Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.
Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.
Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.
I. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.
Возможны следующие варианты проведения игры:
- учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах;
- учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;
- все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.
Например:
Обучающимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме “Еда” можно подобрать прилагательные “сладкий”, “питательный” и т. д. Лексический материал представлен в виде таблицы:
Food
cheap | tasty | healthy | fattening | essential to life | |
macaroni | |||||
water | |||||
yoghurt | |||||
curry | |||||
arsenic |
В соответствии с данными критериями учащиеся ранжируют предметы или
явления, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке “macaroni”. Затем выбирают продукт, от которого меньше полнеют, и ставят в таблице напротив него цифру 2 и т. д. , пока не заполнят все колонки таблицы.
II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся.
Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.
Например:
Geographical position (Географическое положение)
В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о различных городах, их местонахождении, населении, достопримечательностях, пользуясь следующими карточками:
Student A | Bath | Sydney | New Orleans | Dundee |
country ? | England | the U. S. A. | ||
which part? | the West | the east coast | ||
population? | 3 million | 180000 | ||
weather? | hot and dry | windy and cold | ||
what I like? | modern busy | Lively commercial | ||
famous for? | the Roman bath | Jazz music |
Student B | Bath | Sydney | New Orleans | Dundee |
country? | Australia | Scotland | ||
which part? | the east coast | the South-east | ||
population? | 85000 | 600000 | ||
weather? | mild and rainy | hot and dry | ||
what I like? | quiet attractive | |||
famous for? | the Opera House | cakes |
III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.
В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.
Например:
Jokers in the pack. (Шуточные карты)
Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся.
Например:
- Waiter, will the pancakes be long? | -A screwdriver. |
- Which is faster, heat or cold? | - No, sir, round. |
- What kind of driver never has accidents? | - Heat, because you can catch cold. |
- I’d like some crocodile shoes, please? | - The breast stroke, sir. |
- What’s green and hairy and goes up and down? | - Because it’s too far to walk. |
- Waiter, what’s this fly doing in my soup? | - Very ugly. |
Задача участников игры -найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание :определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.
IV. Игры на поиск пары и координацию действий.
Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.
Например: Meet your partner. (Встреть друга)
Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:
You can go
to France | for a fortnight |
to England | for a month |
2) by air | 4) in spring |
by car | in summer |
by train | in autumn |
1) to Italy | 3) for a week |
Задача участников игры –найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.
V. Интервью.
Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы.
Например:
Name | favorite books? | favorite TV programs? |
Kate | books about animals | quiz shows |
Olga | books about spies | documentaries |
Задача – выяснить, что твои одноклассники любят смотреть по телевизору.
Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.
VI. Ролевые игры.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.
Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.
Например: Famous people. (Выдающиеся люди. )
Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:
- What is the most important thing you ever did?
- Does your public life affect your private life?
- Which event in your life was the most significant?
Задача “знаменитости”-отвечать на вопросы немного несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:
- What made it easy to guess the character?
- What made it difficult?
Итак, коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.
Литература.
- Маслыко Е. А. , Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. “Высшая школа”, -Минск, 1997.
- Рогова Г. В. , Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. “Владос”, -Москва, 1998.
- Пассов Е. И. Формирование грамматических навыков. Москва, 1989.