцов романса оставляло свой
след на его беспокойной судьбе. Каждое поколение
искало в нем утешения и подпоры. Как ни трудна
была судьба романса. Он, словно маленький звонкий
родничок, бился и сверкал, чтобы напоить
жаждущих.