Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний -жи- – -ши-, -ча- – -ща-, -чу- – -щу-". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

(1 класс)

ТЕМА: Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ЦЕЛЬ:

– обобщение знаний детей о шипящих звуках; формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;

– развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; обогащение словарного запаса;

– воспитание интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы работаем в фирме “Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу и К0”. Мы обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На работе мы должны быть взаимно вежливыми, сообразительными, внимательными. Необходимым будет применение знаний, которые вы уже получили на уроках русского языка ранее.

III. Минутка чистописания.

– Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:

– Почему вы так думаете?

– Что вы можете сказать об оставшихся буквах?

– Составим из них узор.

– Напишите буквы в тетради.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Рассмотрите рисунки и расскажите правила:

– Запишите сочетания в тетрадь.

Повторение правил:

Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”

Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”

V. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

В зоопарке стоит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

VI. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Отгадывание загадок. Запись слов в тетрадь.

– А сейчас будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, подчеркнём орфограмму.

Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи).

На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (Шины.)

Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель.)

Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. (Чучело.)

Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник.)

2. Письмо по памяти.

На доске слова: шишка, снежинка, часы, ворчун, чудак, ощущать.

– Прочитайте слова. Запомните их.

– Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы.

– Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз.

– Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш, Ч и Щ?

3. Работа с рисунками.

– Выберите рисунки, которые помогают запомнить наши правила (на доске картинки с изображением жирафа, ежа, чашки, лисы, ежей, чулок, тарелки, мышей, щуки).

– Подписи к этим рисункам поместим в тетрадь:

Жираф, чашка, ежи, чулки, мыши, щука.

– Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу подчеркните.

4. Развитие речи. Составление предложений. Выделение главных членов предложения.

– Составьте предложения с этими словами.

– Запишите предложение. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

5. Работа с деформированными предложениями.

– Откройте учебник на с. 70. Познакомьтесь с заданием в упражнении 104.

– Прочитайте слова:

Рыбки, у, Наташи, живут, красивые, насыпает, свежий, она, корм, в, аквариум.

– Составьте из них два предложения. Запишите их. Подчеркните изученную орфограмму.

У Наташи живут красивые рыбки. Она насыпает в аквариум свежий корм.

– Связаны ли эти два предложения между собой?

– Составьте ещё одно предложение, чтобы продолжить тему.

– Что получилось у нас теперь? Докажите.

6. Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости.

– Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

– Что вы заметили, читая письмо?

– Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.

– Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните.

VII. Обобщение.

– Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? Зачем на уроке надо быть внимательным? Зачем нужно знать правила правописания?

VIII. Итог урока.

– Что вам показалось особенно интересным на сегодняшнем уроке?

– О чём вы расскажете родителям?