Цели:
1) развитие зрительно-пространственной ориентировки в свободном пространстве на вертикальной плоскости (во 2-ой зоне глубины видимого пространства, в пределах которой еще возможна конвергенция, но аккомодация отсутствует (5-6м) .
2) продолжать учить активно оперировать пространственными представлениями (справа, слева, вверху, внизу, над, под) ; классифицировать птиц по признаку перелетности (перелетные, зимующие) ; развивать фонематический слух детей, учить выделять части тела птицы.
3) Развивать активную речь детей: названия птиц(голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец) . Учить употреблять в речи: над, под, вверху, внизу, слева, справа. Расширение активного и пассивного словаря детей за счет доказательной речи способа выполнения сенсорной операции, описывания местоположения птицы.
4) Воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения. Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.
Методы и приемы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц) , словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение) , практический (задачи развития зрительного восприятия осуществляются во внешнем плане, а результат решения проявляется в объяснении выбора объекта)
Материал: сеть, подвешенная к потолку, изображения птиц (рисунок 1) , панно частей света (рисунок2) , раздаточные карточки с изображениями птичьих гнездовий и птиц (рисунок 3)
Предварительная работа: рассматривание чучела птицы или изображения на картинке, беседа о внешних признаках птицы, способах ее питания.
Ход занятия
Мотивация: Из дома педагога пропала птица. Наверное, окно было открытым и она улетела. Педагог очень переживает и ищет ее. Просит детей поискать ее птицу. Может они ее найдут. Но искать нужно по описанию
1) “Узнай птицу по описанию и найди ее”. Работа по зрительному поиску на сети, подвешенной к потолку кабинета. Педагог описывает внешний вид птицы (кукушки) по алгоритму. Дети узнают ее, объясняют, почему они так думают и показывают длинным шестом, где она находится на сети.
Рисунок 1
2) Дидактическая игра “Улетает-не улетает” (классификация перелетных и зимующих птиц) Дети объясняют, почему перелетные птицы улетают на юг. Если дети не могут объяснить, то объясняет педагог, что перелетным птицам нечем будет питаться (насекомых не будет) , они могут замерзнуть. Дети вместе с детьми определяют стороны света, где находится юг, показывают. Можно предложить детям вертикальный стенд на стене.
Рисунок 2
3) “Помести птицу в свой дом”
Загадка
Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь-кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина. (Скворечник)
Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, дупло, гнездо. Нужно поселить птицу в свое гнездо: скворца в скворечник, сову - в дупло, журавля в гнездо. Дети сами проводят линии, объясняют: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что скворец живет в скворечнике. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что сова живет в дупле. Веду линию вверх к нижней картинке справа, потому что журавль живет в гнезде”.
Рисунок 3
Зрительная гимнастика:
“Раз-два-три - повернись - в любую птицу превратись” Дети превращаются в птиц. “Лесничий” угадывает в какую птицу превратился ребенок. Если лесничий не угадывает, то ребенок сам объясняет в какую птицу он превратился.
4) Дидактическая игра “Узнай кто это”
Педагог дает прослушать детям запись голоса птицы: голубя. Затем предлагает угадать гуление голубя, предлагая последовательно записи голоса кукушки, воробья, голубя
5) Разукрашивание части тела птицы. Задание: разукрашиваем часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается (клюв) . Почему у этой птицы такой клюв? (зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щелкать зерна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достает насекомых. Сова – хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу) . Почему клюв находится сверху?
Итог занятия. Ребята, что сегодня в занятии вам понравилось? Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.