Разработка урока "В концертном зале". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Тип урока: освоение нового материала.

Цель урока: знакомство с творчеством С.В.Рахманинова.

Образовательные задачи:

  • познакомить с новым понятием слова “Концерт”;
  • формировать умение составлять концертную программу;
  • развивать чувство ритма в процессе коллективного музицирования;
  • развивать эмоциональность в процессе хорового пения;
  • формировать основы музыкальной культуры.

Развивающие задачи:

  • развивать речь школьника;
  • развивать мыслительную деятельность (умение анализировать музыкальное произведение).

Воспитательные задачи:

  • формировать нравственно-эстетические качества личности юного гражданина России, патриота-россиянина;
  • формировать мировоззрение “Музыка неотделима от жизни, возникшая из потребности людей”.

Сверхзадача: формирование способности воспринимать музыку как часть жизни.

Оборудование: стол, магнитофон, детские музыкальные инструменты, портрет С.В.Рахманинова, букет сирени, таблица эмоциональных состояний, текст песни “Моя Россия”, учебники “Музыкальное искусство” Л.В.Школяр, карточки, партитура “Итальянской польки” для детских музыкальных инструментов, пригласительные листы каждому ученику.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие: – Здравствуйте ребята! Здравствуйте!

2. Психологическая настройка.

– Меня зовут Елена Николаевна. Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Тема нашего сегодняшнего урока “В концертном зале” Мы познакомимся с творчеством одного русского композитора и узнаем, какие значения имеет слово “концерт”. Возьмите в руки пригласительный билет и прочитайте имя великого русского музыканта, с музыкой которого мы сегодня познакомимся. Его детский портрет вы можете увидеть на обложке учебника “Музыкальное искусство”. (С.В.Рахманинов)

– Название его любимого инструмента зашифровано буквами fp.Попробуйте его расшифровать! (Фортепиано)

– А вы, ребята, были когда-нибудь на концерте? Что это такое? (Публичное выступление)

(Открыть на доске карточку с первым значением слова “концерт”.)

– Итак, мы отправляемся с вами в концертный зал…
Все зрители уже готовы слушать первое произведение и нам только нужно узнать, как оно называется. Откройте 66 страницу учебника и прочитайте тему. (Концерт для фортепиано с оркестром.)
“Концерт для фортепиано с оркестром” – это музыкальное произведение, где слово “концерт” означает союз или соперничество солиста и оркестра.
Итак, обратите внимание на “Таблицу эмоциональных состояний” и найдите в ней слова, которые соответствуют настроению музыки этого произведения.

(Звучит фрагмент 1 части “Концерта для фортепиано с оркестром”.)

– А сейчас в нашем воображаемом концерте – антракт.

– Пока музыканты отдыхают, мы узнаем уз пригласительного билета название следующего произведения. (Это – “Итальянская полька”.)

– Ребята, давайте представим себя в роли музыкантов-исполнителей. Возьмите в руки детские музыкальные инструменты и, пользуясь партитурой, исполните эту польку вместе со мной!

(Исполнение в ансамбле с учителем.)

– Молодцы!
Музыку композитора любили слушать его друзья. Среди них – А.Скрябин – известный русский композитор, писатель А.Бунин, певец Ф.Шаляпин и многие другие. Он был отзывчивым и очень добрым человеком.
Композитор много лет прожил в Америке. Он был там очень знаменит, богат и имел много друзей, но когда ему предложили стать гражданином США, он ответил, что Родина у него одна – Россия. Он скучал на чужбине по родным полям, лугам, лесам. Во время Великой Отечественной войны Рахманинов перечислил немалые средства в фонд Красной Армии.

– Ребята, а где ваша Родина? Вы ее любите? Что вы полезного делаете для своей Родины?

(Ответы детей.)

Вывод. Давайте вспомним, с каким композитором мы с вами познакомились?

– Какие произведения слушали?

– Что такое концерт?

(Ответы ребят.)

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу. Более подробно о композиторе вы прочитаете на странице 66–67 учебника, а те, кого заинтересовала судьба этого человека, может почитать книги о нем. В память о С.В.Рахманинове предлагаю спеть песню “Моя Россия” Г.Струве.

(Исполнение.)

– Прозвенел звонок! Кончился урок!