Урок кубановедения по теме: «Произведения выдающихся представителей кубанской литературы. К.А. Обойщиков. "Они Россию кормят хлебом" ». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить с произведением кубанского поэта;
  • продолжить формировать навык выразительного чтения, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии;
  • равивать умение анализировать произведение, расширять словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Оборудование:

  • портрет поэта;
  • репродукции картин И.И.Шишкина «Рожь», И.И.Левитана «В поле»;
  • вырезки из местных газет, рисунки учащихся, разноцветные квадраты, фланелеграф.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Кубановедение сейчас.

2. Сообщение темы урока.

а) Беседа.

-Сегодня у нас речь пойдёт о поле, где зреет хлеб и о хлеборобах, которые этот хлеб выращивают. Это очень красивое и необычайное зрелище.

В какое время года это происходит?

( Да, это середина лета, когда самые длинные дни и очень короткие ночи)

Зреющему хлебу, полям, уборке урожая, художники в разные века посвятили немало картин

б) Рассматривание репродукций.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Иван Иванович Шишкин – «Рожь»,

Исаак Ильич Левитан – «В поле».

3. Рассказ о поэте. (Портрет поэта)

Кронид Александрович Обойщиков родился 10 апреля 1920 г. в Ростовской области.Школьные годы прошли на Кубани: в Брюховецкой, в г.Армавире,

в г. Новороссийске. В 1940 г. окончил военное училище. В годы войны участвовал в боевых действиях.Награждён 3 орденами и 12 медалями. Первые стихи написал в 4 классе.Обойщиков один из составителей книг о героях Советского Союза – кубанцах.На его стихи писали музыку В.Пономаренко, С.Чернобай, Г.Селезнёв и др. В 1993 году издан лирический репортаж « Путешествие по «Родине» о людях колхоза «Родина» Усть-Лабинского района. К 50-летию Победы публикация в сборнике стихов «Окопники». Он член Союза писателей и журналистов России. Лауреат премии им. Н.Островского.

4. Первичное чтение стихотворения подготовленными учащимися.

Они Россию кормят хлебом.

***

В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы, как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня.

***

И, житель города законный,
Не первый, не последний раз,
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.

***

А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы…
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.

5. Проверка первичного восприятия произведения.

а) Словарная работа.

-Что удивило в стихотворении? Что не поняли?

-Объясни:

Хлеборобы – люди, которые трудятся на земле, берегут её, выращивают хлеб.

Это профессия.

б) О работе хлебороба говорят так:

Без труда хлеб не родится никогда. ( Объясните пословицу.)

в) Подбор синонимов.

Хлебороб, земледелец, пахарь, крестьянин.

(Рассказ о местных хлеборобах по материалам местных газет)

6. Повторное чтение.

- Вполголоса.
- Через слово вслух.
- Коллективно с учителем.

Физминутка:

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела
И на стульчик тихо села.

7. Анализ произведения.

закончи синонимический ряд :

Хлебное поле,……..нива, жатва (на доске)

-Найди слова подтверждающие слова поэта, что хлеборобы - родня?

(Россию кормят хлебом и поэта тоже)

А поэт городской житель или сельский? Найди слова, подтверждающее это?

- Что разносит ветер? ( дух полей, пыль, дым)

-Прочитайте последние две строки и скажите их своими словами.

-Можно сказать, что стихотворение написано о нашем крае? (Да, в нашем крае большие земельные угодья используют для выращивания хлебных культур.)

- С кем автор сравнивает хлеборобов? (с роднёй)

Найди в тексте средства выразительности речи (эпитет, сравнение, метафору)

В помощь учащимся можно поместить на доске зрительные опоры.

Эпитет - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Метафора вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, по предмету – овеществлением).

-Найдите в тексте эпитеты? («сладкий дым»)

Найдите в тексте метафоры? («хлеборобы кормят хлебом», «ветер разносит дух»)

Найдите в тексте сравнение? («хлеборобы-родня»)

8. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Что значит прочитать выразительно?

В первых строках чувство радости с чем перемешивается? ( с гордостью)

Следующие четыре строки как будете читать? (с правильной расстановкой пауз и интонаций) Перечитывает учитель.

Следующие две строки – это интонация перечисления.

Последние две строки - вывод, итог.

Вывод учителем. Извечный вопрос: почему некоторые люди порой так небрежны и так бездумны в обращении с хлебом? Ясно одно: беречь и ценить хлеб – это прежде всего уметь видеть в нём продукт питания, и воплощение всего самого лучшего, что есть в людях, вырастивших его.

Будь всегда с нами, хлеб! Ведь ты такой же насущный, как воздух и свет, как утренние лучи солнца!

9. Выразительное чтение стихотворения.

  • В парах.
  • По строчкам
  • Целиком.

10. Конкурс на лучшего чтеца.

11. Подбор родственных слов.

  • изделие из муки (хлеб);
  • его ласковое название (хлебушек);
  • люди, которые выращивают хлеб (хлеборобы)
  • сделанный из хлеба (хлебный).

12. Этап творческого поиска.

(На столе разноцветные квадраты. Выбери тот, который подходит к стихам и прикрепи к фланелеграфу на доске.)

13. Итог урока.

- Какова была тема урока?
- Выполнили ли мы задачи урока?
- Что узнали нового на уроке?
- Что вам хотелось бы повторить?

Вывод: Видите, ребята, как много значит каждое слово в речи, а у К.А.Обойщикова за каждым словом скрывается целый поэтический образ. Наша задача – при чтении услышать, увидеть его, чтобы понять, как удивительна, неповторима наша земля и её люди.

14. Домашнее задание.

По желанию выучить наизусть стихотворение, прозвучавшее на уроке.
Попробовать свои силы в сочинении стихов или рассказов о хлебе и хлеборобах.
Проиллюстрировать стихотворение или найти иллюстрации к нему

Литература

  1. Литература Кубани. Т.3.(Современный период) – Хрестоматия для уч-ся средних школ: Учебное пособие./ Сост. Любимцев Ю.Г. – Краснодар: ООО фирма « СТИЛОС » совместно с управлением образования администрации Краснодарского края. 1995. –511с.
  2. Словарь синонимов и антонимов. 1-4 классы.-Тула: «Родничок»; 2000.-200с.
  3. Методическая копилка. Для учителей начальных классов. Учебное пособие.